СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сольфеджио в первом классе:Интервалы в музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пояснительная записка.  Урок сольфеджио имеет особое значение  в системе обучения и развития детей в музыкальной школе. Сольфеджио развивает такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогает выявлению творческих задатков учеников, знакомит с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения, и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств. Занятие предназначено для учащихся 1 класса по предмету сольфеджио предпрофессиональной  общеобразовательной программы, сроком реализации  8-9 лет.  Это первое занятие, в изучении темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервала, знакомство с его количественной величиной, понятиями гармонический и мелодический интервал, а также с первоначальным образно - эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы различные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся в виде песенного материала, наглядных пособий, карточек, что помогает лучше усвоить новый материал.  Цель: знакомство с понятием «интервалы», через различные формы работы. Задачи:  •    Обучающая – объяснить понятие интервала, научить петь интервалы от ноты «до», научить находить интервалы на клавиатуре и в нотах. •    Развивающая – на примере интервалов развивать музыкальный слух, вокально-интонационные навыки, чувство ритма. •    Воспитательная -  умение слушать музыку, уважительно относиться к друг другу и преподавателю. Тип урока: изучение нового материала, объяснение. Методы: словесный, метод сравнения, наглядно-слуховой, наглядно-демонстрационный, практический, метод активизации творческих проявлений.                                                

Формы работы с учащимися: вокально-интонационные упражнения, практические задания, слуховой анализ, анализ музыкального текста, развивающие игры.

Структура урока: 1.    Приветствие, распевание 5 мин. 2.    Проверка домашнего задания 5 мин. 3.    Объяснение новой темы, беседа об интервалах 5 мин. 4.    Построение интервалов в тетради, пение 7 мин. 5.    Физкультминутка 3 мин. 6.    Определение на слух: интервалы, ступени 3 мин. 7.    Работа по учебнику ( стр. 94 упр. 1, № 190) 7 мин. 8.    Игра «ритмическое эхо» 5 мин. 9.    Игра на инструменте интервалов 2 мин. 10.    Итог урока: что нового узнали, запись домашнего задания. 3 мин. Оборудование. Музыкальный инструмент (фортепиано), доска с магнитами, нотный материал, наглядные пособия (карточки с животными, клавиатуры, карточки со ступенями, картинки с примерами интервалов в жизни).

 

