Урок № ___
Тема : Зарубежная литература
подтема. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюс-кинд «Парфюмер», П. Коэльо «алхимик»)
Цель: помочь учащимся представить современную литературную ситуацию; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения; способствовать развитию эстетического вкуса.
оборудование: выставка произведений современных авторов, тексты романов П. Зюскинда «Парфюмер» и П. Коэльо «алхимик»,мини-дискуссии.
Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о современной литературной ситуации; оперируют литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; анализируют произведения современной литературы.
тип урока: комбинированный (урок-диалог).
Ход урока
І. организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и прежде всего — молодёжи. Это не случайно: читатель ищет ответы на вол-нующие его вопросы в произведениях, современных ему, рождён-ных той самой духовной атмосферой, которой дышит сам. литературное развитие в ХХ в. ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок вре-мени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений. Современная литература во многом неоднородна и неоднозначна, многогранна и противоречива.
Поле художественной литературы, с одной стороны, заполнилось дешёвыми детективами и любовными романами — так называемой бульварной, развлекательной литературой. Она не требует вдумчивого чтения, как правило, характеризуется предельно простым языком и незамысловатым, но увлекательным сюжетом. Современный темп жизни человека, всё ускоряющийся научно-технический процесс неминуемо ведут к тому, что духовная сфера человека оказывается зажатой между быстротечностью времени и новейшей технической мыслью.
При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы. Прежде всего — это трудности отбора. читатель, особенно молодой, не име-ющий высоко развитого вкуса, буквально теряется в потоке лите-ратурной продукции. Поэтому, вне всякого сомнения, совершенно точно утверждение: к полноценному освоению современной литературы читателя надо готовить. И поможет вам в этом сегодняшний урок.
ІV. работа над темой урока
1. лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе ХХ в. стали модернизм, расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 г. постмодернизм.
термин «постмодернизм» всё ещё вызывает споры. Вошедший в оборот в шестидесятые годы, в чисто историческом значении он относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к пост-индустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций.
Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живём в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демо-кратиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тоталь-ному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления.
Утра чивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции.
Все крупнейшие писатели конца ХХ в. в той или иной мере за-тронуты постмодернизмом, который равно проявляется и в старых национальных литературах Запада (французы «новые романи-сты» — Натали Саррот, анри роб-Грийе, Клод Симон; немцы — Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт итомас Пинчон; англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт; италь янцы — Итало Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа (Габриэль Гарсия маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве восточноевропейских писателей (милан Кундера, агота Кристоф, Виктор Пелевин).
Постмодернизм — комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ в., характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как «хаоса», а текста — как интертекста, представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт).
2. разрушение эстетических и этических устоев в литературе постмодернизма
1) Слушание сообщения учащихся «Жизнь и творчество Патрика Зюскинда и его роман “Парфюмер”»
— Патрик Зюскинд — немецкий драматург и прозаик, прижиз-ненно отнесённый к числу самых популярных писателей XX в. Он родился в 1949 году в Баварии, в городе амбахе. Получил музы-кальное образование; c 1968 г. изучал средневековую и новую исто-рию в мюнхенском университете. Будущий писатель переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы «Сименс», тапёром в танцевальном зале, тренером по теннису, писал рассказы и сценарии для телевидения. Он автор повестей «История господина Зоммера» и «Голубка». В 1980 г. Зюскинд написал блестящую пьесу (одноактный монолог) — «Контрабас». После премьеры в мюнхенском театре пьеса стала одной из самых популярных в Европе.
Но всемирную известность принёс Зюскинду его первый роман «Парфюмер. История одного убийцы» (1985), который стал одним из самых популярных немец-коязычных романов XX в. Он переведён на десятки языков и в течение многих лет занимает прочное место в первой де-сятке бестселлеров на западном, да и на российском книжном рынке. роман даёт богатую почву для интерпретаций. На-писанное в эстетике постмодернизма, это произведение очевидно имитирует различные литературные жанры, так что допускает прочтение романа как кри-минального, исторического или романа о художнике.
Название романа «Das Parfum» — духи, аромат, но переводчица Э. Венгерова поступила верно, переведя его как «Парфюмер», ибо содержание романа — таинственная судьба гениального пар-фюмера Гренуя, якобы жившего в первой половине XVIII в.
