СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Баллады о Робин Гуде"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение зарубежной литературы способствует лучшему пониманию и развитию русской литературы. Так развитие и становление героического эпоса и развитие жанра баллады можно рассмотреть на примере английской поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Баллады о Робин Гуде"»

Урок по литературе в 6 классе


Тема. Баллады о Робин Гуде


Цель: познакомить учащихся с англо-шотландским эпосом;

изучить особенность баллад о Робин Гуде; стремление вольного стрелка к

справедливой, равноправной жизни своего народа; защита слабых и

обездоленных;

воспитывать в детях чувства справедливости, свободолюбия, сострадания

к угнетённым, обездоленным.


Ход урока


    I. Оргмомент


    II. АОЗ


? 1. Раскройте понятие эпоса как жанра УНТ.

  1. Что такое гипербола?

  2. Дайте определение баллады?


Баллада (от итал. ballase – плясать) – небольшое сюжетное стихотворение, в

основе которого лежит какой-то необычный случай; многие баллады

связаны с историческими событиями или преданиями (баллады о

Робин Гуде, «Песнь о вещем Олеге») с фантастическими,

таинственными происшествиями.


? Какие баллады вы знаете?


III. Новый материал


На доске: иллюстрации из кинофильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».


Слово учителя.


Сегодня мы с вами познакомимся с англо-шотландским эпосом. В ХVIIIв. особую известность в Европе приобрели английские и шотландские баллады – поэтические произведения повествовательного характера с легендарным, историческим или бытовым содержанием. Самыми популярными среди них стали баллады о Робин Гуде – национальном любимом герое 6народа, защитнике бедных и угнетённых.

Баллады о Робин Гуде полюбили и у нас, о чём свидетельствуют кинофильмы о знаменитом стрелке и песни, посвящённые ему.



В. Высоцкий

* * *

Если рыщу за твоею непокорной головой,

Чтоб петлёй худую шею сделать более худой.

Нет надёжнее приюта, скройся в лес – не пропадёшь,

Если продан ты кому-то с потрохами ни за грош.

Бедняки и бедолаги, презирая жизнь слуги,

И бездомные бродяги, у кого одни долги,

Те кто загнан, не прикаян в этот вольный лес бегут,

Потому что здесь хозяин – славный парень Робин Гуд!


Здесь с полслова понимают, не боятся острых слов,

Здесь с почётом принимают оторви-сорви голов.

И скрываются до срока даже рыцари в лесах,

Кто без страха и упрёка, тот всегда не ри деньгах.

Знают все оленьи тропы, словно линии руки.

В прошлом слуги и холопы – ныне вольные стрелки.

Здесь того, кто всё теряет – защитят и сберегу.

По лесной стране гуляет славный парень Робин Гуд!


И живут, да поживают всем запретам вопреки,

И ничуть не унывают эти вольные стрелки.

Спят, укрывшись звёздным небом, мох под рёбра подложив,

Им какой бы холод ни был – жив, и славно, если жив.

О вздыхают от разлуки – где-то долгий клок земли,

Да поглаживают луки, чтоб в бою не подвели.

И стрелков не сыщешь лучше, что же завтра, где их ждут?

Скажет первый в мире лучник – славный парень Робин Гуд!


? Почему же образ Робин Гуда так любим и дорог поныне?

Почему родились баллады о славном парне, который всегда появляется в

трудную минуту?

Что собой представляла Англия и Шотландия ХII-ХIII вв.


  1. Историческая справка о политическом состоянии Англии и Шотландии:

  • король Ричард Львиное Сердце

  • крестовый поход в Палестину ( 10 лет)

  • принц Джон

  • междоусобные войны, феодализм, безвластие

  • гнёт народа – мечта о справедливом государе – Робин Гуд (народный мститель и защитник)


  1. О Робин Гуде

Робин Гуд – разбойник, однако простой народ любит его за смелость, весёлый нрав, благородство, справедливость. Вместе со своими «лесными братьями» он живёт в Шервудском лесу, не признавая власти узурпатора принца Джона и его приспешников. Робин Гуд никогда не убивал людей, кроме тех случаев, когда нужно было защитить собственную жизнь. Расправлялся он только с теми, кто жил нечестно. Деньги и имущество раздавал сиротам, вдовам, бедным крестьянам.


? Существовал ли на самом деле человек по имени Робин Гуд?


Долгое время считалось, что он происходил от крестьян, жил в конце ХII начале ХIIIв. Однако позднее учёные пришли к единой мысли, что Робин Гуд – собирательный образ народных мстителей, каких немало было не только в Англии, но и в других странах во времена феодализма. В страну был даже народный праздник - «День Робин Гуда»


  1. Работа с текстом.


«Робин Гуд спасает трёх стрелков»

Лексика:

Паломник – странствующий богомолец

Пилигрим – паломник, путешественник-богомолец

Зоб – расширенная част пищевода

Солод – продукт из проросших и смолотых зёрен, хлебных злаков, употребляется при изготовлении кваса и пива.


«Робин Гуд и Маленький Джон»

  • встреча Робин Гуда и Маленького Джона на мосту через реку;бой, в котором победил Маленький Джон; Робин Гуд зовёт его в свою дружину.


V. Итог


    ? 1. Каким перед нами предстаёт Робин Гуд в балладах? Почему он нам нравится?

    2. Справедливы ли были неписанные законы «лесной братии»? Что больше всего они ценили в жизни и в людях?

    3. Какие настоящие человеческие и мужские качества проявил Робин Гуд в поединке с Маленьким Джоном?

    4. Как в балладах выражено отношение народа к своему любимому герою?

    5. Как вы думаете, почему и поныне жив образ Робин Гуда? Почему до сих пор мы любим читать книги о героях, о подвигах, о приключениях?






А вот как об этом сказал Владимир Высоцкий


* * *

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров,

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.


Детям вечно досаден их возраст и быт,

И дрались мы до ссадин, до смертных обид,

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.


Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от драк.

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.


И пытались спастись мы, не знавшие войн,

За воинственный клич, принимавшие в бой.

Тайну, слово, приказ, назначенье границ -

Мы в атаку, и лязг боевых колесниц.


А в кипящих котлах прежних воин и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов,

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.


И злодея слезам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И друзей успокоив, и ближних любя,

Мы на роли героев вводили себя.


Только в грёзы нельзя насовсем убежать.

Краткий век у забав, столько боли вокруг.

Попытайся ладони у мёртвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.


Испытай, завладев ещё тёплым мечом,

И доспехи надев, что по чём, что по чём.

Разберись: кто ты – трус иль избранник судьбы.

И попробуй на вкус настоящей борьбы.


И когда рядом рухнет израненный друг

И над первой потерей ты взвоешь скорбя.

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его не тебя.


Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал

По оскалу забрал – это смерти оскал.

Ложь и зло погляди: как их лик от трубы,

И всегда подходи вороньё и гробы.


Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если, руки сложа, наблюдал с высока,

А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом -

Значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём.


Если путь, прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал.

Если в жарком бою испытал что по чём -

Значит нужные книги ты в детстве читал...


VI. Д/з стр. 69-76, прочитать, ответит на вопросы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!