Учитель начальных классов Батищева Е.П.
Урок: Технология.
Класс: 2
Тема: "Снегирь-оберег из пряжи".
Цель урока: научиться выполнять снегиря из нитей.
Задачи урока:
Образовательные:
-овладение практическими навыками изготовления птицы;
-расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении;
-закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
-развивать мелкую моторику рук;
-создавать условия для развития умений целеполагания и планирования;
Развивающие:
-развитие творческих способностей и творческого мышления;
Воспитывающие:
-воспитывать умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к русским традициям;
-воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику.
Тип урока: практический.
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение.
Материалы: набор пряжи, семечки.
Инструменты: ножницы, клей.
Оборудование: заготовки пучков пряжи, инструкция по работе ,ИКТ презентация, аудиофильм о снегирях, аудиозапись голосов птиц.
Готовое изделие: образец снегиря, дерево для готовых детских работ.
Ожидаемые результаты:
-осуществлять совместную практическую деятельность;
-анализировать свою деятельность;
-умение слушать учителя.
Предметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-осваивать способы работы с нитями.
-применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
-определять с помощью учителя тему и цель урока;
-выявлять совместно с учителем проблемы урока.
Познавательные УДД:
-искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы;
-излагать свое мнение.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
-уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников;
-умение слушать учителя и одноклассников и высказывать свое мнение.
Предметные результаты:
-умение готовить свое рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;
-способность справляться с доступными практическими заданиям и с опорой на свои знания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УДД:
-определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке;
-планирование практической деятельности на уроке;
-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УДД:
-умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
-вступать в беседу на уроке.
1.Организационная часть.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
2 Актуализация знаний , постановка учебной задачи.
-Ребята, какое сейчас время года идет? (зима)
- Что принесла она с собой? (снега, метели, мороз)
У зимы бывает разное настроение: то она радостная, а то сварливая и даже злая.
Для кого- то зима долгожданная, для кого- то тяжелое время года. Особенно тяжело кому зимой? ( зверям и птицам ). Почему?
Мало еды, тепла и солнечного света.
Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода.
Как мы с вами помогаем птицам пережить зиму? ( делаем кормушки и подкармливаем птиц).
Как мы это делаем?
(Сами идем на завтрак и несем зернышки для птиц, рассыпаем в кормушки у школы, а так же кормим дома, в своих кормушках)
И вот так мы помогаем тем птицам, которые особенно нуждаются в помощи.
А тем самым зима наша властвует!
Огромными шапками укрыла Зимушка- зима деревья, но гроздья рябины словно мороженое в тарталетках висит на ветках . А это еще для кого?
( для птиц)
Для каких птиц ? Не торопитесь, вы ответите мне , отгадав загадку.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Когда наступает зима, у нас есть необыкновенная возможность увидеть на ветках деревьев этих замечательных птичек – снегирей. Снегири – настоящие снежные герои.
Послушайте очень интересный рассказ дяди Кузи об этой птице.
Аудиозапись о снегирях
Что вы узнали важного об этой птице?
Какие снегири? Они красногрудые и коричневые. Песни их легкие, насвистывающие. Они добродушные и даже поддаются дрессировке.
Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья.
Много есть легенд о снегирях. Вы можете прочитать о них в книгах или найдете заметку в интернете…Это очень интересно…А один коротенький детский стих- легенду… расскажет нам …
Включение презентации о снегире
Попросили снегири
Алой краски у Зари.
- Мне не жаль, -
Заря сказала,
Грудки им разрисовала,
Лишь за крылышки взялась...
Стайка раз - и поднялась.
Вот теперь всем ясно,-
Почему у снегирей
Только грудки красные.
***
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Ребята, мы с вами как будто в лесу... Дерево… Но, мне кажется, оно хмурое, скучное. И кого то здесь не хватает? Как мы можем его украсить? Как?
(посадить стайку снегирей)
И тогда что произойдет ? (будет веселее).
Ребята, художники рисуют картины , они волшебники кисти.А мы с вами сегодня будем волшебниками рукоделия.
Сообщение темы и цели.
Как вы думаете какая работа нам предстоит сегодня на уроке, чем мы будем заниматься?
(Составлять модели снегирей из нитей) Да, все верно. Тема нашего урока снегирь из нитей.
И не простых снегирей. Это будет снегирь – оберег. Что это означает слово оберег?
Слово «оберег» обозначает оберегание, то есть защита. Да, действительно это слово наделено защитным смыслом. А защита от чего?
- От зла, злых сил.
Куклы-обереги — важная часть нашей народной культуры. Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью, хранить здоровье и лечить от болезней.
Обереги делали не только в образе человека (куклы), но и в образе животных и птиц. Мастерили из тряпочек и ниток.
Вводный инструктаж.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами и аккуратного пользования клеем.
Правила безопасной работы с ножницами (говорят дети по одному)
1.Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.Работай ножницами только на своём рабочем месте.
3.Следи за движением лезвий во время работы.
4.Не оставляй ножницы открытыми.
5.Не подноси ножницы к лицу.
6.Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем(говорят дети по одному).
1.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
2.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Основная часть. Практическая работа.
Под руководством учителя.
При изготовлении этой модели мы придерживаемся инструкции, которая лежит у вас на рабочем столе.
Текущий инструктаж.
Работа строится из шести последовательных этапов. Разберем каждую последовательность.
Итоговая часть урока.
Ну вот и всё! Вы молодцы!Наши птахи готовы. Сейчас, давайте поселим их на заснеженную ветку!
Релаксация -Ребята, вам понравилось наше занятие? -Что запомнилось?
А теперь я предлагаю Вам представить, что наши снегири ожили и запели свои красивые песни.
(прослушивание музыкальной композиции с голосами зимующих птиц).
А я хочу закончить наш урок словами :
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов. К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Не богаты их корма - горсть одна нужна, Горсть одна - и не страшна будет им зима!
Сколько гибнет их - не счесть! Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!