Урок на тему «Звук [з]. Буквы З, з»
Задачи:
учить распознавать звук «з» и соответствующую букву,
писать буквы З, з,
упражнять в осмысленном и выразительном чтении,
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи,
прививать читательский интерес, ответственное отношение к учёбе, стремление к успеху.
Формируемые УУД:
распознавать звук «З» и соответствующую букву,
правильно писать буквы З, з,
читать слова с буквой З,
строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя,
применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы.
Ход урока:
Ⅰ. Организационный этап.
- Прозвенел звонок – пора начать урок! Ребята проверьте свои рабочие места, все лежит на парте? Садитесь!
- Прежде, чем мы начнем, я предлагаю нам хорошенько подышать и хором поболтать, чтобы лучше работать на уроке!
Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох на гласные звуки [а], [у], [и]
За – за – за – уходи домой коза.
Зи – зи – зины – все закрыты магазины.
Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.
Ⅱ. Мотивация к учебной деятельности
- Посмотрите на экран, к нам на урок пришел Звуковик! Давайте прочитаем, что же он нам написал:
Я – весёлый Звуковик.
Учиться я давно привык.
В Грамотейке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
«Не придёт ли новый друг?»
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
- Ребята, сегодня к нам действительно придет новый друг. Однако для того, чтобы его достойно встретить, предлагаю подготовиться и вспомнить…
III. Повторение пройденного материала
- Давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем. Прочитайте, пожалуйста, зашифрованные слова на доске: [й,олка], [кл,он], [р,ика].
- На какие две большие группы делятся буквы? Какие характеристики имеют гласные звуки?
- А сейчас распределим слова по рядам и проанализируем согласные звуки в своих словах.
Один человек характеризует одну согласную в слове.
- Ребята, а назовите парные согласные звуки. Почему на ленте букв их расположили парами?
IV. Постановка темы, определение целей.
- Ребята, Звуковик оставил для вас загадки, я вам буду их загадывать, а вы попробуйте отгадать. Ответы запишите в тетрадь.
1. Серенький зверёк лесной, словно столбик под сосной, замер посреди травы — ушки больше головы! (Заяц)
2. После осени пришла. И сугробы намела. (Зима)
3. Он защитит в дождливый день, А в солнечный — подарит тень (Зонт)
4. Разгрызёшь стальные трубы, если часто чистишь... (Зубы)
- Прочитайте все слова, которые мы отгадали (заяц, зима, зонт, зубы). Какой новый звук вы услышали во всех этих словах и в имени сегодняшнего гостя? (звук [з])
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (он звонкий, бывает твердый и мягкий)
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (звуки [з] и [з’], буква З)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (изучить звуки [з] и [з’], букву Зз, научиться писать строчную и прописную букву з, учиться выделять новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)
V. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму)
- Давайте разомнем наши пальчики и подготовим руки к письму!
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.
VI. Изучение нового материала
- Посмотрите на рисунок на желтом фоне, что на нем изображено? Верно, змея. Произнесите первый звук этого слова.
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).
- Посмотрите на звуковое изображение под рисунком. Почему там два варианта звука? (потому что звук может быть и мягким, и твердым). А от чего зависит мягкость или твердость звука?
- Найдите подсказку чуть нижу и назовите мне, с какими гласными звук [з] будет твердым, а с какими – мягким. (с гласными ы, а, о – твердый, с е, и – мягкий). Прочитайте эти слоги.
- Какой буквой обозначается звук [з]? Найдите подсказку на рисунке
- Покажите прописную и строчную буквы Зз на ленте букв.
- А что у нас изображено на рисунке справа? Давайте прочитаем два слова, чье звуковое изображение представлено ниже. (зима и изба). Охарактеризуйте звуки [з] в этих словах, опираясь на звуковой анализ выше.
-Прочитайте слова в столбиках справа? Что их объединяет? А все ли
Почему вместе с этими словами написаны слова снег и сугробы?
