Цель урока: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы. Задачи: раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы; развитие эмоционально-чувственного восприятия природы; воспитание заботливого и бережного отношения к природе. Ресурсы: аудиозапись звуков природы: шума морских волн, шелеста листвы, щебетания птиц. | Ресурсы: (материалы, источники) |
Ход урока: 1.Организационный момент. Позитивный настрой Мысленное путешествие в подводное царство. (Попросите учеников сесть в круг, руки на коленях или на столе, ноги не скрещиваются. Следите за тем, чтобы они держали спину прямо. Включите негромкую спокойную музыку). Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. 2.Проверка домашнего задания Попробуй удивляться стр 95-97 чит Какое значение имеет в жизни человека умение удивляться? Расскажите, какие чувства вы испытывали, когда, как Архимед, могли воскликнуть: "Эврика!" Случались ли в вашей жизни моменты, когда вы были удивлены, восхищены чем-то в окружающем вас мире? Умение удивляться - важное качество человека, которое помогает познавать мир с радостью в сердце. | Примечание |
4.Рассказывание истории (беседа) ЖИВАЯ ВОДА У отца было четыре сына. Отец состарился. Он позвал своих взрослых сыновей и сказал им: « Сыновья мои, я хочу, чтобы вы привезли мне живой воды из святого источника, который находится высоко горах. Отправляйтесь в путь, каждому из вас я дам вам повозку и пятерку коней. Эти кони не все до конца обузданы. Прежде всего, обуздайте их, и научитесь управлять ими, также как вы научились управлять своими мыслями и чувствами». Первый сын получил пятерку коней и повозку. Он был ленив и решил для себя так: « Зачем тратить столько сил и времени на объездку? Он надел своим коням на глаза шоры и стал водить их по кругу. Вскоре он решил, что все готово, и запряг своих коней в повозку и отправился в путь. Но животные вместо того, чтобы идти вперед, привычно шли по кругу. Первый сын так и не смог научиться управлять своими конями. Второй сын был упрямым, суровым и жестоким человеком. Он быстро и решительно укротил пятерку своих коней. Он запряг их в повозку и отправился в путь. Повозка неудержимо неслась вперед, но он продолжал безжалостно хлестать коней, погоняя их. Вскоре от безумно быстрой езды кони захрипели и стали уставать, но второй сын на хотел замечать этого. Он все гнал и гнал вперед. Вскоре один из загнанных скакунов запнулся и упал, повозка сошла с дороги и завалилась в канаву. Третий сын был добрым, умным, но нерешительным и непоследовательным человеком. Он долго укрощал пятерку своих коней. Одни кони были лучше объезжены, другие хуже. Но так до конца вся пятерка и не была укрощена. Тем не менее, третий сын запряг их в повозку и отправился в путь. Он не гнал и ехал осторожно. Кони слушались его. Но случилось ему проезжать мимо поля, где паслись молодые кобылицы. Почуяв их запах, один из плохо объезженных коней встал на дыбы и повлек за собой всю пятерку. Кони стали неуправляемы. Повозка неслась по полю и завалилась. Младшего сына отец любил больше всего. Он дал ему свою красивую повозку и пятерку коней. Четверо коней были хорошо укрощены, и только один был не объезжен. Младший сын вдруг стал алчным и тщеславным. Он взял четырех скакунов покрыл их красивой накидкой и впряг их в роскошную повозку. Он стал катать в ней людей за большие деньги. Он говорил людям: «Это кони моего отца. Я сам объездил их. Только я знаю, как лучше всего это сделать. Только я смогу привезти живой воды из святого источника». Он отправился в путь, так и оставив необъезженного пятого скакуна. Он поехал в горы, но не смог доехать до святого источника и набрал просто чистой воды из горной реки. Когда младший вернулся назад, он стал всем рассказывать про свое путешествие к святому источнику и врать, что он привез живой воды, которая лечит людей. Он стал за большие деньги продавать воду из горной реки, выдавая её за живую. Многие люди верили ему и покупали эту воду. Некоторые из них так свято верили в «живую воду», что на самом деле исцелялись от болезней. Наконец, отец снова позвал к себе своих сыновей. Трое старших сыновей не принесли ему живой воды. Один младший сын держал в своих руках сосуд с водой. Он подошел к отцу и сказал: «Вот, я выполнил волю твою, отец. Я привез тебе живую воду из святого источника». Отец взял сосуд и выпил немного воды из него. «Кого ты хочешь обмануть, сын мой – сказал отец – меня или себя? Это вода из горной реки, а не из святого источника». «Ты прав, отец. Прости меня – сказал младший сын, стоя на коленях - Я не доехал до святого источника, потому что не взял пятого коня, который так и остался необъезженным». «Прости нас, отец, мы не исполнили волю твою» – сказали старшие сыновья. «Я прощаю вас, сыны мои – сказал отец – Отправляйтесь снова в путь. Я вам дам другие повозки, но больше не повторяйте своих ошибок. Научитесь контролировать свои мысли и чувства, хорошо обуздайте своих коней и привезите мне живой воды». В чем смысл притчи? | |
6.Групповое пение. «Берегите, Землю!» На лугах по утрам за рекой туман, от росы отряхнулся тяжелый шмель, и планета, как жизнь нам одна дана среди тысяч миров и чужих земель. здесь сосновые иглы колючих звезд, акварели морей и молчанье льдин, ты под пение птиц на планете роз здесь однажды рассветы увидел сын.
припев:
взгляни на эту землю с высоты, прозрачна даль и синева чиста мы за нее в ответе я и ты, не забывай об этом никогда.
здесь на синих вершинах лежат снега, и дождям подставляет ладони клен, и плывут в небесах облака-века над землей, где себе ты поставил дом. семицветные радуги на заре перекинули в завтрашний день мосты, и с тебя начинается новый день в том единственном доме, где счастлив ты. припев: тот же | |
8.Заключительная минута урока Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя? Я хочу, чтобы каждый из вас стал сильным, твердым и прямым человеком. Будьте чисты и полны любви! Помогайте тем, кто находится в худших условиях, и служите тем, кто нуждается в вашей помощи. Дарите всем улыбку. | |