А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
Изображение «маленького человека».
Ход урока.
Тема урока (запись в тетрадях).
Целеполагание.
Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?
1. Слово учителя:
Осенью 1830 года из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца Болдине(слайд 2-3)И именно в это время из-под его пера «вылилась целая библиотека произведений». Само понятие «болдинская осень» стало метафорическим и означает максимальный творческий подъем. В числе прозаических произведений, написанных в Болдине, был цикл повестей, объединенных одним рассказчиком, так называемые «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Слайд 4
Мнимый автор повестей — Иван Петрович Белкин СЛАЙД 5— самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки — это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Просмотр видео до слов : Повести Белкина- образец...
Запишите, что такое литературная мистификация СЛАЙД 6
Мистификация литературная - это текст или фрагмент текста, автор которого приписывает его создание подставному лицу, реальному или вымышленному.
- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности).
О музее "Домик станционного смотрителя" . Слайд 7
СЛАЙД 8 В деревне Выра Ленинградской области находится "Домик станционного смотрителя"- первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ,по архивным документам и материалам Центрального музея связи.
Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга.
Открытие нового знания. Анализ повести
Жанр произведения: (Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).
Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».
Как вы думаете, кто такой маленький человек? (ответы) СЛАЙД 14
«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который появился в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20—30 годах XIX века.
Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель».
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
СЛАЙД 15
- С чего начинается повесть? (Кто не проклинал …..
Работа над вступлением:
Словарная работа.
Выпишите устаревшие слова (слайд 16)
Устаревшие слова и выражения
Коллежский регистратор - чиновник низшего класса.
Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь - правительственный курьер.
Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны - плата за пользование лошадьми.
- Как характеризуются станционные смотрители? «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
- Каким мы увидели его впервые? (С.99)
- Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).
Записи в тетрадях:
(Слайд)1 встреча 2 встреча
свежий седина
бодрый морщины
мужчина небритое лицо
сгорбленная спина
хилый старик
- Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления? (Антитеза)
Запись понятия «антитеза».
- Чем были вызваны эти перемены?
- Какие качества в характере Вырина вам понравились? (Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный, но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства это вызывает уважение).
- Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).
- Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.
А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.
- Какой эпизод изобразил художник?
- Сумел ли он передать чувства героя?
- Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?
- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)
- Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?
- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?
Итог урока.
- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- Что вы унесете сегодня с урока?
- Над чем задумались?
- Каким высказыванием вы бы закончили урок:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Оцениваю работу учащихся на уроке.