ШАХМАТЫ
План-конспект занятия
Тема: «ФЕРЗЬ.»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Задачи:
- научиться делать ходы и взятие ферзём;
- развивать воображение, мышление, память;
- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы.
Ход занятия:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Повторение пройденного
-На прошлых уроках мы познакомились с фигурами слон и ладья. Вспомним как ходит ладья?
Дети: По горизонтали и вертикали.(выставляют на доску, показывают)
-Сколько пешек стоит ладья?
Дети: пять.
-А как ходит слон? Какие линии он любит? (выставляют на доску, показывают)
Дети: Слон любит ходить по диагонали.
-Кто скажет стоимость слона?
Дети: три пешки.
Изучение нового материала
–Сегодня мы познакомимся с новой фигурой – ферзем.
Слово «ФЕРЗЬ» произошло от индийского «ФЕРЗИН», что означает ученый человек, советник. (демонстрация обозначения ферзя) Ферзь ходит как ладья и, как слон. В этом вся сила ферзя. Стоит ферзь 10 пешек. (заполнение таблички)
Ферзь – сильнейшая фигура,
Королю всегда под стать,
Может в разных направленьях
Защищать и нападать!
Он основа для победы,
Но, порою, возгордясь,
Попадает он в ловушку,
Сам себя тогда стыдясь.
-Давайте вспомним стихотворение и скажем какое начальное положение ферзя
В каждом отряде — ты сам погляди- Кто же посреди? Ферзь с королем-
Оба угла занимают ладьи. Самые главные в войске своем.
Рядом с ладьями кони видны, Чтобы не путать , какие поля
Рядом с конями встали слоны. Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет -
Белый на белом квадрате стоит,
Черному черный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя.
- Уберем все фигуры с доски, только ферзей оставим на их квадратах. Назовем их адреса. (В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.)
С давних пор среди шахматистов бытует поговорка : «Ферзь любит свой цвет!» Это значит, что до начала игры ферзь располагается на поле своего цвета. Белый ферзь стоит на белом поле, а черный- …?
Ферзь ходит как ладья по белым и по черным клеточкам. И если он остановился на черной клетке, то с неё он может пойти как чернопольный слон. А если он остановился на белой клетке, то как дальше он может пойти?
- Давайте посчитаем, на сколько сторон может пойти ферзь со своего квадрата? (на 5 сторон)
-А если мы одного из ферзей поставим в центр шахматной доски , то на сколько сторон он теперь может пойти?( на 8 сторон)
( Дети по очереди выходят к доске и показывают как может двигаться ферзь. Фиксируем цветными магнитиками).
-Наши ферзи не только ходят , как слон и как ладья. Они и нападают точно так же.
Фигура эта так сильна,
Что потерять ее беда.
Скорей всего потеря эта -
Конец игре!
Тут песня спета.
-А как вы думаете, сколько ходов надо сделать ферзю, чтобы напасть из одного угла шахматной доски в противоположный?
Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игры «Стрелок в тире»,
«Цепочка», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»
V. Практическая работа. (Предлагаются разные игровые ситуации)
VI. Итог занятие. Домашнее задание
- Что понравилось на занятии?
- Что интересного о ферзе расскажете дома родителям?