Учитель читает четверостишье Абая, как цитату к рассказу о поэте-просветителе. Истины сеять зерно я хочу, окрылять языком, Чтоб не только в глаза, но и в души свет проник. Пусть же берет молодежь достойный пример с того, Кто не унизит стиха, кто в нем высокую мудрость постиг. Великого Абая волновали вопросы жизни, окружающего мира, природы,тайны бытия, их закономерности. Он искал ответы на них и в своих произведениях философских размышлениях говорил о смысле и цели жизни, показывал пути достижения этих целей. По мнению Абая, важным в жизни человека является его духовное развитие и совершенствование. Огромную роль в жизни играет поставленная цель, которая требует от человека определенных усилий. Цель во многом связана от уровня самопознания.У человека с высоким целями другая жизнь. Знание своей цели в жизни – первый шаг на пути к самопознанию. Осуществление этой цели- второй шаг. Абай одним из первых обратил внимание на необходимость при воспитании подрастающего поколения учитывать возрастные и психологические особенности детей. Вместе с тем он придавал огромное значение высокой педагогической культуре воспитателя, его уму, милосердию, доброте, педагогическому таланту и творчеству. Абай верил в силу воспитания и возлагал на него большие надежды. В своих словах-назиданиях Абай связывает такие высокие качества как совесть, честь, милосердие с ответственностью людей перед обществом. Его философские размышления актуальны и в наше время. Автор делает вывод о том, что познание Абая - это познание самого себя. Вопросы: 1.О ком идет речь в рассказе? 2. Какое значение в жизни Абая имели знания, их поиск? 3. Приведите пример, что Абай жил в единстве мысли, слова и дела? 4.Объясните, что значит жить в единстве мысли, слова и дела? 5. Как вы думаете, что придавало Абаю силы для творчества? 6. Объсните что такое патриотизм. 7. Что такое Истина, как общечеловеческая ценность? 8.Приведите примеры поиска знаний, своего предназначения в вашей жизни. IV. Творческая деятельность. Учителю важно подчеркнуть. . - что мудрость никому не дается от природы, а приходит через жизненный опыт, который накапливается в процессе познания человеком себя и окружающего мира.
Ознакомление с мудрыми словами , цитатами, высказываниями. .
1. Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо. Сенека 2. Мудрость – это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер 3. Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил 4. Кто мудр, тот и добр. Сократ 5. Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - терпение. Генрих Ибсен 6. Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней. Пифагор 7. Умей довольствоваться малым и трудись честно. 8. Человек мыслящий, имеющий богатый жизненный опыт, может предсказать события. Таких – то и называют святыми. 9. Если нет жизни помимо этой, какой смысл тратить ее на единоборство с природой и людьми. 10. Остерегайся мелких недругов так же, как серьезных врагов. 11. Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи, величиной с гору. И не стыдно нам после называться человечеством? 12. Глаза человеческие можно прикрыть. Око души – никогда. 13. Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает. И .Гете 14. Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. Ф. Ларошфуко 15. Творить добро – значит действовать, а не через силу совершать благодеяние или уступать просьбам тех, кто нуждается в помощи либо назойливо ее требует. Ж. Лабрюйер 16. Являясь полноценной личностью данной нации и гордясь своей нацией, ты можешь достойно относиться и к другим народам. Бауржан Момышулы 17. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. Виссарион Белинский 18. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Б. Паскаль | ны. |