СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по скульптуре на тему "Скульптурная композиция"" (1 класс художественного отделения ДШИ)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по скульптуре в 1 классе (предпрофессиональная программа "Живопись").

Просмотр содержимого документа
«Урок по скульптуре на тему "Скульптурная композиция"" (1 класс художественного отделения ДШИ)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.


Конспект урока по предмету «Скульптура» (1 класс)


Тема: Скульптурная композиция.



Цели и задачи: знакомство композиционными основами в скульптуре, знакомство с богородской пластикой.


Оборудование:

для учителя – иллюстративный и наглядный материал;

для учащихся - скульптурный пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.


1.Беседа по теме урока.

Композиция для любого вида изобразительного искусства есть организация из единичных объектов целостно восприни­маемого изображения. Скульптурная композиция, наряду с об­щими принципами и благодаря трехмерности, имеет свою спе­цифику. Так, например, круглая скульптура сводится в основном к лепке фигур людей или животных с применением раз­личных аксессуаров, но изображение пейзажа в ней исключается. Отсутствует и формат изображения, как это существует в живо­писи и графике. Трехмерная скульптура обозревается при круго­вом ее осмотре и имеет бесчисленное количество точек зрения, что учитывается скульпторами и составляет важную и трудную задачу в процессе моделирования формы. Объемно изображаемый объект имеет определенную форму, передать которую художник может только при достоверной лепке многочисленных профилей, открывающихся взгляду при круговом осмотре.


Вторым важным законом в скульптурной композиции является равновесие масс. В живописи этот закон находит свое проявле­ние в равновесии темных и светлых пятен, холодных и теплых цветовых оттенков, в скульптуре же — в равновесии форм. Не­сколько объектов лепится с таким расчетом, чтобы между ними была гармоничная связь. В изображении должен быть основной, выделяющийся по массе объект или группа объектов, подчиняю­щих себе объекты, меньшие по массе и вместе с тем составляю­щие с ними единое целое. Та же, по существу, закономерность присутствует и в работе над головой, бюстом, фигурой, только в пределах одного объекта. В лепке головы этот закон проявля­ется в отношении массы головы к прическе, шее, кубику и т. д. В лепке торса аналогичные задачи решаются только при наличии дополнительных объектов и аксессуаров: сюда прибавляются рука, одежда, которые скульптор приводит в единство, опираясь и на закон равновесия, и на гармонию весовых отношений масс.

Гармония весовых отношений заключается в сочетании несо­мых и несущих частей одного .объекта. Природа не всегда дает ., художнику идеальные их сочетания, и ему приходится произ­вольно как бы дополнять изображаемые объекты, пользуясь ины­ми отношениями форм в соответствии со своим художественным вкусом и образным замыслом. Например, если у живой модели узкие плечи и если само телосложение и голова натурщика не подходят для решения задуманного образа и не удовлетворяют художника, то можно менять пропорции и весовые отношения (что не одно и то же) в соответствии с замыслом.

Разница между равновесием масс и гармонией весовых отно­шений в том, что равновесие не всегда связно с несущими и несомыми объектами (массы могут располагаться не только одна над другой). Весовые отношения масс органично связаны с цент­ром тяжести изображаемого объекта вообще и площадью опоры фигуры в частности в связи с которыми они и строятся скульпто­ром. Следует пояснить, что мы в принципе абстрагируемся. В практике художника равновесие масс и гармония весовых отно­шений слиты воедино, и если он обладает достаточным опытом, то интуитивно оперирует указанными закономерностями, думая прежде всего о решении образа. Представленная классификация имеет большое значение для начинающих художников.


Работу над скульптурной композицией разумнее начать с обсуждения и выбора скульптурных моментов в трактуемой теме.

Скульптура — искусство, ограниченное в своих выразительных возможностях, То, что можно изобразить на ри­сунке, не всегда удается в трехмерной скульптуре. Только рельеф допускает развернутый мотив с большим перечислением деталей.

Скульп­тура не ограничивается изображением человека или животного (демонстрация наглядных образцов). Присутствие неодушевленных предметов может дополнять компо­зицию, не нарушая общего единства с центральным изображе­нием и не отвлекая от него внимание зрителя.

Постепенно в процессе лепки надо отрезать стекой все лишнее, что мешает выразитель­ности этого центрального изображения.

