СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сказке Г-Х.Андерсена "Снежная королева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке Г-Х.Андерсена "Снежная королева"»



Открытый урок


по литературе


в 5 классе


Тема : Г. – Х. Андерсен . Сказка


« Снежная королева »















ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 5 КЛАССЕ ТЕМА : Г. – Х. АНДЕРСЕН . СКАЗКА

« СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА »





ЦЕЛЬ : 1) познакомить учащихся с биографией

писателя , показать , каким он хотел быть в жизни , как к нему приходило вдохновение , открыть перед детьми необычный сказочный мир Андерсена ;

2) показать отличие литературной сказки от народной , продолжить работу с элементами построения сказки : зачин , концовка и тд ;

3) обратить внимание детей на поставленные в произведении нравственные проблемы: борьба добра со злом,всепобеждающая сила любви.

.




ОБОРУДОВАНИЕ : портрет писателя , рисунки

ребят на сюжеты сказок Андерсена , высказывания о писателе , записанные на доске .






1 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА Записи на доске:
  1. высказывание С . Маршака о писателе . « Ганс -Христиан Андерсен – величайший мастер изумлять людей полетом воображения ».

« Андерсен вышел из глубины простого народа .

В наследство он получил все богатство народной поэзии ».

  1. Дружба - близкие отношения , основанные на

взаимном доверии , общности интересов .

Искренний – правдивый , откровенный .

Преданный – исполненный любви и верности к

кому – либо .


2 СЛОВО УЧИТЕЛЯ .


По – настоящему любить и понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас пленит и тронет его искусство .

Есть на свете страна , которую мы узнаем и начинаем любить с самого раннего возраста . Это Дания . Маленькая северная страна , с трех сторон окруженная морем , пленяет нас с детства потому – что в ней жил и писал величайший сказочник мира Г. – Х. Андерсен . Он входил в наши дома прежде , чем мы научились читать , входит легкой , почти неслышной поступью , как прославленный им волшебник , мастер сказок и снов , маленький Оле – лук – ойе , тот самый , который появлялся у постели детей по вечерам с двумя зонтиками под мышкой . Один зонтик весь раскрашен и разрисован цветными узорами и картинками.

Оле раскрывает его над хорошими детьми.

Другой зонтик – гладкий, простой, без картинок. Если его раскроют над вами, вы не увидите ночью ничего, кроме темноты.

Ну-ка признавайтесь, снятся ли вам сказочные, яркие сны?



3ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ,


1 С произведениями Г.- Х. Андерсена вы знакомились и дома, и в детском саду, и в начальной школе. А что вы знаете о жизни этого сказочника?

2СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ.


3. Пестрый зонтик – это сказочный мир Андерсена. Чего тут только нет ! Эльфы, крошечная девочка Дюймовочка, печальная маленькая русалоч

ка, прозрачный дворец из китайского фарфора и детские салазки, летящие вслед за большими белыми

санями Снежной королевы…

В – Есть ли сказки Андерсена в вашем доме ?

Расскажите, как они у вас появились?


- Что вы узнали о детстве писателя из рассказа ребят?

- Представьте на минуту, что встретились Пушкин

и Андерсен. О чем они могли говорить?

4Дома дети читали сказки : 1 ряд – « Огниво », 2 ряд

« Стойкий оловянный солдатик », 3 ряд – « Гадкий

утенок ».


В- Чем запомнилась прочитанная сказка ?

  • Чему сказка учит ?


5.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.


1.Слово учителя.

.Дома вы начали читать сказку «Снежная королева

Это литературная сказка, так как у нее есть автор –

Андерсен.

В первой четверти мы читали народные сказки.

Давайте вспомним, с чего начинается сказка ? Конечно, с зачина.


В- Каким был зачин сказки «Снежная королева» ?

А в народной сказке ?


Здесь зачин отличается от зачина народной сказки – в этом одно из отличий сказки литературной от народной.


2. Беседа по тексту сказки «Снежная королева». .

  1. Что сделал тролль ?

  2. Какое свойство имело зеркало ?

  3. В какой сказке мы уже встречались с волшебным зеркалом? Какое свойство было у него? Это хорошо или плохо ?

  4. Почему зеркало тролля разбилось ?

  5. Какой рассказ предлагает нам автор об осколках ? Давайте найдем его в тексте и прочитаем.

  6. С кем мы знакомимся во второй сказке ?

  7. Какими они были ?Найдите описание героев в тексте.

  8. Обратите внимание : на доске записано значение слова « дружба » . А какой должна быть дружба ? Да, настоящая дружба всегда искренняя и преданная. Такой и была дружба Кая и Герды , героев сказки Андерсена «Снежная королева.

  9. Но что случилось однажды ?

10) Что считал Кай красивым раньше и что после случившегося с ним несчастья ?

11) Почему автор пожалел мальчика ?


  1. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ НА СЮЖЕТЫ СКАЗОК АНДЕРСЕНА.

Ребята, если мы внимательно рассмотрим рисунки , то увидим, насколько богата их цветовая палитра. Синий, голубой, лиловый, сиреневый, белый цвета погружают нас в мир снега, холода, ровных и четких линий вечной зимы. Это царство Снежной королевы.

И прикасаясь к этим рисункам , невольно чувствуешь холод, проникающий по кончикам пальцев до самого сердца. Оранжевый, красный, желтый цвета лепестков невиданных цветов возвращают нам ушедшее лето. Мы слышим жужжание пчел, ощущаем нежный аромат цветущего сада , а в чашечке самого красивого цветка вдруг находим крошечную Дюймовочку.

Вместе с храбрым солдатом спускаемся во мрачный колодец, где огромный серый пес охраняет свое сокровище.

Молодцы ! Вы хорошо потрудились. Ваши рисунки показывают, что сказки Г.- Х. Андерсена оставили след в ваших сердцах.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

1.Вопросы по итогам сказки:

- Какие нравственные проблемы поставлены в сказке?

Кто из героев, по вашему мнению, представляет силы добра, а кто- силы зла?

2.Сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями, как дружба, искренность, преданность.

Об этом говорилось и в народных сказках.

Дружны были Кай и Герда ,но холодное сердце разрушило эту дружбу. Так бывает и в нашей жизни.

Вы дружите с кем- то , но случается так, что дружба разрушается. Сколько сил надо приложить, чтобы снова обрести казалось бы уже потерянного друга.

Героям сказки Андерсена предстоит пройти множество испытаний. Смогут ли они вернуть искреннюю, преданную дружбу, мы узнаем, прочитав сказку до конца.


8. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1.Дочитать сказку, подготовить пересказ наиболее заинтересовавшего вас эпизода сказки (выборочный

пересказ ).



ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


«ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ».



Предварительная подготовка.


Для участия в игре отбираются шесть человек – трое девушек и трое юношей , двое ведущих – юноша и девушка. Заранее оговаривается с участниками игры о каких сторонах их жизни можно рассказать. Чтобы участники не испытывали трудности при ответах на вопросы, с рядом вопросов их можно ознакомить заранее.

Для заполнения пауз, возникающих между разделами игры , готовятся 2 – 3 номера художественной самодеятельности .

Заранее оговаривается внешний вид участников , обо

рудуется место проведения игры .

Для четвертого этапа понадобятся доски , на которых

участники мелом поочередно должны записать ответы на вопросы ведущего.

« Большим призом » для победителей будет торт, изготовленный в виде сердца, остальные участники

также получат призы .


Первый этап. Вступление .


Ведущие. Дорогие участники и зрители игры «Вален

тинов день » . Мы рады приветствовать вас сегодня

на этой интересной встрече. Вам предстоит, уважаемые участники , познакомиться и выбрать для себя достойную пару. Но перед тем, как вы начнете отвечать на вопросы ведущих и рассказывать о себе ,

думается , вам будет интересно узнать , почему наша игра носит такое название .

Валентинов день справляется четырнадцатого февраля. Раньше в этот день молодые люди – юноши и девушки – занимались специальными гаданиями и

бросали жребий для того , чтобы найти себе суженого или суженую , которых так и называли .Валентиной или Валентином считались первая девушка или юноша , увиденные утром этого дня .

Существует красивая легенда об английском священнике , носившим это имя – отец Валентин.

Согласно суровым английским законам , солдаты Средневековья не имели права жениться . А отец Валентин тайно венчал этих солдат с их возлюблен ными .Узнав об этом , власти жестоко покарали свя щенника – он был казнен .

Но так получилось , что день его казни – 14 февраля – встал впоследствии всеобщим праздником – днем любви , днем поисков своей судьбы . А теперь он называется днем святого Валентина .

Сегодня мы играем в игру « Валентинов день ».

Наши участники знакомятся и выбирают себе пару .

А кто кого выберет – об этом напишет вот на таком красивом сердце , которое называется «валентинка»


Второй этап. Знакомство .


Ведущие называют имена участников и их главные отличительные черты .

Например , Наташа . Она занимается бодибилдингом и следит за своей фигурой , но главная ее мечта со школь ной скамьи - встретить в жизни на балу своего Андрея Болконского .

Иван. Его привлекают стихи о Прекрасной даме, и сам пробует сочинять их, и даже один раз выступил со свои ми стихами в поэтическом радиоклубе .

Затем ведущие разговаривают с каждым участником

с тем, чтобы помочь ему , с одной стороны – наиболее интересно раскрыть себя, а с другой стороны – опреде литься с выбором партнера. Цель ведущего – поддержи

вать сознание живой, неутихающей « нити » беседы . Вместе с тем вопросы не должны быть слишком прими тивными , необходимо следить за определенной

степенью сложности. Если участник затрудняется ответить на вопрос ,ему могут помочь другие участники

или сам ведущий .

Вопросы могут быть следующими :

  1. На свой день рождения ты приглашаещь к себе дедушку с бабушкой , своих одноклассников. Как тебе удается организовать веселую атмосферу для людей столь разного возраста ?

  2. Представь себе такую ситуацию : в самый разгар домашнего праздника твой любимый пес вдруг приревновал тебя к друзьям и начал их хватать за края брюк и одежды . Что ты предпримешь ?

  3. Рассказываешь ли ты своим родителям о том , что познакомился с новым приятелем ?

  4. Какие по жанру фильмы ты любишь смотреть и почему ?

  5. Юноше : какое твое любимое блюдо , что ты сам умеешь готовить ?

  6. Девушке : ты пригласила молодого человека к себе в гости . Ты угостишь его покупным тортом , пирогом,

который испекла сама , или потребуешь , чтобы угощение он принес с собой ?

  1. Ты любишь , когда тебя хвалят , но любишь ли ты

хвалить других. За что человека нужно хвалить ?

  1. К тебе в гости пришел молодой человек, сел на стул,

но вдруг у стула сломалась ножка. Ваше действия –

ты заплачешь , заставишь его чинить стул , выгонишь его , позвонишь его маме и потребуешь ,

чтобы за стул заплатили . Или поступишь как – то иначе ?

  1. Юноша : допустим , что девушка подарила тебе на

день рождения красивый букет цветов . И вдруг ты

узнаешь, что эти цветы она сорвала с клумбы на твоей даче . Что ты предпримешь : устроишь ей скан

дал , перестанешь с ней разговаривать , поговоришь и потребуешь объяснение , превратишь все в шутку

или ночью обдерешь все цветы на ее даче ? Или у тебя есть свой вариант ответа ?

Когда ведущий обратится с вопросом к каждому из участников , члены игры могут сами задавать вопросы своим партнерам .

По оканчании этапа участники пишут на « вален тинках » сначала свое имя , затем – имя своего избранника ( избранницы ). « Валентинки » сдаются

ведущим . Пока они изучают результаты , зрители смотрят номер художественной самодеятельности .


Третий этап. Выбор .


Ведущие поочередно сообщают о том , кто стал избранником каждого участника . При этом , тот , кто делал выбор , должен рассказать о причине своего выбора . Если в результате игры образовались пары , то

по аплодисментам зрителей выбирается одна , которая наиболее понравилась .

Все участники игры, независимо от результата , наг

раждаются сувенирами .

Далее игра продолжается с парой, выбранной зрите лями . Эта пара будет бороться за « большой приз ».


Четвертый этап . Заключительная игра .


Первый ведущий задает вопросы игрокам , второй – « ва

лентинками » показывает , какое количество очков игроки набирают. Вопросы задаются поочередно юноше и девушке. Игрок , которому вопрос задан , пишет ответ на доске . Затем на этот же вопрос вслух отвечает второй игрок , стараясь , чтобы его ответ совпал с ответом первого игрока . Если ответы не совпадают , игроки не получают очков . Если ответы совпали – одно очко . Всего задается шесть вопросов – по три каждому игроку.

Примерные вопросы :

1. Вы договорились в выходной день поехать кататься на речном пароходе, но пошел сильный дождь . Что вы предпримете – все – таки поедете кататься , останетесь каждый в своем доме или пойдете в кино ?

