Урок по теме "Держава Александра Македонского"
Цель: познакомить учащихся с условиями образования и распада Державы Александра Македонского.
Задачи:
-образовательные: расширить знания учащихся о выдающихся исторических деятелях Филиппе II и Александре Македонском, сформировать знания об этапах завоевательного похода, основных битвах, причинах распада нового государства.
- развивающие: продолжить обучение работать с исторической картой, таблицей, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности,
- воспитательные: способствовать формированию у учащихся интереса к исторической науке, а также чувства негативного отношения к войне.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас немного необычный урок - у нас присутствуют гости. Но я думаю, что нам это не помешает активно работать на уроке и показать свои знания. Я всем сегодня желаю интересной работы и хороших оценок.
II. Проверка домашнего задания по теме «Пелопоннесская война и упадок Афин»
- Назовите участников и причины Пелопоннесской войны (Спарта, Афины и их союзники; за лидерство в Греции)
- Когда происходили события Пелопоннесской войны и сколько она продолжалась? (431 г. до н.э. – 404 г. до н.э.; продолжалась 27 лет)
- Вспомнить, какие события произошли в годы, указанные на ленте времени.
431 г. до н.э. | Спарта осадила Афины, подожгли посевы и оливковые рощи |
425 г. до н.э. | Афины разгромили спартанский отряд и взяли его воинов в плен |
415 г. до н.э. | Афины направили свой флот на о. Сицилия. Сицилийцы разгромили афинян и многих пленили |
405 г. до н.э. | Спартанцы разгромили афинский флот при Эгоспотамах ("Козьих речках") |
404 г. до н.э. | Афины потерпели поражение, что поменяло ситуацию в Греции |
- Итоги Пелопоннесской войны. Оцените утверждение – верно или неверно:
а) Афины потерпели поражение в войне (верно)
б) войны привели к гибели множества граждан (верно)
в) хозяйство свободных крестьян и ремесленников быстро восстанавливалось (неверно)
г) города – государства стали стремиться к созданию единой державы (неверно)
д) в городах-государствах росло имущественное расслоение и возникла угроза гражданских войн (верно)
е) верно ли сказать, что в Пелопоннесской войне не было победителей (верно)
а) вооружённая борьба за власть в государстве между различными группами населения (гражданская война)
б) в переводе с греческого – «власть народа» (демократия)
в) первое значение этого слова – «власть знатных людей». Это значит, что государство управляется родовой знатью (аристократия)
г) форма правления, при которой власть принадлежит небольшой группе богачей (олигархия)
III. Изучение новой темы
Отгадайте загадку – о каком государстве идёт речь и где оно находиться:
На севере Балкан то государство было,
Грозою всех ближайших стран
Оно со временем прослыло.
Когда же греки воевать между собою стали,
Жители той страны их в битвах побеждали.
(Македония, находится на севере Балканского полуострова)
Показать на карте Македонию
Актуализация темы
Сегодня на уроке мы должны выяснить, что позволило македонцам, выходцам небольшого по численности государства, завоевать персов и создать великую державу.
Для этого нам понадобятся: учебник (откройте параграф 11), атлас стр. 30-31, рабочий лист с контурной картой и таблицей.
Борьба греческих полисов с Македонией.
Пелопоннесская война была губительна для всей Греции. Ни Афины, ни Спарта не могли достигнуть былого могущества. Этим воспользовалось Македонское царство.
В IV в. до н.э. царём Македонии был Филипп II. Он:
-подчинил разрозненные государства Македонии и объединил всю страну; (найти на карте и отметить в контурных картах границы и столицу Македонии)
- основал новые города;
- укрепил экономику страны;
- провёл военную реформу и создал постоянное войско.
Подробнее о македонском войске на расскажет Аксёнова Елизавета.
Сообщение о македонском войске
Филипп создал большую и боеспособную армию. Конница состояла из знати, пехота из земледельцев. Филипп II заимствовал у греков фалангу – строй воинов из 16 рядов солдат. Вперёд выдвигались копья длиной более пяти метров. По краям фалангу охраняла конница. Недаром говорили, что фаланга похожа на страшного, ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
Новшеством военной техники были тяжёлые осадные башни: страшилище на колёсах шумело и грохотало, приближаясь к осаждённому городу, наводя ужас на его защитников. Филипп II расчитывал не только на военную силу, царь говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, гружёный золотом.
