СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме А.С.Пушкина "Няне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен  при изучения творчества А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме А.С.Пушкина "Няне"»


Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няня".

Цель урока: создать условие для знакомства учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»

Задачи:

Обучающие:

- учить выразительному чтению стихотворения;

- формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности

Развивающие:

- развивать речь, логическое мышление, воображение, обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- развивать у обучающихся умение смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к классической литературе;

- любовь и сострадание к ближнему, воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», иметь представления о биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне»;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся имеют представления о биографии А. С. Пушкина, знакомы с его стихотворением «Няне»

Личностные УУД:

- обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне»

- ученики демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам, проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Метапредметные УУД:

Личностные УУД:

- учащиеся понимают эмоции других людей, умеют сочувствовать, сопереживать;

- сформировано умение высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

- ученики могут определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учащиеся могут высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учащиеся умеют составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем обучающиеся могут вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- ученики могут ориентироваться в учебнике;

- сформировано умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- ученики умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- учащиеся могут оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сформировано умение слушать и понимать речь других, выразительно читать текст;

- учащиеся могут договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им;

- сформировано умение работать в паре, группе, выполнять различные роли.


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка книг, аудио запись, учебник по чтению, тетради для словарной работы, простые карандаши, ластики.

Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.


Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

II. Актуализация знаний (7 мин.)

- Приветствие ребят! Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит лист со стихотворением. Обратите внимание - в нем есть пропуски. Прочитайте данное стихотворение, вставляя пропущенные слова.

1) Прочитайте выразительно.

2) Откуда эти строки? (поэма «Руслан и Людмила», посвящение или пролог перед первой песнью)

3) Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

У Лукоморья ________  зелёный.

_________  цепь на  _______ том,

И днём, ___________ кот ________

Всё ходит ____________________.

Идёт направо - ________________,

Налево - ______________________.

Там чудеса: там ________бродит,

_________  на ветвях сидит;

Там на неведомых ____________

Следы _____________ зверей;

Избушка там на ___________ ножках

Стоит без _______, без ________ ....

- Таким образом, мы продолжаем с вами вести разговор о жизни и творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина. Его знают все, все читают его книги, многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет знаком всем - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, бакенбарды, скажет: "ЭТО ПУШКИН!"

Дома нужно было найти информацию о Пушкине по плану:

Детство поэта (Буш Алиса)

Пушкин-лицеист (Мельничук Дарья)

Любовь и смерть (Позняк Софья) (ответы подготовленных детей)


III. Объявление темы, целей урока (10 мин.)

- Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?

- Скажите, кто был источником вдохновения для Пушкина? Конечно, это его няня -Арина Родионовна.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда.

- На прошлом уроке мы с вами читали статью в учебнике, посвященную жизни и творчеству Пушкина. В ней рассказывалось и о няне. Расскажите, что вы помните о няне Арине Родионовне и о ее роли в судьбе А.С. Пушкина.

(Выступление учащейся)

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
   В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
   "Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
   Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.

Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести. Часто подобные стихи запрещались цензурой.) поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

“ Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.  С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.


ФИЗМИНУТКА

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

IV. Изучение новой темы (17 мин.)

Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . 1826


Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Найдите в тексте слова, которыми эти чувства выражены.

Любовь и благодарность поэта звучат в строках: ПОДРУГА ДНЕЙ МОИХ СУРОВЫХ, ГОЛУБКА ДРЯХЛАЯ МОЯ!

Сочувствие поэт выражает словами: ОДНА В ГЛУШИ... ...В НАМОРЩЕННЫХ РУКАХ.... ЗАБЫТЫЕ ВОРОТЫ...

Сопереживание и сопричастность к судьбе няни слышатся в словах: ТОСКА, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЗАБОТЫ....

- Таким образом, в произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе. Стихотворение пронизано чувством любви, ласки. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».

- Перечитайте две первые строчки стихотворения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза? подруга дней МОИХ суровых, голубка дряхлая МОЯ!

Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов МОИХ, МОЯ. А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку.


-Давайте определим лексическое значение слова дряхлая в обыденной речи.

 Дряхлая:

  - старая, дырявая (одежда);

- старая, ветхая, покосившаяся (изба);

- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

Все слова с негативным  оценочным значением


- Определите лексическое значение слова голубка.

Голубка:

- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия). В переносном смысле слово выражает положительную оценку

 

- Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая и почему?

Несовместимость определяется противоположностью лексических значений слов.


- Почему поэт соединил несоединимое? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?

В стихотворении А.С.Пушкина “голубка дряхлая моя” - единый, неделимый поэтический образ. Каждое из слов потеряло свое самостоятельное значение. Сейчас я познакомлю вас с новым для вас понятием ОКСЮМОРОН. Это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого: грустная радость, живой труп, правдивая ложь, мертвые души). Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не омраченный годами и заботами.

- Почему автор не разделил стихотворение на четверостишия?

А.С. Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой, разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта, они очень личные. Читатель как бы присутствует при этом разговоре случайно.

По жанру это послание - то есть стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу. В данном случае мы с вами тоже наблюдаем прямое обращение поэта к адресату - няне. Он не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию - построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства поэта и няни?

Д.З выучиь стихотворение наизусть