2. Если ты упадешь за борт парохода , как поступит твой избранник : прыгнет сам спасать тебя , будет звать на помощь или бросит спасательный круг ?

3. В дождь ты встретил девушку , которая тебе сразу понравилась , но она идет без зонта . Ты предложишь ей зонт или пробежишь мимо ?

  1. Где ты больше всего любишь отдыхать : дома , в компании или в поездке ?

  2. На что ты потратишь последние деньги в школьном

буфете : на салат , бутерброд с ветчиной или котлету ?

  1. У тебя плохое настроение , как ты от него попыта ешься избавиться : послушаешь музыку , посидишь в тишине или займешься гимнастикой?

  2. Какие конфеты ты больше всего любишь : карамель ные , молочные или шоколадные ?

  3. Как ты думаешь , боится ли твой избранник мышей ?

  4. Как ты думаешь , хороший ли почерк у твоего ?

  5. Твой приятель пришел к тебе в гости с тортом и нечаянно сел на этот торт . Кого тебе будет больше жалко : друга или торт ?

  6. Фильмы с участием какого артиста больше любит твой избранник : Чарли Чаплина , Юрия Никулина или Арнольда Шварценеггера ?

  7. Умеет ли твоя избранница штопать носки ?

  8. Туфли какой модели любит носить твоя избранница : шлепанцы , кроссовки или « шпильки » ?

  9. Какое комнатное растение любит твой избранник : кактус , фикус или чайную розу ?

  10. Чья форма тебе больше нравится : пожарных , врачей или милиционеров ?

  11. Если у тебя дома перегорит лампочка , сумеешь ли ты сама ее заменить или будешь кого - то просить помочь ?

  12. Разбирается ли твой друг в грибах ?

  13. Ты отправилась с другом в турпоход . Как ты думаешь , заставит ли он тебя таскать воду из ручья и чистить картошку или все это сделает это сам ?

  14. Можешь ли ты сейчас экспромтом сделать красивый комплимент своей избраннице ?



Победителям ( независимо от результатов ответов ) вручается « большой приз ».















Д О К Л А Д



«Формирование


орфографической зоркости

у учащихся 5 класса на


основании опознавательных


признаков орфограмм».

















В процессе овладения правописной грамот-

ностью особое значение имеет формирование

фундаментального орфографического умения,

получившего в методике название орфографической зоркости,- умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове.

Найти «точки» приложения орфографических умений в процессе письма и при слуховом восприятии текста учащимся могут помочь опознавательные признаки орфограмм разных типов.

Так,например,для орфограмм –гласных букв опознавательными признаками являются безударность гласной(река,в лодке),положение гласной после шипящих и ц(чаша,чёрный,пан-

цирь,птицы),для орфограмм-согласных букв-конец слова(хлеб,год),стечение согласных(са-

лазки), н в конце слова перед гласной(камен-

ный,взволнованный) и т.д.-для каждого из семи видов орфограмм.Знание опознавательных признаков помогает учащимся заметить,обна-

ружить не конкретный вид орфограммы,а тот или иной тип орфограмм;видов же орфограмм,

объединённых в один тип и имеющих одну и ту же примету,может быть несколько.Например, орфограммы «Буквы и,у,а после шипящих», «Буквы е-о после шипящих в корне», «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существи-

тельных и прилагательных», изучаемые в 5 классе, принадлежат к типу орфограмм – гласных букв и распознаются по одному и тому же зрительно- слуховому признаку: наличию шипящего перед гласной.

Таким образом, понятие «опознавательный признак орфограммы» по сути своей – это обобщённое специфически орфографическое понятие , способное выявить общую основу, свойственную тому или иному типу орфограмм


и позволяющее создать единую линию для выработки у школьников орфографической зоркости.

Организация целенаправленной работы по формированию у школьников умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове предполагает введение в существующий курс школьной орфографии понятия « опознавательный признак орфограм-

мы»,сведений о видах опознавательного признака в зависимости от типа орфограмм и о месте опознавательного признака в системе условий выбора конкретного вида орфограммы.

Основным средством выработки умений находить опознавательные признаки разных типов орфограмм в процессе письма и на слух должны стать специальные упражнения, такие, как: несложное списывание( списывание без пропусков орфограмм) , обучающие диктанты без каких-либо изменений и с изменением формы; выборочные диктанты( зрительный, предупредительный,комментированный, оьъяснительный), а также диктант «Проверь себя», составление карточек.

Форма списывания с пропуском орфограмм (сложное списывание) в данном случае представляется неэффективной, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены ( места пропуска букв). Поиск познавательных признаков орфограмм разных типов может вестись учащимися при выполнении любого из предложенных видов упражнений с заданиями типа: прочитать данные слова и словосочета-

ния, обнаружить на слух опознавательный признак орфограммы определённого типа и др.

Для закрепления и совершенствования этого умения можно использовать задания: сгруппировать следующие слова с данным типом орфограмм по опознавательным призна-

кам; распределить данные слова на основе известных вам опознавательных признаков орфограмм по колонкам таблицы «Опознава-

тельные признаки орфограмм- гласных букв (согласных, букв ъ и ь и т.д.).

После овладения учащимися умением замечать (находить) опознавательные признаки орфограмм те же виды упражнений можно использовать для формирования умения обнаруживать орфограммы разных типов в письменном и устном слове. Задания при этом будут несколько иными: обнаружить на письме орфограмму данного типа по опознавательному признаку, подчеркнуть соответствующую ей букву и др.

Значительно облегчает процесс формирова-

ния умения обнаружить в процессе письма и на слух орфограммы разных типов по опознава-

тельному признаку включение в систему обучения модель обобщающих алгоритмов, которые дают ученикам чёткое представление о структуре их умственных действий на этапе распознавания места применения правил.

Например, распознавание орфограмм-гласных букв по опознавательным признакам.

1.Определи, есть ли в слове гласные после шипящего или ц.

________________________________

/ \

Да Нет

/ \

Вывод: это орфограмма 2.Поставь в

слове ударе-

гласная буква. ние,проверь,

есть ли в нём гласные в бе-

зударном поло-

жении.

________________________________\_

/ \

Да Нет

/ \

Вывод: это орфограмма Вывод: в слове

Гласная буква нет орфограмм

гласных букв.