- Чтение текста «Лиса и заяц». Сначала самостоятельно, затем несколько учеников на выразительное чтение. Кто знает продолжение сказки? Давайте все вместе закончим ее! Только по очереди. Каждый будет говорить в продолжении по одному предложению. Слушайте друг друга внимательно!
Работа в прописях (штриховка, обведение контура букв). Прописывание элементов строчной буквы з. Прописываем буквы, слоги слова под диктовку, один ребенок работает у доски.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
- Немного выше рабочей строки ставлю точку, начинаю писать полуовал. Это первый элемент. Он заканчивается, когда касается рабочей строки. Теперь я буду писать второй элемент. Как он называется? (полуовал)
Затем дети вместе с учителем пробуют написать букву в воздухе воображаемой ручкой под счет «раз», «два». Те же самые объяснения и действия с прописной буквой з. Прописывают букву в тетради.
- Обратите внимание, заглавная буква занимает две клеточки в высоту и полностью занимает клеточку в ширину. Маленькая же буква занимает лишь одну клеточку в высоту и прижимается к правой стороне клетки так, чтобы не мешать предыдущей букве.
Прописывают букву Зз, слоги и слова с буквой з (за, зи, зу,оз, аз, из, Зина, Лиза, сазан, зеркало, морозы)
На доске слова: коза, зима, мороз, сазан, Лиза, осина, роза.
- Ребята, прочитайте слова на доске. Придумайте с этими словами одно предложение, используя буквы, которые мы уже изучили. (учитель может подсказывать детям, приводить примеры)
- Запишите эти предложения в тетрадь.
- Посмотрите внимательно, на три слова перед текстом, кто там изображен? (змея). На что она похожа? (на букву З) В каких местах в словах стоит эта змея? (в середине и в конце). А кто знает, как делает змея? (-ссс)
- Верно, ребята. А ведь не просто так тут нарисована змея. Как вы думаете для чего? (буква З может иметь звук [с] в некоторых словах). Это значит, что звуки с и з какие? (парные). Все правильно, для чего мы это сейчас проговорили? (чтобы запомнить написание и не делать ошибки в словах)
VI. Физминутка
- Давайте немного отдохнем, подвигаемся, чтобы с новыми силами продолжить урок!
Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)
Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)
Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)
Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)
VII. Работа с карточками.
1.
2.
или
Каждому ученику вручается 2 карточки с заданиями.
Выполнение первой карточки – индивидуально, выполнение второй – в паре.
Прочитать слоги и некоторые слова с буквой З может любой ученик по желанию (не менее 5-8 учеников), приветствуется чтение слов в паре.
(1 – чтение слогов-слияний с буквой з, чтение слов с буквой з; 2 – выполнение звукового анализа слова, определение буквы З и звуков [з], [з’]).
- Посмотрите внимательно на карточки, которые вы получили. Первую вы выполняете каждый самостоятельно, а вторую в паре со своим соседом по парте.
- Кто хочет прочитать, что у нас написано на первой карточке? (читают каждый желающий по одной строке слоги, слова, предложения)
- Теперь приступим к выполнению второй карточки. Чтобы показать готовность, поднимите ваши руки в виде домика.
VIII. Итог
- Ребята скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились? Эта буква обозначает гласный или согласный звук? Охарактеризуйте этот звук, пожалуйста. (согласный, звонкий звук, имеет парную глухую согласную [с], может быть мягким и твердым за счет гласных)
Объяснение домашнего задания.
IX. Рефлексия
Самоанализ «Осенний листок» – раскраска листка в выбранный учащимся цвет (зеленый – материал урока понятен, желтый – есть некоторые вопросы к учителю, красный – тема вызвала затруднения, нужна помощь учителя):
- В конце урока я предлагаю вам нарисовать в тетради осенний листок в зеленый цвет, если вам сегодня было легко на уроке, и вы все поняли; желтый листок, если что-то вызвало затруднения, и вы хотите уточнить что-нибудь по теме сегодняшнего урока; и красный, если прям совсем тяжело было, ничего не понял.
- Ребята, спасибо за такой прекрасный урок!