Кроме этого, постоянно не­обходимо помнить о соблюдении убедительных пропорций, т.е. выражаются или не выражаются объективные соразмерности форм.

Лучше всего выполнять лепку вытягиванием из целого куска глины. Стремление составлять целое из отдельных приготовленных частей (туло­вища, конечностей, одежды) мешает соблюдать правильные пропорции. Лепка же вытягиванием из целого куска глины или мягкого пластилина сосредоточивает внимание на центральной массе туловища человека или животного и позволяет с большей точностью передать другие части тела, а так же движение изображаемого живого объекта в целом куске.

На первой стадии лепки не следует обращать внимания на детализацию поверхности формы. А на заключительном этапе лучше ограничиться от излишней детализации формы.


2. Знакомство с произведениями богородского промысла.

Богатая пластика отражена в народной деревянной скульптуре. Обобщая, выделяя в изображении лишь самое главное, характерное и типичное, находя обобщенную художественную форму, народные мастера создают яркие образы деревянных игрушек.

В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. По­нимают здешние мастера красоту дерева. Режут они мед­ведей и мужиков, оленей, орлов, коней, козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению но­жа и резца. Вырезают фигурки из чурок, которые на­зывают балбешками, поэтому и богородских мастеров в шутку прозвали балбешниками.

Деревянные игрушки сначала грубо и схематично выру­бают топором, затем ножом отделывают детали. Тщательно прорабатывается шерсть животного или оперение птицы.

Символ богородской игрушки — знаменитые «кузнецы». Они привлекают не только занимательным сюжетом, но и движением. По сторонам наковальни укрепляются на пла­ночках резные фигурки кузнеца и медведя. Если подвигать планочки, то весело застучат молоточки по наковальне.

Медведь в богородской игрушке — один из любимых персонажей. Вместе с реальным образом зверя мастер придаёт его характеру человеческие черты. Это делает игрушку запоминающейся и весёлой.

Интересно отметить, что медведь может заниматься не только традиционным крестьянским трудом: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу, подметать, носить воду, пахать, но и играть в хоккей, мыться под душем и даже рабо­тать на компьютере.

Подвижность вносит в деревянную игрушку момент неожиданности, делает её ещё более занимательной. На­пример, игрушка удивительно верно и в то же время чрезвычайно комично может напоминать настоящих кур. На круглой дощечке укрепляют схематичные, но вырази­тельные фигурки кур и петуха. Под дощечкой на нитках, идущих от куриных голов, подвешивают шарик, при вра­щении которого курочки начинают суетливо клевать.

Есть игрушки с потайными кнопками. Например, мед­ведь, если нажать на такую кнопку, будет рубить дрова.

У некоторых игрушек для придания им большей под­вижности части или детали могут быть прикреплены на пружинках. Так, листочки игрушечного дерева начинают трепетать при малейшем к нему прикосновении.


3. Анализ богородской пластики на сказочную тематику.

Предложить обучающимся вспомнить содержание сказки и объяснить, что именно хотел изобразить художник: какую сцену из сказки, в каком положении находятся действующие лица? После этого перейти к выяснению того, как автор изобразил сказочную сцену6 почему он ограничился только фигурами, а не показал еще и пейзаж; почему применил те или иные приемы в трактовке формы; как расположил фигуры в соотношении друг с другом; почему нельзя было сделать иначе, а если можно, то как бы поступили обучающиеся?

Какие образы встречаются в богородской игрушке? Придумай для мастера новый сюжет. Что интересного мог бы делать медведь?

Произведения богородских мастеров, созданные в дореволю­ционное время, значительно отличаются от современных. Так, медведи вырезались без изображения шерсти, т. е. заглаживались; благодаря этому конструктивная основа формы выступала на передний план и решалась тектонически значительно интересней. Такое решение свойственно всей деревянной скульптуре старой Руси, и на ее образцах, в частности, очень хорошо учиться спе­цифике скульптурного искусства.


4.Композиция на тему «Животные из народных сказок».

Цель: Создать понятный и выразительный образ. Наделить животное человеческими качествами. Проработать детали.

Задача: обучать работать с набросками. Напомнить о круговом обзоре композиции. Развитие образного мышления, памяти, наблюдательности.

Материал: пластилин.

Размер: не более 10 см.


5.Итоги урока.

Экспресс-выставка и анализ работ. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.