Закреплению этого умения способствует выполнение более сложных заданий обобщающего характера:

1.заполнить таблицу примерами , выбранными из связного текста, подчеркнуть орфограмму;

2.заполнить таблицу своими примерами, подчеркнуть орфограмму, графически объяснить её написание.

Для того, чтобы понятие «опознавательный признак орфограммы» выполняло функцию обобщённого сигнала наличия в слове или между словами определённых типов орфограмм обеспечивало преемственность и перспектив-

ность при изучении орфографических тем, необходимо уже на начальном этапе работы по орфографии в 5 классе обобщить известный учащимся по начальной школе материал на основе опознавательных признаков орфограмм.

В связи с этим понятие «опознавательный признак орфограмм» целесообразно вводить на втором уроке по параграфу № 2( 5класс), после выяснения сущности понятий « орфограмма» и «орфограмма-буква» при повторении темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

В дальнейшем при ознакомлении учащихся с новым видом орфограммы учитель называет её опознавательный признак, при этом повторяют-

ся ранее изученные виды орфограмм с этим же признаком, что способствует систематизации знаний по орфографии.Таким образом, учащие-

ся получают в своё распоряжение чёткие крите-

рии для распознавания орфограмм, а постоян-

ное применение тренировочных упражнений , составление опорных и орфографических карточек позволяет сформировать умение обнаруживать орфограммы в письменном и устном слове и тем самым обеспечивает развитие остальных орфографических умений.















Урок русского языка в 5 классе.





Тема: «Прямая речь»









МОУ «СОШ № 2»

Учитель: Шмелевская И.В.












Тема: «Прямая речь».


Цель: 1.познакомить учащихся с прямой речью, её особенностями и

назначением слов автора;

2.развить навык правильного чтения предложений с прямой

речью;

3.формирование умения находить на письме предложения с

прямой речью;

4.повторить простые и сложные предложения , знаки препина-

ния в них.


Оборудование: запись на доске.



Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.


  • Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего упражнения?

3.Словарная работа.

На доске записаны слова: прямая речь, слова автора, тире, кавычки.


4.Синтаксическая минутка.


1.Докажите, что данное предложение сложное.

В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек, а из середины рощи долетают звуки кукушки.


2.Расскажите по схемам о синтаксической роли союза и. Составьте предложения, соответствующие данным схемам, запишите их в тетрадь.

а)

б)


5. Объяснение нового материала.

1)Объявление темы и целей урока, работа со словарными словами.


2)Подготовительная работа.


К доске выходят три ученика. Двум из них предлагается ситуация для разговора, например, встреча после каникул (один спрашивает, другой отвечает). Третий ученик записывает на доске их разговор.

Запись:

1.Где ты отдыхал на каникулах?

2.Я ездил погостить к бабушке.


  • Точно ли записаны слова 1 и 2 учеников?

  • Кому принадлежат первые слова (после их прочтения)? Кому принадлежат вторые слова (после их прочтения)?

  • Кто автор этих слов?


К записанным словам добавляем слова автора, получилась запись:

Никита спрашивает: «Слава, где ты отдыхал на каникулах?»

«Я ездил погостить к бабушке, - отвечает Слава.


  • Посмотрите внимательно на эту запись и скажите, где прямая речь, а где слова автора.

  • Сделайте вывод, что такое прямая речь?


3) Наблюдение на странице 93.

  • Кому принадлежат эти высказывания?

  • Что именно сказал писатель?

  • В каком случае слова переданы точно, от имени писателя?

  • Какие слова вводят высказывание писателя?

  • Что такое прямая речь?

  • Что такое слова автора?


4) Чтение правила, работа со схемами.


Предложения с прямой речью теперь мы часто будем встречать в упражнениях, текстах, а особенно на уроках литературы («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина, разговор царицы с зеркалом). А также будем составлять схемы таких предложений, но для этого надо знать условные обозначения:

А – слова автора, П – прямая речь.


Вернёмся к записи и построим схемы:

1. А: «П?», 2. «П,» - а .

- Что обозначает в схеме буква А? Буква П?

На форзаце учебника есть эти схемы для повторения материала, давайте откроем и посмотрим.


5. Слово учителя.

Между словами автора и прямой речью надо делать чёткую паузу, а прямую речь выделять голосом. Слова автора произносятся чуть убыстрённо с понижением интонации.


6. Закрепление.


Выполнение упражнений, тренировка правильного произношения, построение схем, индивидуальная работа учащихся с карточками.

  1. упражнение 237 (комментированное письмо),

  2. упражнение 238 (4 предложения).


7.Подведение итогов урока.


1.- Что мы сегодня изучали на уроке?

  • Что такое прямая речь, из каких частей она состоит?

  • Какую роль выполняют слова автора?


2.Комментирование оценок.


8. Домашнее задание.


Параграф 47, упражнение 242.
















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.




ТЕМА: «Правописание гласных в падежных


окончаниях существительных в единственном числе»










МОУ «СОШ» № 2

Учитель Шмелевская И.В.












ТЕМА: «Правописание гласных в падежных окончаниях

Существительных в единственном числе».


ЦЕЛЬ: 1.повторение сведений о правописании букв Е и И в оконча-

ниях имён существительных;


2. развитие навыка соблюдать последовательность при

применении правила;


3.формирование умения владеть способом действия при

выборе данной орфограммы


Оборудование: запись на доске, плакаты со словарными словами, таблица «Правописание окончаний Е и И у существительных в единственном числе».





ХОД УРОКА.



  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


  • Какие трудности у вас возникли при выполнении домашнего задания?

3. Лексико – орфографическая работа.


(На доске вывешены таблички со словами и их значением).

1.САНАТОРИЙ – лечебное учреждение, оборудованное для лечения и

отдыха.

2.ФЛОРА – растительный мир.


3.ФАУНА – животный мир.


Запишите слова в словари, составьте с любым из них предложение, запишите в тетрадь.


4.Синтаксическая пятиминутка.


1.Расскажите по данным схемам о роли союза И.

а) б)


Составьте и запишите предложения по данным схемам.


2.Докажите, что данное предложение сложное.

Ударили по листьям крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды.


5. Новый материал.


1.Наблюдение. На доске составлена таблица. Рассказать, когда в дательном, родительном и предложном падежах пишется И, когда Е.


2.Чтение правила на странице 201 учебника и рассуждения по применению правила.


6. Закрепление.


  1. Упражнение 530 (комментированное письмо)

  2. Упражнение 532 (у доски)

  3. Индивидуальная работа учащихся, которые раньше других выполнили задание, по карточкам.


