СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в учащихся чувства милосердия и сострадания, развитие читательского интереса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"»


Урок литературы в 5 классе.

Автор: Оскар Уайльд

Произведение: «Мальчик – звезда».

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок – размышление.

Современные образовательные технологии: развивающее обучение

Тема: «При красоте тела невольно веришь в красоту души».

Цели урока:

  1. Обучающая: ввести в творческую лабораторию писателя Оскара Уайльда; работа по восприятию сказки и осмыслению философских и эстетических проблем произведения.

  2. Развивающая: развитие читательского интереса учащихся.

  3. Воспитывающая: воспитывать в учащихся чувство милосердия и сострадания.

Задача: подвести учащихся к пониманию того,

что может нести людям красота;


что делает людей некрасивыми;


какая красота может изменить

мир.


План урока:

Содержание этапов урока:

Методы и формы работы:

1. Оргмомент

Приветствие

2. Слово учителя

Лекция

3. Работа с текстом

Эвристическая беседа, работа с ключевыми понятиями

4. Проверка домашнего задания

Развитие речи

5. Просмотр видеоотрывка

Сравнительный анализ

6. Итоги урока

Работа с высказываниями

7. Домашнее задание

Творческая работа: сочинение - миниатюра


Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание произведения «Мальчик-звезда», подготовить иллюстрации, ассоциирующиеся с понятием «звезда».


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем урок литературы. Проверьте, все ли у вас есть для работы. На парте должны лежать следующие предметы: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш и рабочий лист, в котором отражены все этапы нашего сегодняшнего урока. Мы завершим изучение произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» и подведем итоги всему, о чем говорили раньше.





2. Слово учителя.

Давайте еще раз вспомним, кто такой Оскар Уайльд. Этот писатель родился в ирландском городе Дублине в 1856 г. в семье знаменитого хирурга и писательницы. (Обращаемся к портрету писателя). Больше всего в жизни он любил литературу и искусство и этому посвятил свою жизнь. Закончил Оксфордский университет.

Начинал О. Уайльд со стихов, в которых он проявил большое мастерство формы и в которых отразились яркие зарисовки жизни. Самое известное произведение – «Портрет Дориана Грея» (1891)

В 1893 году он пишет драму «Саломея», где сыграл роль главной героини. Писал реалистические пьесы.

В 1898 году О. Уайльд создает автобиографическую поэму «Баллада Редингской тюрьмы». В конце жизни он попадает в тюрьму и выходит из нее через два года больным и сломленным человеком. Умирает во Франции.


3.Работа с текстом.

- Скажите, пожалуйста, с чего начинается сказка?

(Описывается зимняя холодная ночь в сосновом бору)

- Как называется развернутое начало в произведении?

(Композиция)

- Какие еще вы знаете элементы?

(Завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

- Давайте посмотрим, как ведут себя животные и птицы в холодную зимнюю ночь.




- Почему произведение можно назвать сказкой?

(Животные разговаривают; характерный для сказки элемент – троекратное повторение;

герой становится безобразным, а затем снова меняется)


- Что происходит дальше, мы узнаем, проверив домашнее задание. Пойти к доске и пересказать сказку.


4. Проверка домашнего задания


А теперь поработаем со средствами художественной выразительности. Для этого нам нужно выразительно прочитать описание портрета мальчика-звезды.


- Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в тексте.

(Художественные определения. Лицо белое и нежное)

- Что такое метафора?

(Слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства каких-нибудь признаков. Золотые кудри)

- Что такое сравнение?

(Образное выражение, построенное на сравнении двух предметов. Кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки розы)


Словарная работа.

Звезда –

  1. космическое тело (прямое)

  2. выдающийся деятель, знаменитый человек (переносное).


Проверяем вторую половину домашнего задания. Вам нужно было найти картинки, образы в которых у вас ассоциируются со словом «звезда».


Справедливо ли называли мальчика звездой. Что такого выдающегося он совершил?

(Ничего. Более того, он часто вел себя некрасиво: смеялся над детьми, мучил животных, гордился собой).


5. Давайте посмотрим эпизод из фильма, в котором мальчик-звезда убивает бабочку. Есть ли такой же момент в сказке?

(Нет, скорее всего это выдумка режиссера фильма, но от этого фильм не сделался хуже. Просто его создатель не захотел показывать детям более жестокие сцены).


Разминка.

Ребята, попрошу ас выйти из-за парт. Повторяем движения за мной.

Мы, дети планеты голубой,

Взмываем ввысь, тревожа звезд покой.

Звездочка – на ладони,

Звездочка – в душе.

Что может быть прекрасней

Доброты в тебе и во мне?


Итак, мы сказали о том, что мальчик оказывал негативное влияние на сверстников. Давайте составим синквейн о нем по схеме:

1 существительное – тема

2 прилагательных – характеристики

3 глагола – характеристики

1 короткое предложение – отношение автора

1 слово – вывод, оценка.




- Что же получилось?

Звездный мальчик

Красивый, но злой

Обижал сверстников, мучил животных, любовался собой

Так нельзя!

Стыдно!


- А вы, ребята, знаете легенду о гордом лепестке?

Расцвел на поляне цветок. Был он очень красивый. Летали над ним пчелы и шмели, брали с него пыльцу. В цветке было 42 лепестка. И вот один из них возгордился:

- Я самый красивый! Возьму и уйду.

Поднатужился он и вылез из цветка. А цветок по-прежнему стоит, пчелы над ним летают. Ходил – ходил лепесток, а к вечеру завял: не может он жить один, без цветка.


- Скажите, почему мальчик стал уродливым?

(Он прогнал свою маму)


Давайте посмотрим еще один эпизод из фильма.

- Что помогло ему снова стать красивым?

( Прощение его мамы и чистое сердце)


В рабочих листах у вас есть рисунок дерева. Впишите в пустые клетки слова, которые по вашему мнению должны быть для хороших взаимоотношений родителей и детей.




- Правильно, ребята, семья никогда не подведет и поможет вам во всем, а мамино сердце простит любые обиды. Просто нужно помнить о том, что нельзя обижать маму, ведь на сердце остаются большие рубцы от этих обид.






- А сейчас составим еще один синквейн.

Мальчик

Красивый, добрый

Много скитался, искал маму, исправился

Так держать!

Молодец!


- Проведите параллель с первым синквейном. Какой можно сделать вывод?


6. Рефлексия.

Оформим выводы в таблице.



Что знал

Что узнал на уроке

Что хочу узнать





Подведение итогов.


7. Домашнее задание.

Дать развернутый письменный ответ на высказывание: «Какая красота может изменить мир к лучшему?», используя в качестве доказательств свои мысли, а также тексты других произведений.


Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!