Что означают слова "В самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, гружёный золотом"?
Филипп начал подчинять себе города Греции один за другим. Греки, наконец, поняли, что Филипп намеревается подчинить всю Грецию, и решили дать отпор. Где это произошло? Найдите на стр. 42. и ответьте на вопросы:
- Где и когда произошла битва? (при Херонее, в 338 г. до н.э.)
- Каковы итоги битвы при Херонее? (стр. 42; греки потерпели поражение)
Работа с картой.
- найти в атласе и на карте, где находится Херонея. Отметить город в контурной карте (зарисовать синей ручкой точку и подписать).
Но Филиппу недостаточно было покорения Греции, он мечтал о походе на восток. Однако Филипп был убит в самой Македонии, во время свадьбы царской дочери. Внезапно один из приближённых выхватил из под одежды меч и пронзил им Филиппа. Осталось загадкой, по каким причинам убийца поднял руку над властителем Македонии. Царем стал 20-летний Александр.
Прежде, чем речь пойдёт о новом правителе, проведём физкультминутку – повторение. Я буду зачитывать утверждения. Если вы с ним согласны – встаёте, если нет – хлопайте в ладоши.
Физкультминутка – повторение
-
Греция расположена на севере от Македонии -
-
Фаланга состояла из 16 рядов +
-
Македонская армия использовала боевых слонов -
-
Греция добровольно подчинилась Македонии -
-
Битва у города Херонея произошла в 338 году до н.э. +
-
Филипп был талантливым и хитрым полководцем +
-
Херонея находится на полуострове Пелопоннесс –
-
Филипп стремился подчинить только Грецию, другие территории его не интересовали -
-
Царь Филипп погиб в битве у города Херонея –
-
Наследником Филиппа стал его сын Александр +
Завоевания Александра Македонского
Когда погиб Филипп Александру было 20 лет. В таком молодом возрасте трудно управлять страной, да ещё и возглавлять военные походы, но Александр с этим прекрасно справился.
336 – 323 гг. до н.э. – правление Александра Македонского
Давайте послушаем сообщение об Александре Македонском и определим качества, которые помогли ему добиться великих побед.
Сообщение об Александре Македонском.
Александр с детства мечтал о подвигах и славе. Всякий раз, когда приходило известие, что царь Филипп завоевал какой-нибудь город или одержал победу, Александр мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».
Воспитателем Александра был крупный ученый Греции Аристотель. Он дал Македонскому царевичу глубокие знания и внушил интерес к науке и искусству.
Но больше времени Александр уделял не наукам, а военным упражнениям. Однажды Филиппу предложили купить красивого коня по кличке Буцефал. Необъезженный конь не подпускал к себе никого. Тогда Александр смело схватил коня за уздечку и повернул его мордой к солнцу и заметил, конь пугается, видя свою тень. Александр вскочил на коня, а когда вернулся Филипп, обнял сына и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония для тебя слишком мала».
Какими качествами обладал Александр? (целеустремлённый, хорошо образованный, смелый, сильный)
Могли ли личные качества Александра быть одним из факторов побед македонцев? (да)
Неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению Македонии, но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать и другие причины.
Давайте обратимся к военным событиям и заполним таблицу.
Дата | Направление | Результат |
334 г. до н.э. | Битва на берегу реки Граник с персами | Победа Александра. Начало походов во владения персов |
333 г. до н.э. | Сражение у города Исса (север Сирии) | Победа Александра. Захват в плен семьи Дария III |
332 г. до н.э. | Осада Тира | Подчинение Финикии |
332 г. до н.э. | Поход в Египет | Добровольное подчинение Египта. Александр объявлен фараоном и сыном бога Амона. Основание города Александрия |
331 г. до н.э. | Битва при Гавгамелах | Разбиты главные силы Персии. Смерть Дария III. Персидская держава перестала существовать |
330 - 327 гг. до н.э. | Походы в Среднюю Азию | Захват обширных территорий |
327 г. до н.э. | Поход в Индию | Завоевание части Индии. Усталость войска. Возвращение |
323 г. до н.э. | Вавилон | Александр провозгласил его столицей державы. Подготовка походов на запад. Смерть Александра |
Посмотрите на карту и скажите, куда в первую очередь отправился Александр из Македонии? (в Малую Азию)
Небольшое войско под предводительством юного царя перешло морской пролив и было готово к бою. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.
Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.
334 г. до н.э. | Битва на берегу реки Граник с персами | Победа Александра. Начало походов во владения персов |
(найти и отметить на контурной карте)
Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружён врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.
Каков итог битвы? (стр. 42)
Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он стал собирать войско, чтобы дать отпор македонцам.
Как развивались события дальше? (прочитайте на стр. 42)
333 г. до н.э. | Сражение у города Исса (север Сирии) | Победа Александра. Захват в плен семьи Дария III |
Аналогичным образом проследить весь путь Александра Македонского (прочитать в учебнике, найти и отметить на контурной карте)
332 г. до н.э. | Осада Тира | Подчинение Финикии |
332 г. до н.э. | Поход в Египет | Добровольное подчинение Египта. Александр объявлен фараоном и сыном бога Амона. Основание города Александрия |
331 г. до н.э. | Битва при Гавгамелах | Разбиты главные силы Персии. Смерть Дария III. Персидская держава перестала существовать |
Города Персидской державы сдавались один за другим. В Вавилон Александр въехал победителем.
Далее настала очередь Персеполя. Именно там, в древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.
После этого Александра Македонского провозгласили «царем Азии»
Давайте прочитаем выдержки из документа и определим, что изменилось в личности Александра Македонского?
ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)
«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…
Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры, совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере её.
В эту пору во всём лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрёкся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»
Вывод: Александр из выдающегося полководца, который создал огромную державу, превратился в деспотичного правителя, против которого росло недовольство. Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. Он начал расправляться с теми, кому ещё недавно был обязан военными успехами и жизнью.
Ничто не останавливало Александра от желания завоевать весь мир.
330 - 327 гг. до н.э. | Походы в Среднюю Азию | Захват обширных территорий |
После трех лет боев Александр с войском вторгся в долину реки Инд. Это произошло в 326 году до н.э. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы Александр основал город Никею (победа) (найти и отметить на контурной карте)
327 г. до н.э. | Поход в Индию | Завоевание части Индии. Усталость войска. Возвращение |
На этом силы войска иссякли. Заставить воинов идти дальше Александр не смог ни уговорами, ни угрозами. И объявил о возвращении домой.
Столицей своего огромного государства он сделал город Вавилон.
323 г. до н.э. | Вавилон | Александр провозгласил его столицей державы. Подготовка походов на запад. Смерть Александра |
Александр помышлял о новом походе на Запад, мечтая покорить Сицилию, Италию, но этим мечтам не суждено было сбыться.
В 323 году до н.э. в возрасте 33 лет он внезапно заболел малярией и умер.
Правил Александр 12 лет и 8 месяцев.
Держава Александра Македонского и её распад
Так создавалась держава Александра Македонского.
Давайте красным цветом обозначим границы Державы Александра Македонского в контурных картах.
За всю историю человечества ни одно государство, за исключением Российской империи, не достигло таких размеров, как держава Александра. Но Российская империя создавалась столетиями, а Александр завоевал свои владения почти за десять лет. Правда, и просуществовало его держава недолго.
Почему Держава Александра Македонского быстро распалась после его смерти? Найдите ответ на стр. 44 и зачитайте.
Тем не менее, Александр Македонский вошёл в историю как символ полководческого таланта, славы и величия.
IV. Закрепление нового материала
III Закрепление нового материала.
1. Назовите причины позволившие Филиппу II подчинить себе Грецию.
2. Покажите на карте место, где в 338 г до н.э. «была зарыта свобода греков».
3. Покажите на карте путь греко-македонского войска? Через какие территории он проходил?
4. Покажите границы государства Александра Македонского, его столицу.
5. Выберете правильный ответ.
После смерти Александра Македонского
а) возникло несколько самостоятельных царств, в которых правили его военачальники.
б) продолжался рост территории державы.
в) завоеванные государства вновь обрели независимость.
6. Как вы думаете, распад державы Александра Македонского был предопределен или его можно было избежать?
V. Рефлексия и подведение итогов
"Мой итог урока"
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Выставление отметок.
VI. Домашнее задание
Задание для класса.
В контурных картах синим цветом обозначить границы государств, которые образовались после распада Державы Александра Македонского, подписать их столицы.
Задание по желанию.
Найти, что означает выражение «разрубить гордиев узел»