7. Подведение итогов урока.


  • Написание какой орфограммы мы повторяли на уроке?

  • Когда пишется И, а когда Е в родительном, дательном и предложном падежах?

2.Комментирование оценок.


8. Домашнее задание.


Параграф 98 (1), упражнение 535.











ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 7 КЛАССЕ.





ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ


ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ


«ДЕЕПРИЧАСТИЕ».











МОУ «СОШ» № 2



Учитель Шмелевская И.В.



Тема: Повторение и закрепление изученного материала по

теме «Деепричастие».


Цель: 1)закрепление сведений о деепричастии как особой фор-

ме глагола, выработка умения правильно использовать

деепричастия в речи, различать деепричастные обороты

2) совершенствование орфографических и пунктуацион-

ных навыков;

3) воспитание бережного и чуткого отношения к слову,

развитие устной речи учащихся.


Оборудование: плакаты с текстом, словарными словами;

таблица «Суффиксы деепричастий», «Написание НЕ с

разными частями речи, доска.



1.Организация начала урока.


2. Проверка домашнего задания.


1.Словарный диктант из слов домашнего упражнения № 165 (на листочках).

Бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, экспресс.


2.Работа с лексическим значением слова.

(на листе записаны слова и их лексическое значение, на доске – предложения с разным значением слов).

ГАЛЕРЕЯ – 1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания,

длинный балкон вдоль всего здания;

2) в некоторых названиях – художественный музей;

3) длинный подземный ход при горных работах;

4) перен. – длинный ряд, вереница.


КОМБИНАЦИЯ – 1)сочетание, взаимное расположение чего – нибудь;

2)сложный замысел, система приёмов для достиже-

ния чего – нибудь.


БАССЕЙН – 1)искусственный водоём, сооружённый для плавания,

в декоративных целях;

2) совокупность притоков реки, озера, а также площадь

стока подземных вод.

Вопросы:

  • У данных слов имеется несколько значений. Как называются такие слова?

  • Какие значения может иметь слово?

  • В каком значении употреблены слова в данных предложениях:

  1. На турнире юные шахматисты решали интересную комбинацию.

  2. Редкие виды растений разместили в стеклянной галерее.

  3. На территории школы построили зимний бассейн для плавания.


3. Повторительные упражнения.


1.Составление сложного плана по теме «Деепричастие» (упр. 164).

План.

  1. Есть такая форма глагола – деепричастие.

  2. Деепричастие – особая форма глагола.

а) Деепричастие – особая форма глагола.

б) Морфологические признаки деепричастия.

в) Деепричастный оборот. Выделение деепричастий и деепричаст-

ных оборотов на письме.

г) Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

д) Роль деепричастий и деепричастных оборотов в предложении.

  1. Употребление деепричастий в речи.


2.Найдите в тексте деепричастия, задайте к ним вопрос, выпишите их из текста, укажите вид.


Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядом самого автора, с его отношением к героям. Закрывая последнюю страницу книги, подумай, чем она тебя обогатила, какой след оставила в душе.


Вопрос:

  • Чему учит текст?

  • Какую роль играет книга в вашей жизни?

3. Образование деепричастий.

Вопрос:

- Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?


Образуйте от данных глаголов деепричастие совершенного и несовершенного вида (у доски).

Построить, услышать, растаять, замирать, читать, отвечать.


4.Выделение в тексте деепричастных оборотов.

1.Вопрос:

  • Что называется деепричастным оборотом?

  • Как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты?

2. Комментированное письмо ( упр. 167).

3.Спишите басню Эзопа (текст басни заранее написан на доске), вставляя на месте скобок подходящие по смыслу деепричастия. Расставьте знаки препинания.


У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её (уверяла) , что отплатит добром за своё спасение. Лев (подумал) отпустил её. Но случилось так, что мышь в самом деле отблагодарила льва (спасла) ему жизнь. Попался лев охотникам, и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь (услышала) его стоны тотчас прибежала перегрызла верёвку и освободила его (сказала) так : Тогда ты надо мной смеялся не верил, что я могу отблагодарить тебя за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной.


Деепричастия часто встречаются в художественной литературе.

  • На какой литературный жанр похож текст?

  • Чему учат басни? А эта?


5.Индивидуальное задание для слабых учащихся.

(во время списывания остальными текста с доски слабые учащиеся работают с опорными карточками).


6.Морфологический разбор деепричастий ( у доски).

Уверяя – особая форма глагола – деепричастие.

1.Умоляла (как) уверяя.

2. Н.ф. – уверять, наст.в., несов.вид, неизменяемая форма.

3.Умоляла (как?) уверяя.


Подумав – особая форма глагола – деепричастие.

1.Отпустил (когда?) подумав.

2.Н.ф. – подумать, наст.в., сов.вид, неизменяемая форма.

3.Отпустил (когда?) подумав.


7.Синтаксический разбор предложения.


Уединение любя, Чиж робкий на заре чирикал про себя.(Повест.,


невоскл., простое, распростр., осложнено деепричастным оборотом).



8.Вспомните, какие орфограммы были изучены в теме «Деепричастие».

Вопрос: Как пишется НЕ с деепричастиями?


Составьте рассказ из 3 – 4 предложений, в которых встречается написание НЕ с деепричастиями, на одну из предложенных тем:»Спорт», «Зима», «Школа», «Скоро каникулы», «Лыжная прогулка», «Времена года».


4.Подведение итогов урока.


Сегодня на уроке мы закрепили знания о деепричастии как особой форме глагола, о постановке знаков препинания в предложении с деепричастным оборотом, об образовании деепричастий, о написании деепричастий с частицей не. Теперь мы готовы к написанию контрольного диктанта.


5.Комментирование оценок за урок.


6.Домашнее задание.


Повторить параграфы 30 – 36 , упражнение № 168, отвечать на контрольные вопросы.











К о н ф е р е н ц и я


по книге Г.Троепольского


«Белый Бим Чёрное ухо» в 6 классе.












Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, отзывы о прочитанном.




Подготовила и провела

учитель литературы

Шмелевская И.В.

школа № 22

г.Поворино.

1.Слово о писателе.


Родился Г,Н,Троепольский 16(29) ноября 1905 года в селе ново – Спасское на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне село Ново – Спасовка Грибановского района Воронежской области).

В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книгу. По окончании училища (1924) Г.Троепольский учительствовал в сёлах Питим и Махровка. С 1936 года будущий писатель заведовал в г.Острогожске опорным пунктом той же станции. Он вывел селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центрально – Чернозёмной зоне (Острогожская – 9).

