СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Звук З"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку направлен на изучение распознавания буквы "З" и соответствуеющего звука, правописания этой буквы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Звук З"»

Урок на тему «Звук [з]. Буквы З, з»

Задачи:

  1. учить распознавать звук «з» и соответствующую букву,

  2. писать буквы З, з,

  3. упражнять в осмысленном и выразительном чтении,

  4. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи,

  5. прививать читательский интерес, ответственное отношение к учёбе, стремление к успеху.

Формируемые УУД:

  • распознавать звук «З» и соответствующую букву,

  • правильно писать буквы З, з,

  • читать слова с буквой З,

  • строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя,

  • применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы.

Ход урока:

. Организационный этап.

- Прозвенел звонок – пора начать урок! Ребята проверьте свои рабочие места, все лежит на парте? Садитесь!

- Прежде, чем мы начнем, я предлагаю нам хорошенько подышать и хором поболтать, чтобы лучше работать на уроке!

  • Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох на гласные звуки [а], [у], [и]

  • За – за – за – уходи домой коза.

Зи – зи – зины – все закрыты магазины.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на экран, к нам на урок пришел Звуковик! Давайте прочитаем, что же он нам написал:

Я – весёлый Звуковик.
Учиться я давно привык.
В Грамотейке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
«Не придёт ли новый друг?»
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!

- Ребята, сегодня к нам действительно придет новый друг. Однако для того, чтобы его достойно встретить, предлагаю подготовиться и вспомнить…

III. Повторение пройденного материала

- Давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем. Прочитайте, пожалуйста, зашифрованные слова на доске: [й,олка], [кл,он], [р,ика].

- На какие две большие группы делятся буквы? Какие характеристики имеют гласные звуки?

- А сейчас распределим слова по рядам и проанализируем согласные звуки в своих словах.

Один человек характеризует одну согласную в слове.

- Ребята, а назовите парные согласные звуки. Почему на ленте букв их расположили парами?

IV. Постановка темы, определение целей.

- Ребята, Звуковик оставил для вас загадки, я вам буду их загадывать, а вы попробуйте отгадать. Ответы запишите в тетрадь.

1. Серенький зверёк лесной, словно столбик под сосной, замер посреди травы — ушки больше головы! (Заяц)

2. После осени пришла. И сугробы намела. (Зима)

3. Он защитит в дождливый день, А в солнечный — подарит тень (Зонт)

4. Разгрызёшь стальные трубы, если часто чистишь... (Зубы)

- Прочитайте все слова, которые мы отгадали (заяц, зима, зонт, зубы). Какой новый звук вы услышали во всех этих словах и в имени сегодняшнего гостя? (звук [з])

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (он звонкий, бывает твердый и мягкий)

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (звуки [з] и [з’], буква З)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (изучить звуки [з] и [з’], букву Зз, научиться писать строчную и прописную букву з, учиться выделять новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

V. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму)

- Давайте разомнем наши пальчики и подготовим руки к письму!

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.

VI. Изучение нового материала

- Посмотрите на рисунок на желтом фоне, что на нем изображено? Верно, змея. Произнесите первый звук этого слова.

- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый).

- Посмотрите на звуковое изображение под рисунком. Почему там два варианта звука? (потому что звук может быть и мягким, и твердым). А от чего зависит мягкость или твердость звука?

- Найдите подсказку чуть нижу и назовите мне, с какими гласными звук [з] будет твердым, а с какими – мягким. (с гласными ы, а, о – твердый, с е, и – мягкий). Прочитайте эти слоги.

- Какой буквой обозначается звук [з]? Найдите подсказку на рисунке

- Покажите прописную и строчную буквы Зз на ленте букв.

- А что у нас изображено на рисунке справа? Давайте прочитаем два слова, чье звуковое изображение представлено ниже. (зима и изба). Охарактеризуйте звуки [з] в этих словах, опираясь на звуковой анализ выше.

-Прочитайте слова в столбиках справа? Что их объединяет? А все ли
Почему вместе с этими словами написаны слова снег и сугробы?

