СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по скульптуре на тему "Скульптура как вид изобразительного искусства" (1 класс художественного отделения ДШИ)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по скульптуре для учащихся 1 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись".

Просмотр содержимого документа
«Урок по скульптуре на тему "Скульптура как вид изобразительного искусства" (1 класс художественного отделения ДШИ)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.


Конспект урока по предмету «Скульптура» (1 класс)




Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.


Цели и задачи: знакомство с видами и жанрами скульптуры; знакомство с материалами, оборудованием и инструментами скульптора; знакомство с народными традициями и обычаями.


Оборудование:

для учителя – иллюстративный и наглядный материал;

для учащихся - цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.


Вводная беседа о предмете:


Скульптура (от лат. Sculptura) – ваяние, вырезание, высекание.

Скульптура – это вид изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи скульптура – это объемное изображение, существующее в реальном пространстве. Цвет в скульптуре применяется достаточно ограниченно и условно.


Что же является предметом изображения в скульптуре?

Почти исключительным предметом изображения в скульптуре являются живые существа: люди и животные. Основное же внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.

В живописи можно воссоздать пейзаж, натюрморт, написать цветок или дерево. В скульптуре же изображение растений очень ограничено и встречается редко.


Благодаря трехмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалионе, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в нее, по отноше­нию к живописи вряд ли был возможен.

Не случайно писатель Кассиодор, говоря о скульптурном уб­ранстве площадей Древнего Рима (есть сведения, что число брон­зовых и мраморных статуй достигало на них десяти тысяч), вос­клицал: «Кажется, что в стенах Рима живет еще другой народ, со­стоящий из статуй».


По назначению скульптура подразделяется на станковую, монументальную и декоративную.


Станковая скульптура – это статуи, бюсты, группы, рельефы, созданные на скульптурном станке.


Монументальная скульптура – скульптурные памятники значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося деятеля и т.п.


Декоративная скульптура – архитектурный декор, рельефы, статуи, украшающие фасады и интерьеры, парковая скульптура, мелкие статуэтки.


А какой скульптура может быть по форме?

По своей форме скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф. Круглую скульптуру можно обойти. Слово «рельеф» происходит от итальянского «relevio», что означает «выпуклость», «выступ». В рельефе изображение создается объемной формой, лишь частично выступающей над плоской поверхностью.


Виды скульптуры: рельеф, круглая скульптура.


Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон (фигурные группы, статуи, бюсты).

Рельеф располагается на плоскости и выступает над ней. Он рассчитан в основном на восприятие спереди.


Какой бы по форме ни была скульптура, мысли и чувства человека в ней передаются на языке объемов и пластиче­ских телодвижений. Положение спины, рук, головы персонажей, их жесты, мимика, их движения, расслабленные или напрягшиеся мышцы - все это «язык» скульптуры.

А с какими материалами работает скульптор?


Таких материалов много. Наиболее распространен­ными являются мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т. д.


Материалы для скульптуры: камень, дерево, металл, глина, пластилин, воск, мрамор, гипс, бронза, чугун, гранит, кость, фарфор, фаянс, стекло и т.д.


Некоторые художники всю жизнь работают в од­ном материале. Так, Микеланджело все свои произведения испол­нил в мраморе. Но чаще скульптор выбирает материал, как живо­писец краску, под конкретную творческую задачу.

В Средние века материалам придавали символическое значе­ние. Серебро означало целомудрие, слоновая кость - душевную силу, камень - незыблемость церковных устоев. К камню относи­лись особенно почтительно, считалось, что он имеет душу, и если мастер портил каменную глыбу, то ее не выбрасывали, а торжест­венно хоронили. Впоследствии выражение «душа материала» по­лучила метафорический смысл: различные материалы могут сооб­щать пластическим образом различные оттенки выразительности. Так, например, бронза, сверкающая световыми бликами, позволяет передать ощущение движения, противоборства, а теплота тона мра­мора и его способность пропускать свет дают возможность добить­ся впечатления живого, дышащего тепла.

А какие виды скульптурной техники вы знаете?


Основными видами скульптурной техники являются лепка и ваяние. Лепят в мягких материалах - глине, пластилине, воске, то есть тех, которых слушаются движения человеческой ру­ки, добавляя материал до необходимого размера. Ваяют в твердых материалах: в мраморе, граните и т. д. Ваяние основано на удалении (отсечении) лишнего материала. «В твердый горный камень воображение художника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки кам­ня», - объяснял Микеланджело.


Инструменты скульптора: для твердых материалов – молотки, зубила. При работе с деревом – резцы, стамески. Для глины и пластилина – стеки.


Истории русского искусства знакомы имена многих славных скульпторов: Федор Шубин, М.Антокольский, А.Голубкина, О.Роден, В.И.Мухина, И.П.Мартос и др.


Беседа:


Но Россия славилась не только произведениями скулптуры, но и с древнейших времен любили на Руси пряники по названию городов. Это пряники с начинкой из пастилы, варенья или мармелада, но отличают их картинки и надписи.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, помните, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным...

Почему печатный пряник, ведь печатают книги, газеты, а как же печатают пряники?

Для этого брали деревянную дощечку из дерева мягкой поро­ды: липы, осины, тополя. На такой дощечке вырезали изображение птиц, растений, зверей, рыб, солнца... Узор углубляли стамеской, делая выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тес­то. Пряники выпекают на дощечках, а когда они испекутся, их пе­реворачивают и вынимают дощечки. На прянике остается тот узор, какой вырезал мастер.

Сейчас пряники можно есть сколько хочешь, а вот 200-300 лет назад пряники подавались даже не каждому гостю.

Пряники подавали гостям в день именин, на крестины детей, на свадьбах.

С пряниками было связано много народных обычаев. Их дари­ли в знак уважения и любви. Особые пряники пеклись на торжества в больших количествах и по специальным заказам.

Пряник придумали в глубокой древности. Главное в прянике то, что он делается на меду, добавляют в него пряные, пахучие тра­вы - отсюда и название: пряник.

В наших булочных продаются пряники мятные - белые, круг­лые. Кто их не пробовал! Мятными пряники называются потому, что в них добавляют мяту.

Знамениты пряники тульские, вяземские, городецкие.

По народному поверью считалось, что пряники имеют целеб­ное свойство и помогают в лечении тяжелых болезней.

Разнообразным было на Руси употребление пряников, а поэто­му был велик на них и спрос.

Фигурные пряники продолжают делать и в наши дни и формы для них вырезают из дерева.

- Кто из вас угощался пряником с картинками?

- Какие изображения были на пряниках?


Самостоятельная работа:


Творческую работу учащиеся выполняют, учитывая следующие условия:

1) цвет пряника - цвет медово-коричневого теста с украшения­ми из белого и цветного сахара;

2) пряник выполняется по предварительному рисунку,


Последовательность выполнения работы. (При­ложение, рис.15.)

1) Раскатывается пласт пластилина толщи­ной 1 см-.

2) На выровненной поверхности острием стеки наносится кон­турный рисунок.

3) По контуру рельефного рисунка проложить скатанные жгу­тики.

4) Пространство между жгутиками заполнить пластилином или тестом.

5) С помощью стеки придать деталям четкую форму.


Анализ и оценка готовых изделий.


Вопросы для закрепления темы урока:

  1. Чем скульптура отличается от графики и живописи?

  2. Из каких материалов можно делать скульптуру? Какие инструменты использует скульптор?

  3. Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?

  4. Рассмотри и сравни скульптуры и работы разных мастеров (илл.). Из каких они материалов?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!