Литература увлекла Г.Троепольского с юношества. Ещё в школе он пытался вместить в слова открывающуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта. Голоса поля, реки, леса, сельского труда, голоса русской деревни, её разговоры, молчание, смех не были безмятежно – праздничными, умиротворённо – довольными.

Троепольский вслушивался в это живое многоголосие, в боль и радость человеческую. Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971) раз и навсегда разрушила представление о Троепольском как о писателе только крестьянской или сельской темы. Она открыла всем писателя глубоко, традиционно русского, имеющего что сказать людям про то, как жить. Про то, как любить и беречь друзей, как отстаивать счастье и свободу, как открыто и прямо смотреть в глаза друг другу, как ощущать своё человеческое братство и родство.

Лев Толстой любил повторять, что писатель как человек может быть выше своей книги, а может оказаться а жизни и ниже её. Троепольский своей книге адекватен.

Кто не знает собаку Г.Троепольского белого сеттера с чёрным ухом? За короткое время она обежала весь читающий мир. Появившаяся в 1971 году в журнале «Наш современник», она была мгновенно перепечатана популярным ежемесячником «Наука и жизнь», вышла несколькими отдельными изданиями, читалась по радио, попала на киноэкран. А вскоре её переводы появились более чем в 20 странах мира.

Конечно, собака – друг человека, а повесть Троепольского вобрала в себя виртуозное знание охотничьей собаки, её поведения и психологии. Но важнее, что в этой маленькой книге показан разнообразный жизненный, человеческий опыт автора, и на нынешний день она явилась наиболее полным выражением его писательского существа, мыслей о людях.

«Белого Бима» писал человек, много повидавший на своём веку и передумавший. Родившийся в черноземных местах русского юга, на воронежской земле, Троепольский остался верен этим краям и поныне.

Агроном по специальности, писать он начал поздно, ещё позже, когда ему было под 50, получил литературную известность. Но, между прочим, за четверть века занятий сельским хозяйством и в этой области сделал немало: писал научные статьи, успел издать две книги по селекции и семеноводству.

Троепольский – автор многих известных книг: романа «Чернозём», книги охотника «В камышах», повести – сатиры «Кандидат наук» и многих других.

Для каждой из них находится свой заинтересованный читатель.

Но если потребовать определить одним словом главное впечатление от его творчества и всей его личности, то, пожалуй, это будет скромное, но твёрдое слово: добропорядочность. И потому, когда в повести о Биме мы читаем, что «ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем – то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью долгу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни…» - всё это воспринимаешь как прямой укор и наставление автора.

Поддерживать, помочь – тайное призвание Троепольского. Он чувствует себя старшим не только по счёту лет, а по принятому внутреннему обязательству. Когда ему случается бывать в Москве, он вечно хлопочет то за несправедливо обиженного земляка, то за книжку начинающего литератора, самолично, с массивной тростью в руках, обходит этажи учреждений, поднимается повысоким лестницам, взывает к справедливости.

Но не только человеку помочь – помочь лесу, речке, Полю становится его работой и насущным делом. Когда он видит, какнедальновидность, хищничество или равнодушие людей губят природу, он не может с этим мириться.

Его мир света – поле, река, лес, дети, животные, человеческая доброта.

Его мир мрака – городской грязный двор с лавочками для сплетниц у подъезда, петля для отлова собак, палка и камень в руках негодяя, жестокость, злоба к животному, ложь, предательство.

После своих скитаний Бим рвётся «к родной двери»: там всё понятно, всё безусловно и изначально. К родной двери исходных понятий нравственности ведёт нас автор.


2.Вопросы о прочитанном.

1.Какие мысли владели вами, когда вы закрыли книгу?

2.Будь Бим человеком, что бы вас в нём покорило?

3.А вы никогда не думали о том, откуда у Бима такие качества, как преданности, доверчивость, доброта?

4.Троепольский создал книгу и для детей, и для взрослых. Она заставляет о многом задуматься. О чём же?

5.Как в жизни, кроме добрых и порядочных людей, рядом с нами сосуществуют и другие, так и в книге рядом с прекрасными персонажами есть и отрицательные. Кто же это?

6.Вы внимательно следили за развитием сюжета повести, были чутки к переживаниям полюбившихся героев. А обратили ли вы, ребята, внимание на картины природы в книге?

7.Как Иван Иванович относится к природе?

8.Какую аналогию приводит Троепольский в повести?

9.Какие книги о природе и животных вы читали?

10.Как заканчивается повесть?

11.Почему всё – таки грусть была не безысходной, а светлой?

Правила: играют шесть человек. Первый раунд длится 2 минуты, каждый последующий сокращается на 15 секунд. После каждого раунда выбывает один игрок. В финале остаются двое, и борьба ведётся между ними. За каждый правильный ответ присуждается одно очко, которое можно сохранить, отправив его в банк.

Итак, начинаем.

1 раунд. Вопросы.


1.В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего разбойников?

(Братья Гримм «Бременские музыканты»).


2.В какой сказке говориться про уникальное в своём роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, где победителя ожидал ценный приз – царевна и женитьба на ней?

(Русская народная сказка «Сивка – бурка»)


3.В какой сказке говориться про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон?

(«Царевна – лягушка»)


4.В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из… столярного инструмента?

(«Каша из топора»)


5.Кто и в какой сказке «при честном при всём народе» поёт песню «Во саду ли в огороде»?

(Белка из « Сказки о царе Салтане…» А.Пушкина)


6.В какой сказке «три девицы под окном пряли поздно вечерком»?

(«Сказка о царе Салтане»)


7.В какой сказке произносятся волшебные слова: «Крекс, пекс, фекс!»?

(«Золотой ключик или приключения Буратино» А,Толстого)


8.В какой сказке старуха обращается к старику со словами: «Дурачина ты, простофиля!»?

(«Сказка о золотой рыбке»)


9.На каком острове находится город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане»?

(Остров Буян)


  • Кто самое слабое звено?

  • Почему таков ваш выбор?


2 раунд. Вопросы.


10.Назавите имя и отчество няни А.Пушкина.

(Арина Родионовна Яковлева)


11.Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее?

(Пушкин)


12.Какой великий поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене?

(Державин Г.Р.)


13.Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменитой надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя»?

(В.Жуковский)


14. Назовите, как назывался сборник , куда вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка»?