Ход урока: Организационный момент: преподаватель исполняет музыкальный звонок на инструменте, призывающий детей к вниманию.   Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь на уроке сольфеджио. Сегодня нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.   И я надеюсь, что мы с вами будем работать активно, дружно, весело и плодотворно! Основная часть. Играя за инструментом, преподаватель поёт: «Здравствуйте, ребята»  Дети также музыкальным ответом приветствуют преподавателя: «Здравствуйте». Преподаватель: Давайте мы с вами распоёмся, и постараемся петь, точно интонируя ноты, показывая их высоту по ступенькам.  Учащиеся поют небольшие песенки: «Андрей, воробей», «У кота», «Тик-так», «Дождик», «Василёк», «Мы поём». Преподаватель: у вас было задано домашнее задание, давайте проверим его. Учащиеся по одному играют и поют номер наизусть. Преподаватель: А сейчас ребята мы отправляемся с вами в путешествие за новыми знаниями, которые нам очень пригодятся в изучении музыки. Сегодня мы знакомимся с музыкальным понятием «интервалы». Интервалы – это такие кирпичики, из которых складывается любая музыкальная пьеса. Как дом складывается из маленьких кирпичей, так  любая мелодия складывается из интервалов. Вы, наверное, слышали это слово раньше, ведь оно используется не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: «Интервал движения автобуса 20 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 20 минут. Фонари на улице расположены на определённом расстоянии друг от друга, то есть между ними есть интервал. Между опорами моста есть определённое расстояние, и оно тоже будет называться интервалом. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу. А какие примеры можете привести вы, ребята? Учащиеся: - перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов. Преподаватель: - Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то  интервал назовём гармоническим. То есть мы можем сказать, что интервал - это два звука взятые вместе, или последовательно. Давайте все вместе повторим и запомним эти два определения: 1)    Интервал – это расстояние от одного звука до другого. 2)    Интервал – это два звука взятые вместе, или последовательно. Преподаватель: правильно, молодцы! Вот, кое-что об интервалах мы с вами уже узнали. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Сегодня мы узнаем с вами 8 простых интервалов. У каждого из вас есть имя, так и у интервалов есть имена. Они звучат очень загадочно и непонятно, так как пришли к нам из древнего языка – латыни. Называются они: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Прима переводится с латыни как первая, секунда - вторая, терция – третья и так далее. Так как интервал – это расстояние, его можно измерить, но чем? Расстояние между городами измеряется километрами, отрезки в математике измеряются сантиметрами, а интервалы в музыке измеряются ступенями. Прима – 1 ступень, секунда – 2 ступени, терция – 3, и так далее. Каждый интервал сокращённо записывается цифрой от 1 до 8. Цифры означают количество ступеней в интервале. Посмотрите, как интервалы располагаются на нотном стане. Давайте вместе со мной, я на доске, с помощью магнитов, а вы в нотной тетради построим интервалы и подпишем их название от ноты «до». До-до – 1 ступень – прима, до-ре – 2 ступени – секунда, до-ми – 3 ступени – терция, до-фа – 4 ступени – кварта, и так далее.  Молодцы! Ну а чтобы лучше запомнить название интервалов и как они звучат мы их споём, показывая на клавиатурах их расположение. Преподаватель: Если ноты ходят парами, Их называют интервалами, И сейчас их по порядку, Мы с удовольствием споём. Поставьте все руки на клавиатуры. Давайте споём интервалы все вместе от ноты «до», вверх и вниз: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Слушайте, как вы поете, и старайтесь спеть ноты правильно. Молодцы! Наверное, вы устали, давайте встанем и немножко отдохнём. Физкультминутка под музыку. Я иду, и ты идешь.  Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)  Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)  Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)  Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)  А теперь смотрите на меня. Я буду говорить вам задание, а вы должны правильно его выполнить.  Руки вверх, руки – вниз, Руки прямо и к плечам, Повернулись вправо, влево, Улыбнулись, дружно сели на места. Итак, мы продолжаем. Интервал это не только ступеньки, которые вы можете сосчитать. У каждого интервала своё, отличительное от других, звучание, характер, настроение. На уроках мы будем с вами учиться определять интервалы на слух, и чтобы вам было легче, я предлагаю каждому интервалу дать название того животного, на которое он похож.     Прима – два одинаковых звука, как дятел в лесу, стучит по дереву. Секунда – колючая, как ёжик. Терция – как маленький, прыгающий зайчик. Кварта – призывная, как петушок. С этого интервала начинается гимн России. Квинта – ласковая и хитрая, как лиса. С квинты начинается песенка «по малину в сад пойдём». Секста – упрямая и озорная как коза. С неё начинается песенка «в лесу родилась ёлочка». Септима – широкая, неприятная и даже страшная как носорог. Октава – широкая, благородная и длинная, как шея у жирафа. Теперь я размещу на доске всех этих животных, а вы, глядя на них, постараетесь угадать, какой интервал я вам сыграю.  Преподаватель: Молодцы! А сейчас давайте откроем учебники на странице 94, и поработаем над упражнением 1, №190 (Варламова А.А., Семченко Л.В., Сольфеджио 1 класс). В этом упражнении нужно внимательно послушать фрагмент произведения, рассказать о характере музыки, определить и подписать отмеченные интервалы в нотах. Я буду играть на фортепиано, а вы внимательно слушайте и определяйте характер, настроение пьесы. Учащиеся: эта пьеса весёлая, светлая, похожа на кукушку. Преподаватель: а как вы думаете, в каком ладу написана эта пьеса? Учащиеся: в мажоре. Преподаватель: правильно, молодцы! А теперь давайте возьмём в руки карандаши, определим и подпишем интервалы в данной пьесе. От ноты фа до ноты ля сколько ступеней? Учащиеся: три. Преподаватель: правильно, значит это интервал – терция. А сколько ступеней от ми до фа?  Учащиеся: две.  Преподаватель: молодцы! Это интервал – секунда. А теперь попробуйте сами определить оставшиеся интервалы. Учащиеся: соль-фа – 2 ступени – секунда, фа-ре- 3 ступени – терция, фа-до- 4 ступени – кварта, фа-соль- 7 ступеней – септима, до-фа – 5 ступеней, квинта. Преподаватель: Молодцы! Вы хорошо потрудились. А сейчас поиграем в игру «ритмическое эхо». Я хлопаю ритмический рисунок, вы слушаете и повторяете. А затем по цепочке, повторяем ритм, который придумал сосед, и сочиняем свой. Молодцы, вы отлично справились!  Я приглашаю вас к инструменту по одному сыграть интервалы, создавая какой-нибудь образ. Например, капельки дождя, радугу, и так далее.

 Итак, давайте подведём итог. Что нового на уроке вы узнали? Учащиеся: мы узнали, что интервал – это расстояние между нотами. Преподаватель: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает? Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический -  последовательно.  Преподаватель: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ, своё настроение. Вот видите, как много интересного сегодня вы узнали. Ну, а сейчас давайте запишем домашнее задание в дневник.  1)    Выучить названия интервалов. 2)    Сыграть и спеть интервалы от «ми». 3)    Учебник стр. 94, упр.1, №191. Урок подошёл к концу, всем спасибо за работу, до встречи на следующей неделе!

 

 

 

 

Приложение. Примеры интервалов в обычной жизни.  

 

 

 

  Распевание, показ ступеней.  

  Пение интервалов, показ по клавиатуре. Определение интервалов на слух.     Наглядные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

                                    Список литературы. 1.    Варламова А.А, Семченко Л.В. Сольфеджио 1 класс.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. 2.    Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио «Композитор С.- П.», 2006. 3.    Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! – Ростов н.Д: Феникс, 2009.- 92 с.