СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Изображение «маленького человека».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по теме "А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Изображение «маленького человека».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Изображение «маленького человека».»

 А. С. Пушкин «Станционный смотритель».

Изображение «маленького человека».


Ход урока.

Тема урока (запись в тетрадях).

Целеполагание.

Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

1. Слово учителя:

Осенью 1830 года из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца Болдине(слайд 2-3)И именно в это время из-под его пера «вылилась целая библиотека произведений». Само понятие «болдинская осень» стало метафорическим и означает максимальный творческий подъем. В числе прозаических произведений, написанных в Болдине, был цикл повестей, объединенных одним рассказчиком, так называемые «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Слайд 4

Мнимый автор повестей — Иван Петрович Белкин  СЛАЙД 5— самый обыкновенный человек, чья жизнь не богата значительными событиями, поэтому его записки — это пересказ услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».


Просмотр видео до слов : Повести Белкина- образец...

Запишите, что такое литературная мистификация СЛАЙД 6

Мистификация литературная - это текст или фрагмент текста, автор которого приписывает его создание подставному лицу, реальному или вымышленному. 

- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности).

О музее "Домик станционного смотрителя" . Слайд 7

СЛАЙД 8  В деревне Выра Ленинградской области находится "Домик станционного смотрителя"- первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ,по архивным документам и материалам Центрального музея связи.

Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга.


Открытие нового знания. Анализ повести

Жанр произведения: (Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».

Как вы думаете, кто такой маленький человек? (ответы) СЛАЙД 14

«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который появился в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20—30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель».

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

СЛАЙД 15

- С чего начинается повесть? (Кто не проклинал …..

Работа над вступлением:

Словарная работа.

Выпишите устаревшие слова (слайд 16)

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.


- Как характеризуются станционные смотрители? «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые? (С.99)

- Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).

Записи в тетрадях:

(Слайд)1 встреча 2 встреча

свежий седина

бодрый морщины

мужчина небритое лицо

сгорбленная спина

хилый старик


- Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления? (Антитеза)

Запись понятия «антитеза».

- Чем были вызваны эти перемены?

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? (Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный, но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства это вызывает уважение).

- Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).

- Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.

А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.

- Какой эпизод изобразил художник?

- Сумел ли он передать чувства героя?

- Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?

- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)

- Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?

- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?

Итог урока.

- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с урока?

- Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

Оцениваю работу учащихся на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!