В сюжете всё будет повторяться: каждый, кто соприкоснётся с парфюмером, обречён. За роковым злодеем Гренуем тянется шлейф не предумышленных и тщательно спланированных преступ-лений. Основная идея романа в том, что гениальная личность несёт человечеству неизбежное зло, неслучайно неведомый искусный парфюмер поставлен в один ряд с такими знаменитыми исчадиями ада, как маркиз де Сад, Сен-Жюст, Фуше и Бонапарт, жившими с ним в одно время. Гений в трактовке Зюскинда — натура демоническая, обладающая исключительным надличностным даром, порабощающим каждого отдельного человека и человечество в целом.
При всей демонстративной отстранённости Патрик Зюскинд рассказал весьма актуальную притчу о том, что зло соблазняет и одурманивает, что красота уступило место уродству, ибо прекрасное в обществе, провоцирующем инстинкты потребления, превратилось в нечто искусственное, фальшивое, создаваемое не приро-дой, а конструируемое на компьютерах. Самый главный достаточно прозрачный тезис заключается в том, что злой гений превращает
своих поклонников в скопище марионеток, рабов и пленников гения: «Этот человек-ангел притягивал их. Притягивал как водово-рот, против которого не мог устоять никто, тем более что никто не желал устоять, ибо то, что вздымало этот водоворот, что увлекало их, гнало их к нему, было волей, волей в чистом виде».Патрик Зюскинд
Однако страшный парадокс П. Зюскинд припас к самому финалу повествования: толпа поклоняется кумиру, толпа же и несёт гибель гению. Невольно, неосознанно, инстинктивно защищая собственную посредственность от избранников природы, человеческая масса своей мощью уничтожает парфюмера.
роман П. Зюскинда обладает целым набором признаков пост-модернистской прозы. текст представляет собой комбинацию мно-жества цитат, слегка закамуфлированных автором. Сюжет невероятен и в то же время узнаваем, ибо похожие истории уже были представлены в литературе.
2) Аналитическая беседа
Вспомните жанровые разновидности романа, попытайтесь определить, какие жанры включает в себя роман Зюскинда? Докажите примерами из текста.
При каких обстоятельствах Гренуй появляется на свет? Опишите сиротское существование Жан-Батиста (монастырь Сен-мер-ри, патер террье, пансион мадам Гайар).
Первое убийство. чем привлёк Гренуя аромат юной девушки?
можно ли оправдать юношу за совершённое убийство? Обоснуйте свою точку зрения.
Последней жертвой становится лаура риш. Определите истоки образа, его значение в романе. Почему именно лаура становится последней жертвой Жан-Батиста?
Каков итог исканий Жан-Батиста? Почему толпа разорвала Гренуя?
3) Мини-дискуссия
Почему мир отверг героя? Вспомните слова а. С. Пушкина в трагедии «моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Подтверждает или опровергает автор эту формулу? Обоснуйте свою точку зрения.
От чего предостерегает П. Зюскинд современного читателя?
3. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе
1) Заслушивание сообщения учащихся «Жизнь и творчество П. Коэльо и его роман “Алхимик”»
— Одним из самых незаурядных современных писателей можно назвать бразильца Пауло Коэльо. С детства мечтал писать кни-ги, но в 1960-е гг. в Бразилии правила военная диктатура, не при-ветствовавшая занятия искусством. чтобы защитить своего сына от преследования властей, родители отправили семнадцатилетнего Пауло в психиатрическую клинику.
Выйдя из больницы, Коэльо работал журналистом, пытался реализоваться в театральной режиссуре и драматургии, писал стихи. В поэзии молодого автора власть усмотрела критику, и его, обви-нив в подрывной антиправительственной деятельности, трижды арестовывали.
Выйдя из тюрьмы и не найдя работы, Коэльо отправился в путешествие. Слу-чай привёл писателя в католический ор-ден, где он научился понимать язык зна-ков и предзнаменований, встреча ющихся на пути каждого человека. Путешествие по легендарной тропе паломников он описал в своей первой книге «Паломни-чество» (1987). В это же время зарождается любовь писателя к по-вествованию в форме притчи. Уже вторая книга-притча Пауло Коэ-льо «алхимик» (1988) стала столь популярной, что попала в Книгу рекордов Гиннесса.
Социально активный человек, Пауло Коэльо и в жизни придер-живается принципов, изложенных в романах-притчах. В 1996 г. писатель основал институт Пауло Коэльо, предоставляющий по-мощь и возможность социальной адаптации беднякам, в первую очередь детям и пожилым людям. Бразильская литературная ака-демия в 2002 г. избрала его своим членом, оценив вклад писателя в развитие национальной литературы.