(«Повести Белкина»)


15. Как звали главную героиню в повести «Капитанская дочка»?

(Мария)


16. Какой великий русский поэт был выслан на Кавказ за стихотворение, посвящённое гибели Пушкина?

(Лермонтов М.Ю.)


17. Какое время года особенно любил Пушкин?

(Осень)


18. Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты?

(Пётр Гринёв)


19. Какой эпиграф выбрал А.Пушкин к повести «Капитанская дочка»?

(«Береги честь смолоду»)


  1. Как в дальнейшем сложилась жизнь Ольги Лариной после гибели Ленского?

(Вышла замуж)


  1. Кто из героев романа «Евгений Онегин»:


Острижен по последней моде;

Как денди лондонский одет –

И наконец, увидел свет?

(Евгений Онегин)



  1. …добрый малый, в прошедшем веке

запоздалый;

Но в книгах не видал вреда?

(Дмитрий Ларин)


  1. О каком своём произведении Пушкин сказал: «Собранье пёстрых глав…»?

(«Евгений Онегин»)


  1. Кто из героев Пушкина:


Служил отлично, благородно,

Долгами жил,

Давал три бала ежегодно

И промотался …?

(Отец Онегина)


  1. …Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил?

(Дядя Онегина)


  1. …в семье своей родной

казалась девочкой чужой?

(Татьяна Ларина)


  1. Не мог отличить ямб от хорея?

(Евгений Онегин)


  1. …воспевал разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы?

(Владимир Ленский)


  1. Какое время года любила Татьяна Ларина?

(Зима)


  1. Назовите фамилию, имя и отчество любимой героини Пушкина из романа «Евгений Онегин»?

(Ларина Татьяна Дмитриевна)


  1. Сколько лет поэт писал роман «Евгений Онегин»?

( 7 лет)


  1. Сколько писем написал Онегин Татьяне?

(одно)


  1. По какому поводу устроили бал Ларины?

( Именины Татьяны)

  1. На каком языке писала своё письмо Татьяна Ларина?

(На французском)


  1. Чей портрет дан в следующем отрывке:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила,

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…?

(Ольга Ларина)


  1. Где родился Евгений Онегин?

(В Петербурге)


  1. Где встречается Татьяна с Евгением Онегиным после трёхлетней разлуки?

(В Москве)


  1. В чём был «истинный гений» Евгений Онегин?

(В лицемерии)


  1. О Владимире Ленском сказано: «красавец, в полном цвете лет». Сколько ему лет?

(19 лет)



  1. Как называются предложения, в которых две и более основ?

(Сложные)


  1. Как называются предложения, в которых нет союзов и союзных слов?

(Бессоюзные)


  1. Как называются сложные предложения, в которых одна часть подчиняется другой?

(Сложноподчинённое)


  1. Назовите части сложноподчинёного предложения?

(Главная и придаточная)


  1. С помощью чего придаточные предложения прикрепляются к главному?

(С помощью союзов и союзных слов)


  1. Как называются слова тот, те, та, такой, таков?

(Указательные)



  1. Назовите союзное слово, которое относится к придаточному определительному?

(Который)


  1. На какие группы делятся союзные предложения?

(Сложносочинённые и сложноподчинённые)


  1. Как называются союзы, состоящие из двух и более слов?

(Составные)


  1. Как называются союзы, состоящие из двух частей?

(Двойные)


  1. Дополните название групп союзов сложносочинённого предложения: соединительные, разделительные и …?

(Противительные)


  1. Подберите синоним к слову деятельный?

(Активный)


  1. В каком случае перед союзом И ставится запятая?

(В сложном предложении и при повторе).



Остался победитель – тот , кто дал большее количество правильных ответов.


Подведение итогов игры.


















Ты и твоё имя.


1. Слово учителя.

Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем.

Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай:при рождении ребёнка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первый, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтёпа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец), церковные отношения (Богомаз, Богомол, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник).

Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран, Волк, Лиса, Блоха, Оладья, Дуб, Бундук). В летописи 15 века сохранились имена: Баран Филиппов, Паук Иванов.

Были имена и другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Владимир, Всеволод, Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен – желаемый, Тарас – беспокойный, Руфина – рыжая.

Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Святозар (светлый, как заря), Владислав (владеющий славой), Доброслава (имеющая добрую славу), Всемила (всеми милая).

Детям давались и древнегреческие, и древнеримские имена: Каллистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка).

Красивых женских имён сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Любава, Борислава, Святослава.

Смысловые значения некоторых имён забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознаётся как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспомнит о его первоначальном значении – «пятница». Некоторыеобрусевшие именаподвергались сокращению: Борислав – Борис (борющийся за славу), Вадимир – Вадим (наставляющий мир).

В.А.Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая) и Людмила (людям милая). А.С.Пушкин использовал имя Чернова, Д.И.Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать. Имя положительной героини – Софья (греч.) – «мудрая». В популярной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст (греч.) – «прелестный, милый, возлюбленный». Главный герой «Шинели» назван Н.В.Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) – «не делающий зла, безропотный, кроткий». Он на самом деле кроткий, тихий, безропотно переносящий все невзгоды. У А.Н.Островского

в «Грозе» главная героиня Катерина, что означает «гордая, чистая». А в пьесе «Бесприданница» героиня Лариса – «чайка». На действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе.

А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (греч.) – «свет, факел». Василиса (греч.) – «царица, царственная». Героини различны по своему характеру. Елена – мягкая, лиричная, «носит» постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса – мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда «премудрая».

Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. Святцы или месяцесловы – в русской православной церкви – особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах. Иногда священник шёл на уступки родителям и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.


2.Революция и имена.

Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского сословия (ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать своё. Родители иногда давали своим нелепые, странные имена. Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имён, которые не имели распространение в последующие годы. Например, Берёза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имён и математические термины, и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.

После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Эльза, Роберт, Эдуард, Эвелина. Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана.

Очень много имён было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если читать его справа налево, получится Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин – сокращённо Вилен), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем). Необычные имена: Цас (центральный аптечный склад), Райтия (районная типография).

Н.А.Петровский в «Словаре русских личных имён» о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семёнович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

Нам всегда интересно, что означают наши имена. Полную информацию о значении имён можно получить в словаре Н.А.Петровского «Словарь русских личных имён».




3.Вопросы для викторины.


1.Кто больше назовёт женских имён с удвоенной согласной в корне?

( Анна, Алла, Жанна и др._


2. Какие имена можно получить, заменив одну букву?

