Урок по теме "Буква Я, я. Звуки [йа], [а] "
Цель: познакомиться с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
Задачи:
формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
совершенствовать навыки чтения.
развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
воспитывать коллективизм и любовь к родине.
Используемый материал: азбука.
Ход урока
Организационный момент.
Прошу детей найти в комнате вещи, названия которых начинаются с буквы "я".
Актуализация знаний
-На какие 2 группы делятся все звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? | -Гласные и согласные. -Ударные и безударные. -Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие. |
II. Постановка цели урока.
Яблоко большое Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
– Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.
III. Работа по теме урока.
Знакомство со звуками [й, а].
Давайте послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])
Какой это звук? (гласный) Докажите.
Может ли гласный звук образовать слог? (А ещё Я – это целое слово.)
Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук [а], но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком [а], при произношении буквы Я, произносится очень короткий звук [й]. Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз – Я, чтобы это услышать.
Итак, Я состоит из двух звуков – согласного короткого звука [й] и гласного звука [а], который можно пропеть и протянуть.
Работаем с учебником на стр. 111. Читаем слова.
В каком из слов мы слышим один звук, а в каком – два?
А где только гласный?
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
Фикультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже, не ленись
Поклонись и улыбнись.
Читаем правило в конце 111 стр.
– Значит, буква я – хитрая.
В каких случаях Хитрые буквы имеют 2 звука? А ещё после Ъ или Ь знаков.
А в каких случаях буква Я имеет 1 звук?
– Ребята, сейчас мы составим схему слова ЯБЛОНЯ.
Для этого сначала разделим слово на слоги. Сколько слогов? (3). Назовите 1 слог, 2-ой, 3-ий. На какой слог падает ударение?
Произнесите еще раз слово, какие звуки слышим в начале? (йа).
Посмотрите еще раз на слово ЯБЛОНЯ. Произнесите слог НЯ. Какой звук слышим после н, (а). Сделайте вывод.
ВЫВОД: Буква Я после согласной обозначает 1 звук А.
Вот теперь составьте схему слова ЯБЛОНЯ правильно, без ошибок.
IV. Закрепление.
Найти 6 слов с буквой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].
Групповая работа: Распределить слова на 2 группы. (А теперь сами придумайте слова с буквой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].)
IV. Итог урока.
С какой буквой познакомились?
Кому сегодня было сложно?
Кто не испытывал затруднений?
Что нового узнали о букве Я?