«алхимик» — это философская сказка о странствиях молодо-го пастуха — земными путями в поисках опыта и путями духа в поисках совершенства. Это философская сказка о поисках своего пути в жизни: «… кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если че-го-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твоё предназначение на Земле».
Очарование книги П. Коэльо заключается в том, что на примере истории странствий молодого пастуха из средневековой Испании мы понимаем всё самое важное и главное о наших желаниях и спо-собах их воплощения. Художественность текста позволяет соблю-дать гармоничный баланс между рационализмом и фатализмом в обращении с собственной судьбой. С одной стороны, мистическое видение «знаков судьбы». С другой стороны, совершенно прагма-тичные решения тех задач, преодоления тех трудностей, что возни-кают на пути к заветной цели. Если вам необходимо вдохновиться Пауло Коэльона подвиги по воплощению своей Судьбы (а это всегда подвиги, ка-кими бы обыденными они не казались в свете современности), про-читайте «алхимика» Пауло Коэльо!..
2) Аналитическая беседа
Как вы относитесь к автору как личности и как к писателю?
Какой вывод вы для себя сделали, прочитав роман «алхимик»?
Какие уроки жизни вы извлекли из романа?
3) Мини-дискуссия
Согласитесь с жизненными тезисами Пауло Коэльо или опровергните их (РМ один на парту).
Жизненные тезисы Пауло Коэльо Все люди разные, и должны делать всё, чтобы таковыми оставаться.
Каждому человеку предлагается два пути действия: один — через поступки, а другой — через размышления. Оба приводят к одному и тому же.
Каждому даётся два дара: способности и талант. Способности ведут человека к встрече со своей судьбой, а талант обязывает делиться им с другими. человек должен знать, когда использо-вать способности, а когда талант.
Каждый благословляется идти по правильному пути и по ошибочному. Ведь даже на этом тупиковом пути всегда есть тропин-ка, ведущая к истинному.
V. рефлексия. Подведение итогов урока
обобщающее слово учителя
— Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без соци-ального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значи-мость. литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СмИ, Интернету и компью-терным технологиям. а потому героями новых поколений сегодня всё чаще выступают телеведущие и музыкальные звёзды, в то время как ромео иайвенго остаются в безвестности. тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, положенные на стихи О. де Бёрнса и отличать изречения Бальзака от изречений ромена роллана, литературе ничто не угро-жает. В общем и целом, литература XX в. стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса, и ныне продолжает открывать но-вых выдающихся авторов.
VI. Домашнее задание
1. творческое задание. Написать сочинение-эссе (миниатю-ру) «Какие жизненные уроки можно извлечь нам, живущим в XXI в., читая произведения П. Зюскинда и П. Коэльо?».
2. опережающее задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Джона рональда руэла толкиена, роберта Говарда (по вариантам, 5–6 учащихся каждого варианта), дать обзорную характеристику их творчества.
3. Ознакомиться со статьёй по теме «”Фэнтези” как современное литературное направление».
Урок №
Зарубежная литература
подтема. «Фэнтези» как современное литературное направление и мифологизм ХХІ в. как новое осмысление противоборства добра и зла
Цель: дать определение литературному жанру «фэнтези»; проследить историю формирования фэнтези как литературного жанра на примере самых выдаю-щихся авторов; познакомить с жизнью и творче-ством Дж.р.р.толкиена, р. Говарда; показать, за счёт каких особенностей их произведения обрели массовый интерес людей по всему миру; показать позитивное воздействие фэнтези на формирование личности.
оборудование: портреты Дж. р. р. толкиена, р. Говарда; выставка
их произведений; иллюстрации к произведениям Дж. р. р. толкиена, р. Говарда.
Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о фэнтези как литературном направлении; дают определение этому жанру; рассказывают о жизни и творчестве Дж.р.р. толкиена, р. Говарда, как основоположниках жанра фэнтези; участвуют в обсуждении, готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме.
тип урока: урок-конференция.
Ход урока
І. организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. массовая литературя — это литература, создаваемая в расчёте на массового читателя по чётким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка.
Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. так, раз-ные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых карьеристок, женщин старшей возрастной группы и т. п. Жанры массовой литературы — детектив, сенти-ментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — ко-личественно преобладают в литературе ХХ в., но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьёз, их чтение не требует работы ума и сердца, но даёт отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. так или иначе, массовая литература играет всё воз-растающую роль в культуре ХХ в.
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре «фэнтези».
Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантасти-ческой литературе заняло это направление. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оста вило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамско-му роману и детективу. Среди всех литературных течений именно этот жанр наиболее быстро развивается, осваивая новые террито-рии и привлекая всё больше читателей. Основоположниками «ли-тературы меча и колдовства» принято считать р. Говарда, создав-шего образ Конана Варвара из Киммерии, и Дж.р.р.толкиена, создателя «Властелина колец». С начала 1960-х гг. и в наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увле-каются творчеством этих писателей. За счёт чего же они смогли увековечить свои произведения в памяти потомков? что повлияло на массовый интерес не только молодежи, но и зрелых людей к их книгам и рассказам? Ответом на эти вопросы по служит сегодняшний урок.
ІV. работа над темой урока
1. лекция учителя
— Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. В отечественном литературоведении этот жанр современной культуры находится на стадии осмысления.
термин «фэнтези» пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» («фантазия») — этим терми-ном ещё в XVII в. характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничива-лась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX в. литература этого жанра — это дитя XX в., даже его второй половины. В настоящее время сложи-лось три основных направления литературы фэнтези: классичес-кое, исто рическое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приклю-ченческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.
расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм. В связи с этим выработался ряд признаков, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят здесь и элементы геро-ического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказ-ки, романтической повести, готического романа, и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.
Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация), поэтики и др. В современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези.
такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра:
он существует чуть более 100 лет, термин появился в 1970-е годы за рубежом,
в 1980-е — в россии. чаще всего этот жанр определяют как особое направле-ние фантастики.
2. выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве роберта ирвина
Говарда (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы по ходу слушания.)
— роберт Ирвин Говард, американский писатель, поэт и литератор, напи-савший сотни поэм и более трёхсот работ беллетристики в широком диапазоне литературных жанров, вклю-чая исторические и современные приключения, рассказы ужасов, фэнтези, спортивные комментарии, мистику, вестерны, эротичес-кие рассказы и пародии. Его произведения в жанре фэнтази стали основоположными в стиле «меч и Колдовство». Наиболее известен цикл рассказов о варваре Конане из Киммерии, впервые опубли-кованный в 1932 г. (рассказ «Феникс на мече»). По его произведе-ниям издавались комиксы, снимались фильмы — «Конан-варвар» (1982) и «Конан-разрушитель» (1984), вознёсшие исполнителя главной роли, арнольда Шварценеггера, на вершину славы. Бла-годаря этой славе он на ближайшие 20 лет стал одним из самых высокооплачиваемых актёров. армия последователей Говарда на-считывает сотни известных и доморощенных писателей, а поклон-ники исчисляются миллионами. Жизнь этого бесспорно великого писателя недостаточно освещена, ведь практически все данные его биографии сводятся к короткой анкетной сводке. Вот некоторые из них.
1906 г., 22 января. Втехасе, в семье айзека и Эстер Джейн Го-вардов родился мальчик, названный робертом Ирвином. Отец ро-берта — практикующий врач, мать — вероятно, как многие женщины в то время,— домохозяйка. Его семья часто меняла место жительства.
1921 г. роберт Говард впервые попытался реализоваться как писатель в пятнадцатилетнем возрасте, отправив рассказ в журнал «Adventure».роберт ирвин Говард
1924 г.В журнале «Сверхъестественные истории» (Weird Tales) были опубликованы рассказы «Копьё и клык», «Гиена» и «Поте-рянная раса». Это был первый успех роберта как писателя.
1926 г.Ощущая финансовые затруднения от неприбыльности пи-сательской деятельности, оканчивает курсы машинописи и стено-графии при колледже Ховарда Пэйна в Браунвуде. работает сте-нографистом, но продолжает писать. Пишет, в основном, юморис-тические рассказы для газеты колледжа, заметки для газет техаса и Оклахомы, некоторые рассказов посылает в журналы.
1928 г.Для роберта Ирвина начинается полоса удачи — публи-куется серия рассказов о Соломоне Кейне, затем стартует сериал о Кулле.
1930 г. Говард становится постоянным автором журналов «Weird Tales», «Oriental Stories»и «Flight Stories». Завязывается переписка славкрафтом.
