СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по шахматам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность дополняет урок,предлагаемый мною коннспект такого занятия 

Просмотр содержимого документа
«Урок по шахматам»


ШАХМАТЫ

План-конспект занятия

Тема: «ФЕРЗЬ.»


Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.

Задачи: 

- научиться делать ходы и взятие ферзём;

- развивать воображение, мышление, память;

- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре,  настойчивость.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы.


Ход занятия:

  1. Организационный момент 

  2. Проверка домашнего задания

  3. Повторение пройденного

-На прошлых уроках мы познакомились с фигурами слон и ладья. Вспомним как ходит ладья?

Дети: По горизонтали и вертикали.(выставляют на доску, показывают)

-Сколько пешек стоит ладья?

Дети: пять.

-А как ходит слон? Какие линии он любит? (выставляют на доску, показывают)

Дети: Слон любит ходить по диагонали.

-Кто  скажет стоимость слона?

Дети: три пешки.

  1. Изучение нового материала

–Сегодня мы познакомимся с новой фигурой – ферзем.

Слово «ФЕРЗЬ» произошло от индийского «ФЕРЗИН», что означает ученый человек, советник. (демонстрация обозначения ферзя) Ферзь ходит как ладья и, как слон. В этом вся сила ферзя. Стоит ферзь 10 пешек. (заполнение таблички)

Ферзь – сильнейшая фигура,

Королю всегда под стать,

Может в разных направленьях

Защищать и нападать!

Он основа для победы,

Но, порою,  возгордясь,

Попадает он в ловушку,

Сам себя тогда стыдясь.

-Давайте вспомним стихотворение и скажем какое начальное положение ферзя

В каждом отряде — ты сам погляди- Кто же посреди? Ферзь с королем-

  Оба угла занимают ладьи.                    Самые главные в войске  своем.

       Рядом с ладьями кони видны, Чтобы не путать , какие поля

      Рядом с конями встали слоны. Тут для ферзя и для короля,

                                         Нужно запомнить одну из примет:

                          Ферзь выбирает свой собственный цвет -

                                 Белый на белом квадрате стоит,

                                  Черному черный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

                           Путать ферзей с королями нельзя.                               

   - Уберем все фигуры с доски, только ферзей оставим на их квадратах. Назовем их адреса. (В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.)

С давних пор среди шахматистов бытует поговорка : «Ферзь любит свой цвет!» Это значит, что до начала игры ферзь располагается на поле своего цвета. Белый ферзь стоит на белом поле, а черный- …?

Ферзь ходит как ладья по белым и по черным клеточкам. И если он остановился на черной клетке, то с неё он может пойти как чернопольный слон. А если он остановился на белой клетке, то как дальше он может пойти?

- Давайте посчитаем, на сколько сторон может пойти ферзь со своего квадрата? (на 5 сторон)

-А если мы одного из ферзей поставим в центр шахматной доски , то на сколько сторон он теперь может пойти?( на 8 сторон)

              ( Дети по очереди выходят к доске и показывают как может двигаться ферзь. Фиксируем цветными магнитиками).

         -Наши ферзи не только ходят , как слон и как ладья. Они и нападают точно так же.

  Фигура эта так сильна,

  Что потерять ее беда.

Скорей всего потеря эта -

  Конец игре!

  Тут песня спета.

-А как вы думаете, сколько ходов надо сделать ферзю, чтобы напасть из одного угла шахматной доски в противоположный?

Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игры «Стрелок в тире»,  

«Цепочка», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»

V. Практическая работа. (Предлагаются разные игровые ситуации)

VI. Итог занятие. Домашнее задание

- Что понравилось на занятии?

- Что интересного о ферзе расскажете дома родителям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!