( Таня – Ваня.)


3. Какое женское имя состоит из тридцати букв я?

( Зоя)


4. Назовите города, состоящие из двух мужских имён?

(Борисоглебск, Петропавловск)


5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

владеть миром (Владимир),

владеть всем (Всеволод),

любить мир (Любомир),

свято славить (Святослав),

милая людям (Людмила).


6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими и мужскими именами. ( Например, Анисья – анис (травенистое растение), Василий, Василиса – василёк, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Снежана – подснежник, Маргарита – маргаритка и др.).


7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

. (Родился Христофор 29 февраля)


8. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.

(Лев – лед – лад – лат – лит – Тит ).


4.Заключительное слово.

Имя несёт в себе информацию о человеке, о его будущем, его характере, особенностях, талантах. Поэтому, выбирая имя маленькому человеку, надо быть особенно осторожными и чуткими, чтобы оно не стало для него ненавистным, нелюбимым.

Имя появилось вместе с человеком и прошло сквозь века и тысячелетия, впитало в себя самую разную информацию, обращаться с которой надо умело и осторожно.

Надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое и интересное из истории имён.


Классный час: Научить своё сердце добру.

Цель: Привить любовь к окружающему миру;

научить совершать нравственные поступки.


Оборудование: на доске записаны слова:

«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается самым нечестивым существом». (Аристотель)

«Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера». (Гегель)


Ход классного часа.

Слово учителя. Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые, и не генетический код передаёт их. Их нужно воспитывать. А можно чувствовать чужую боль как собственную, можно ли делать добро, не рассчиты-

вая получить что-то взамен?

Представим себе такую ситуацию. Она будет своеобразным тестом на человечность. Из душного города мы выезжаем на природу. Выбираем поляну получше, покрасивее. Природа нас встречает радушно. Как хорошо любоваться прелестью яркой листвы, лесной земляникой на солнечном пригорке. Многие кинуться рвать цветы. Но цветы всегда трогательны и беззащитны. Вот что сказал об этом поэт Р Гамзатов:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

И слова поэта Жане:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.


Странные вещи происходят на белом свете. С одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой стороны вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.

Собаке за верную и жертвенную службу не раз ставили памятники. В Санкт-Петербурге есть такой монумент.


Прочитать рассказ Фёдора Абрамова «Потомок Джина».

Выскажите своё мнение о прочитанном. Какие нравственные уроки преподаёт нам писатель?

Вывод. Дети, берегите добро в своём сердце. Не позволяйте злу взять верх над добром, загубить его. Помните, от того, куда приведёт эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба. Мне кажется, если человек хоть раз от души сделает добро незнакомому человеку или животному – это уже Человек.

«Доброта есть исполнение нравственной силы», – утверждал Л.Н.Толстой.

У каждого живого существа есть своё законное место в биосфере. Истребите лягушку – и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали ферменты.

Такова жизнь, человек не может отменить её законы – так он отменил бы самого себя.




























В ком нет любви к стране родной,

Те сердцем нищие калеки.

Т.Г.Шевченко.


Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, созда-

тель русского литературного языка. Все это сказано об одном человеке – Александре Сергеевиче Пушкине. Но и это еще не всё. Пушкин был талантливым историком, исследователем истории России.

История родины никогда не была для писателя страницами учебни- ка, он всегда чувствовал её живое дыхание и был современником незабываемых её событий. Поэт гордился историей своей страны. Вот что он писал своему другу Петру Чаадаеву: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Александра Сергеевича Пушкина интересовали и разные периоды развития русского государства: история Древней Руси, развитие России в 18 веке, Отечественная война с Наполеоном, возвращение русской армии из Парижа, восстание декабристов; и сильные личности: вещий Олег, Борис Годунов, Петр Великий, Степан Разин, Емельян Пугачев, М.И.Кутузов, которые оставили в истории Отечества свой след.

Используя в своих произведениях исторические сюжеты, Пушкин тщательно изучал историческую литературу, архивные материалы, мемуары, летописи, предания. На уроках литературы мы знакомились со стихотворением «Песнь о вещем Олеге», написанном на сюжет из истории Древней Руси. В нем поэт прославляет величие и мощь Киевской Руси и её славных сынов. В уста Кудесника он вкладывает слова о славном русском князе:

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны, и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе…

В трагедии «Борис Годунов» рассказывается об исторических событиях России 16 века, о борьбе Дмитрия Самозванца с царем Борисом, о приближении Смуты, также поэта интересует и роль народа в истории.

Особое место в творчестве А.С.Пушкина занимают произведения, посвященные эпохе Петра Великого и самому Петру. Перед написанием научно – исторического труда о великом государе, поэт обращался к историческим источникам. Александр Сергеевич написал роман «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», где он обращался к славным страницам истории нашей родины. Он красочно и смело описывает Полтавскую битву, от которой зависело существова-

ние самой России. Пушкинский Петр – неумолимый труженик, оказавший большое влияние «на судьбы великого народа», «могучий преобразователь России»:

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

Однако работа над историей Петра1 была отложена, так как в это время А.С.Пушкин начал работу над другим трудом – «История Пугачевского бунта», который заканчивает в 1834 году. А двумя годами позже пишет свое последнее произведение – «Капитанская дочка». Работая над ним, Пушкин побывал в тех местах, где проходило восстание под предводительством Пугачева, он посетил Оренбург, Казань, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества, беседовал с очевидцами тех событий. Во время поездки по Оренбургским местам поэт написал жене, Н.Н.Гончаровой: «Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспраши-вал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону»(8 сентября 1833 г.). Он создал образ вождя народного бунта – Емельяна Пугачева, который отличается свободолюбием, хладнокровием и удалью.

Пушкин не только любил свой народ, но и гордился им. Гордился гением сына беломорского рыбака Михайлы Ломоносова, заключавшего в себе «целый университет», гордился и подвигом нижегородского мещанина Кузьмы Минина. «Имена Минина и Ломоносова вдвоем перевесят все наши родословные», - писал поэт.

Говоря словами Л.Толстого, Александр Сергеевич Пушкин, как человек и как поэт, был самым «гармоническим» из всех русских писателей. Ему пришлось пережить много тяжелых минут. Не раз испытывал он разочарование, отчаяние, тоску. Но над всем этим торжествовало неиссякаемое жизнелюбие поэта, его вера в человека, в народ.

Так в жизни и деятельности А.С.Пушкина удивительным образом соединились гениальный поэт и талантливый ученый – историк.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!