1932 г. Журнал «Сверхъестественные истории» публикует первые рассказы о Конане. там же печатаются рассказы о Бране мак морне. Этот год можно назвать пиком писательской карьеры р. И. Говарда.
1935 г.Удача оставила роберта Ирвина. В стране царит Великая Депрессия, а судьба подставляет подножку: случается трагедия, перечеркнувшая жизнь писателя,— мать Говарда, перенеся тяжё-лую операцию, впадает в кому. На его плечи ложится груз ухода за больной матерью, что связано ещё и с непосильными финансовыми расходами.
1936 г. 11 июня. роберта Ирвина Говарда находят застрелив-шимся в собственном автомобиле. Не выдержав огромного груза моральной и материальной безысходности (надежды на выздоров-ление матери нет, Великая Депрессия и непосильная финансовая нагрузка), он сводит счёты с жизнью
3. Слово учителя
— так закончилась жизнь человека, перепробовавшего профессии секретаря, чернорабочего, репортёра и стенографа но остав-шегося в памяти человечества как один из величайших писателей ХХ в. Жаль, что мы так мало знаем о писателе, которому многие приписывают основание не только стиля «меч и Колдов ство» но и фэнтези как жанра современной литературы в целом. Хотя пос-леднее утверждение весьма спорно, особенно если принять во вни-мание биографию другого великого автора — Джона рональда ру-эла толкиена. Официально «Конан» (положивший начало стилю «меч и Колдовство») р. И. Говарда начал публиковаться в 1932 г., а «Хоббит» толкиена — в 1937 г., отсюда и утверждение, что имен-но Говард, а не толкиен, основатель жанра фэнтези в современной литературе. Его серия книг о Конане подарила читателям героя-победителя, уведя в тревожный мир, где, в отличие от мира ре-ального, с помощью чести и стального клинка герой с характером джентльмена середины прошлого века побеждает типичных злоде-ев самого разного уровня, а заодно искореняет злых волшебников. И пока есть читатели, желающие перенестись в мир, где победу всегда одерживает справедливость, которой порой так не достаёт в реальной жизни, книги в жанре фэнтези будут с огромной скоро-стью разбираться с прилавков. роберт Говард создал Конана, а Ко-нан породил фэнтези.
Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был со-здан в начале ХХ в. Слишком много читателей любили его, слиш-ком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.
В наше время, пожалуй, только человек, полностью отрешён-ный от мира, не слышал о Джоне толкиене. многие знают его про-изведения только понаслышке и читать не собираются, но это вов-се не значит то, что «Властелин Колец» или «Хоббит» стали менее интересными. Кем же был создатель этой уникальной книги в жизни? «Изучение биографии автора — самый пустой и ложный путь к по знанию его работ,— писал толкиен и добавлял,— только ан-гел-хранитель или Сам Господь могли бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениями писателя».
И всё же такая связь есть, пусть её и не постичь простому смертному.
Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом. а поэтому о главных событиях жизни толкиена упомянуть стоит.
4. выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве Джона рональда руэла толкиена (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Джон рональд руэл толкиен родился в 3 января 1892 г. в городе Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой республики. там он прожил три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне. мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.
мать автора, мейбл толкиен, вскоре после их приезда в англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. трудно переоценить воздействие религии на твор-чество толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими иде-ями. После смерти мейбл в 1904 г. воспи-танием Джона занялся её духовник, отец Френсис морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя. Закончив обучение в Оксфорде, толкиен стал преподавате-лем в этом же университете и всю жизнь занимался филологией.
Эпопею «Властелин колец» толкиен писал в 1940-х гг. На её сю-жете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые вой-ны, многие события из жизни автора. Эту книгу по праву считают главным произведением толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта. Одной из центральных идей эпопеи явля-ется идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, тол-киен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре.
Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «маленькие камешки вызывают боль-шой обвал»,— говорит толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору неважно, силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным, и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра — сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона»
(книге, написанной чуть раньше «Властелина колец»). «Сильма-риллион» — книга в каком-то смысле уникальная. Почему? Пото-му ли, что именно с неё началась «толкиниада», достигшая своего пика уже на эпопее «Властелин Колец»? Потому ли, что в «Сильма-риллионе» — впервые в истории мировой литературы — сформиро-вались принципы канонической «литературной легенды», причём сформировались так, что это произведение и по сей день считается своеобразным «эталоном жанра»? Или — почему-то ещё? Каждый читатель решит это для себя сам.