- Чтение текста «Лиса и заяц». Сначала самостоятельно, затем несколько учеников на выразительное чтение. Кто знает продолжение сказки? Давайте все вместе закончим ее! Только по очереди. Каждый будет говорить в продолжении по одному предложению. Слушайте друг друга внимательно!

Работа в прописях (штриховка, обведение контура букв). Прописывание элементов строчной буквы з. Прописываем буквы, слоги слова под диктовку, один ребенок работает у доски.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

- Немного выше рабочей строки ставлю точку, начинаю писать полуовал. Это первый элемент. Он заканчивается, когда касается рабочей строки. Теперь я буду писать второй элемент. Как он называется? (полуовал)

Затем дети вместе с учителем пробуют написать букву в воздухе воображаемой ручкой под счет «раз», «два». Те же самые объяснения и действия с прописной буквой з. Прописывают букву в тетради.

- Обратите внимание, заглавная буква занимает две клеточки в высоту и полностью занимает клеточку в ширину. Маленькая же буква занимает лишь одну клеточку в высоту и прижимается к правой стороне клетки так, чтобы не мешать предыдущей букве.

Прописывают букву Зз, слоги и слова с буквой з (за, зи, зу,оз, аз, из, Зина, Лиза, сазан, зеркало, морозы)

На доске слова: коза, зима, мороз, сазан, Лиза, осина, роза.

- Ребята, прочитайте слова на доске. Придумайте с этими словами одно предложение, используя буквы, которые мы уже изучили. (учитель может подсказывать детям, приводить примеры)

- Запишите эти предложения в тетрадь.

- Посмотрите внимательно, на три слова перед текстом, кто там изображен? (змея). На что она похожа? (на букву З) В каких местах в словах стоит эта змея? (в середине и в конце). А кто знает, как делает змея? (-ссс)

- Верно, ребята. А ведь не просто так тут нарисована змея. Как вы думаете для чего? (буква З может иметь звук [с] в некоторых словах). Это значит, что звуки с и з какие? (парные). Все правильно, для чего мы это сейчас проговорили? (чтобы запомнить написание и не делать ошибки в словах)

VI. Физминутка

- Давайте немного отдохнем, подвигаемся, чтобы с новыми силами продолжить урок!


Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)

Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)

Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)

Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)

VII. Работа с карточками.
1.

2.

или

Каждому ученику вручается 2 карточки с заданиями.
Выполнение первой карточки – индивидуально, выполнение второй – в паре.
Прочитать слоги и некоторые слова с буквой З может любой ученик по желанию (не менее 5-8 учеников), приветствуется чтение слов в паре.
(1 – чтение слогов-слияний с буквой з, чтение слов с буквой з; 2 – выполнение звукового анализа слова, определение буквы З и звуков [з], [з’]).

- Посмотрите внимательно на карточки, которые вы получили. Первую вы выполняете каждый самостоятельно, а вторую в паре со своим соседом по парте.

- Кто хочет прочитать, что у нас написано на первой карточке? (читают каждый желающий по одной строке слоги, слова, предложения)

- Теперь приступим к выполнению второй карточки. Чтобы показать готовность, поднимите ваши руки в виде домика.

VIII. Итог
- Ребята скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились? Эта буква обозначает гласный или согласный звук? Охарактеризуйте этот звук, пожалуйста. (согласный, звонкий звук, имеет парную глухую согласную [с], может быть мягким и твердым за счет гласных)

Объяснение домашнего задания.

IX. Рефлексия
Самоанализ «Осенний листок» – раскраска листка в выбранный учащимся цвет (зеленый – материал урока понятен, желтый – есть некоторые вопросы к учителю, красный – тема вызвала затруднения, нужна помощь учителя):

- В конце урока я предлагаю вам нарисовать в тетради осенний листок в зеленый цвет, если вам сегодня было легко на уроке, и вы все поняли; желтый листок, если что-то вызвало затруднения, и вы хотите уточнить что-нибудь по теме сегодняшнего урока; и красный, если прям совсем тяжело было, ничего не понял.

- Ребята, спасибо за такой прекрасный урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!