СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Диаграммы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок с элементами краеведения"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Диаграммы"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Болдовская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского района РМ











План урока математики

с элементами краеведения

в 5 классе

на тему

«Столбчатые диаграммы»









Учитель математики: Васина Г.А.







Цель: закрепить изученный материал чтения и построения столбчатых диаграмм.


Задачи:

Образовательные:

- Закрепить навыки работы со столбчатыми диаграммами;

- Интерпретировать количественную информацию представленную в форме диаграммы;

-Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

-Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;

-Воспитывать познавательную активность.

-Дать доступные и полезные сведения о Мордовии. Расширять кругозор учащихся. Воспитывать любовь и уважение к родине, ее достопримечательностям.

Развивающие:

-Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, сознательного восприятия материала;

-Способствовать творческой деятельности учащихся.


Планируемые результаты:

Предметные: знать материал по изучаемой теме.

Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.

Метапредметные: умение планирования, самоконтроля, предвидеть результаты своей деятельности, способность решать математическую задачу в жизни и других учебных предметах.

УУД:

Личностные УУД: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, формирование способности адекватно оценивать результат выполнения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных умений в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: формирование умения анализировать, составлять алгоритм математических действий, построения логической цепи рассуждений.


Ресурсы: учебник «Математика. 6 класс», Н. Я. Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2018г.; презентация по теме урока.



Оборудование к уроку: компьютер , мультимедийный проектор, экран.




План урока

  1. Организационный момент

  2. Устный опрос

  3. Закрепление материала по построению столбчатых диаграмм

  4. Физкультминутка

  5. Итог урока

Ход урока


  1. Организационный момент.

Сообщается тема, цель и задачи урока.


  1. Устный опрос

И так, сегодня мы продолжаем работать со столбчатыми диаграммами.

Ответьте на вопросы:

Зачем нужны диаграммы?

Какие виды диаграмм вы знаете, в чем их отличие?

Где используются диаграммы?


  1. Закрепление изученного материала

Сегодня наш урок будет интегрированным, то есть содержать элементы другого предмета, а именно краеведения.

Чтобы узнать о каком крае пойдет речь, вспомним правило округления чисел и решим примеры на округление.

Округлить до десяток, сотен, тысяч, десятков тысяч числа : 28 612;

53 478.

Найти соответствующие числа в таблице, соотнести их с буквами и составить слово.

29 000

50 000

30 000

53 000

53 480

28 610

53 500

28 600

р

я

д

и

о

м

в

о

Полученное слово-Мордовия.

С этим прекрасным краем, нашей малой родиной свяжем мы сегодня наш урок.

М ордовия – часть нашей славной России

Прекрасный, чудесный ее уголок.

Лесами, полями, народом красива.

Красив ее рек говорливый поток.

Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу.

Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.







1.Национальный состав населения Мордовии (данные переписи 2010 г)

Численность населения коренной национальности – мордвы - составила 333,1 тыс. человек. В общей численности населения республики доля мордвы выросла и составляет 39,9% (в 2002 г. – 31,9%).

 Численность мордовского населения России составила 744,2 тыс. человек.

 Русское население является наиболее многочисленным (443,7 тыс. человек) и составляет 53,2% общей численности населения республики.

 Третье место по численности населения в Мордовии, как и в 2002 году, занимают татары, численность которых составляет 43,4 тыс. человек (5,2% населения республики).

Итак , округлив данные до целых, получим:

Русские - 53%, мордва – 40%, татары – 5%, остальные национальности – 2%.

Составим столбчатую диаграмму национального состава населения РМ по данным переписи 2010 г.

Поставим в соответствие 10% 1 см. Тогда 53% - 5,3 см, 40% - 4см,

5%- 0,5см, 2% - 0,2 см

Строим диаграмму




  1. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.









  1. Города Мордовии

Название

Муниципаль ный район / Городской округ

Население, чел.

Основан

Герб

Саранск

Городской округ Саранск



298 287

1641

Ардатов

Ардатовский район



9126

1671

Инсар

Инсарский район



8587

1648

Ковылкино

Ковылкинский район



20 958

1892

Краснослободск

Краснослободс кий район



9783

1571

Рузаевка

Рузаевский район



46 787

1631

Темников

Темниковский район



6860

1536



Округлим население городов до тысяч и каждым 10 тысячам поставим в соответствие 1 клетку тетради









Г ород Саранск

298 287 чел. ≈ 298 000 чел.-

29,8 клеток









Г ород Ардатов

9 126 чел.≈9 000 чел.

- 0,9 клетки









Город Инсар

8587 чел.≈9 000 чел.

- 0,9 клетки





Г ород Ковылкино

20 958чел.≈

21 000 чел.-

2,1 клетка

Г ород

Краснослободск

9783 чел.≈10 000чел-

1 клетка





Город Рузаевка

46 787 чел.≈47 000 чел-

4,7 клетки







Город Темников

6860 чел.≈7 000 чел.-

0,7 клетки





Строим диаграмму:

  1. Реки Мордовии

А латырь — река, левый приток Суры. Длина 296 км

(в РМ — 130 км )







Вад-река, левый приток Мокши. Длина-222км (в РМ-114 км)



М окша — река, правый приток Оки. Длина 656 км (в РМ — 320 км)







Исса — река, правый приток Мокши. Длина 149 км (в РМ — 98 км),





С ура-река, правый приток Волги. Длина 841 км

( на территории РМ-120 км)





П ьяна — река, левый приток Суры. Длина 436 км







Расчеты:

Округлим длину рек до десяток км и примем 100 км на местности за 1 см на диаграмме.

Алатырь-296 км≈300 км – 3 см

Вад – 222 км ≈ 220 км -2,2 см

Мокша – 656 км ≈ 660 км – 6,6 см

Исса- 149 км ≈ 150 км – 1,5 см

Сура -841 км ≈ 840 км- 8,4 см

Пьяна – 436 км ≈ 440 км- 4,4 см


  1. Построим по полученным данным диаграмму


  1. Проанализируем данные диаграммы



4.На территории республики созданы две особо охраняемые природные территории федерального значения

Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича — заповедник, расположенный в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи.

Заповедник создан 5 марта 1936 года. Назван в честь государственного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране.

Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охранной зоны составляет 6 200 га.



Госуда́рственный национа́льный па́рк «Смо́льный» — особо охраняемая природная территория федерального значения в северо-восточной части Республики Мордовия.

Создан постановлением Правительства РФ в 1995 году в целях сохранения особо ценных природных комплексов лесостепной зоны и использования их в природоохранных, рекреационных и других целях.

Национальный парк расположен на левобережье реки Алатырь, на территориях, относящихся к Ичалковскому и Большеигнатовскому районам. Площадь парка — 36500 гектаров. Большая часть территории (около 30 тысяч гектаров) покрыта лесами.


Построим диаграмму площадей этих заповедников .

32 148≈ 32000 (3,2 см)

36 500≈37 000 (3,7 см)

  1. Итог урока

Сегодня на уроке мы строили столбчатые диаграммы, используя сведения о Мордовском крае, а именно какие национальности проживают на территории Мордовии, какие города есть на ее карте и какие крупные реки протекают по республике.

Оценки за урок. Домашнее задание: п.46 №1439

Инд. задание: построить столбчатую диаграмму возраста членов вашей семьи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!