Итак, в произведениях толкиена заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.
Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.
Долгая жизнь автора закончилась в 1973 г. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только проло-гом к его посмертной славе.
5. Эвристическая беседа
Почему современное молодое поколение выбирает фэнтези? Почему именно сегодня так популярен этот жанр?
Стоит ли уделять внимание на уроках литературы этому жанру?
В книгах, написанных в жанре фэнтези, в первую очередь подростков привлекает герой. Каков он, герой фэнтези?
Какие черты характера героев фэнтези привлекают сегодня юного читателя?
можно ли с этих героев брать пример? может ли поведение героев фэнтези служить образцом для подражания?
V. рефлексия. Подведение итогов урока
обобщающее слово учителя
— Итак, фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа.
Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.
Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX в. после того, как роберт Ирвин Говард написал цикл произведений «Конан». тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: сво-боду как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.
После выхода в свет «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других творений великого мастера пера Джона рональда руэ-ла толкиена литература в жанре фэнтези стала рассматриваться и как носитель важных философских и религиозных идей. Именно
Дж.р. р. толкиену мы обязаны общепринятыми представлени ями об эльфах, гномах и прочих фэнтезийных существах. Он создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
На сегодняшний день произведения фэнтези стоят на одной сту-пени популярности с детективом и женским романом. таким обра-зом, фэнтези является классическим литературным жанром, попу-лярным в наши дни и признанным во всём мире.
VI. Домашнее задание
творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «что такое фэнтези? развлекательное путешествие в неведомое или один из способов бегства от действительности?».
массовая литературя — это литература, создаваемая в расчёте на массового читателя по чётким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка.
Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. так, раз-ные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых карьеристок, женщин старшей возрастной группы и т. п. Жанры массовой литературы — детектив, сенти-ментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — ко-личественно преобладают в литературе ХХ в., но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьёз, их чтение не требует работы ума и сердца, но даёт отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. так или иначе, массовая литература играет всё воз-растающую роль в культуре ХХ в.
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре «фэнтези».
Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантастической литературе заняло это направление. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оста вило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Среди всех литературных течений именно этот жанр наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей. Основоположниками «ли-тературы меча и колдовства» принято считать р. Говарда, создав-шего образ Конана Варвара из Киммерии, и Дж.р.р.толкиена, создателя «Властелина колец». С начала 1960-х гг. и в наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увлекаются творчеством этих писателей. За счёт чего же они смогли увековечить свои произведения в памяти потомков?
— Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. В отечественном литературоведении этот жанр современной культуры находится на стадии осмысления.
термин «фэнтези» пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» («фантазия») — этим термином ещё в XVII в. характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничивалась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX в. литература этого жанра — это дитя XX в., даже его второй половины. В настоящее время сложи-лось три основных направления литературы фэнтези: классичес-кое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приклю-ченческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.
расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм. В связи с этим выработался ряд признаков, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят здесь и элементы геро-ического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказ-ки, романтической повести, готического романа, и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.
Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация), поэтики и др. В современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези.
такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра:
он существует чуть более 100 лет, термин появился в 1970-е годы за рубежом,
в 1980-е — в россии. чаще всего этот жанр определяют как особое направле-ние фантастики.
Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был создан в начале ХХ в. Слишком много читателей любили его, слишком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.
В наше время, пожалуй, только человек, полностью отрешённый от мира, не слышал о Джоне толкиене. многие знают его произведения только понаслышке и читать не собираются, но это вовсе не значит то, что «Властелин Колец» или «Хоббит» стали менее интересными. Кем же был создатель этой уникальной книги в жизни? «Изучение биографии автора — самый пустой и ложный путь к по знанию его работ,— писал толкиен и добавлял,— только ангел-хранитель или Сам Господь могли бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениями писателя».
И всё же такая связь есть, пусть её и не постичь простому смертному.
Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом. а поэтому о главных событиях жизни толкиена упомянуть стоит.
Итак, в произведениях толкиена заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.
Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.
— Итак, фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа.
Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.
Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX в. тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: свободу как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.
На сегодняшний день произведения фэнтези стоят на одной ступени популярности с детективом и женским романом. таким обра-зом, фэнтези является классическим литературным жанром, попу-лярным в наши дни и признанным во всём мире.