Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Болдовская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского района РМ
План урока математики
с элементами краеведения
в 5 классе
на тему
«Столбчатые диаграммы»
Учитель математики: Васина Г.А.
Цель: закрепить изученный материал чтения и построения столбчатых диаграмм.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить навыки работы со столбчатыми диаграммами;
- Интерпретировать количественную информацию представленную в форме диаграммы;
-Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
-Воспитывать познавательную активность.
-Дать доступные и полезные сведения о Мордовии. Расширять кругозор учащихся. Воспитывать любовь и уважение к родине, ее достопримечательностям.
Развивающие:
-Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, сознательного восприятия материала;
-Способствовать творческой деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знать материал по изучаемой теме.
Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Метапредметные: умение планирования, самоконтроля, предвидеть результаты своей деятельности, способность решать математическую задачу в жизни и других учебных предметах.
УУД:
Личностные УУД: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, формирование способности адекватно оценивать результат выполнения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных умений в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Познавательные УУД: формирование умения анализировать, составлять алгоритм математических действий, построения логической цепи рассуждений.
Ресурсы: учебник «Математика. 6 класс», Н. Я. Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2018г.; презентация по теме урока.
Оборудование к уроку: компьютер , мультимедийный проектор, экран.
План урока
Организационный момент
Устный опрос
Закрепление материала по построению столбчатых диаграмм
Физкультминутка
Итог урока
Ход урока
Организационный момент.
Сообщается тема, цель и задачи урока.
Устный опрос
И так, сегодня мы продолжаем работать со столбчатыми диаграммами.
Ответьте на вопросы:
Зачем нужны диаграммы?
Какие виды диаграмм вы знаете, в чем их отличие?
Где используются диаграммы?
Закрепление изученного материала
Сегодня наш урок будет интегрированным, то есть содержать элементы другого предмета, а именно краеведения.
Чтобы узнать о каком крае пойдет речь, вспомним правило округления чисел и решим примеры на округление.
Округлить до десяток, сотен, тысяч, десятков тысяч числа : 28 612;
53 478.
Найти соответствующие числа в таблице, соотнести их с буквами и составить слово.
29 000 | 50 000 | 30 000 | 53 000 | 53 480 | 28 610 | 53 500 | 28 600 |
р | я | д | и | о | м | в | о |
Полученное слово-Мордовия.
С этим прекрасным краем, нашей малой родиной свяжем мы сегодня наш урок.
М ордовия – часть нашей славной России
Прекрасный, чудесный ее уголок.
Лесами, полями, народом красива.
Красив ее рек говорливый поток.
Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу.
Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.
1.Национальный состав населения Мордовии (данные переписи 2010 г)
Численность населения коренной национальности – мордвы - составила 333,1 тыс. человек. В общей численности населения республики доля мордвы выросла и составляет 39,9% (в 2002 г. – 31,9%).
Численность мордовского населения России составила 744,2 тыс. человек.
Русское население является наиболее многочисленным (443,7 тыс. человек) и составляет 53,2% общей численности населения республики.
Третье место по численности населения в Мордовии, как и в 2002 году, занимают татары, численность которых составляет 43,4 тыс. человек (5,2% населения республики).
Итак , округлив данные до целых, получим:
Русские - 53%, мордва – 40%, татары – 5%, остальные национальности – 2%.
Составим столбчатую диаграмму национального состава населения РМ по данным переписи 2010 г.
Поставим в соответствие 10% 1 см. Тогда 53% - 5,3 см, 40% - 4см,
5%- 0,5см, 2% - 0,2 см
Строим диаграмму
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Города Мордовии
Название | Муниципаль ный район / Городской округ | Население, чел. | Основан | Герб |
Саранск | Городской округ Саранск | 298 287 | 1641 | |
Ардатов | Ардатовский район | 9126 | 1671 | |
Инсар | Инсарский район | 8587 | 1648 | |
Ковылкино | Ковылкинский район | 20 958 | 1892 | |
Краснослободск | Краснослободс кий район | 9783 | 1571 | |
Рузаевка | Рузаевский район | 46 787 | 1631 | |
Темников | Темниковский район | 6860 | 1536 | |
Округлим население городов до тысяч и каждым 10 тысячам поставим в соответствие 1 клетку тетради
Г ород Саранск
298 287 чел. ≈ 298 000 чел.-
29,8 клеток
Г ород Ардатов
9 126 чел.≈9 000 чел.
- 0,9 клетки
Город Инсар
8587 чел.≈9 000 чел.
- 0,9 клетки
Г ород Ковылкино
20 958чел.≈
21 000 чел.-
2,1 клетка
Г ород
Краснослободск
9783 чел.≈10 000чел-
1 клетка
Город Рузаевка
46 787 чел.≈47 000 чел-
4,7 клетки
Город Темников
6860 чел.≈7 000 чел.-
0,7 клетки
Строим диаграмму:
Реки Мордовии
А латырь — река, левый приток Суры. Длина 296 км
(в РМ — 130 км )
Вад-река, левый приток Мокши. Длина-222км (в РМ-114 км)
М окша — река, правый приток Оки. Длина 656 км (в РМ — 320 км)
Исса — река, правый приток Мокши. Длина 149 км (в РМ — 98 км),
С ура-река, правый приток Волги. Длина 841 км
( на территории РМ-120 км)
П ьяна — река, левый приток Суры. Длина 436 км
Расчеты:
Округлим длину рек до десяток км и примем 100 км на местности за 1 см на диаграмме.
Алатырь-296 км≈300 км – 3 см
Вад – 222 км ≈ 220 км -2,2 см
Мокша – 656 км ≈ 660 км – 6,6 см
Исса- 149 км ≈ 150 км – 1,5 см
Сура -841 км ≈ 840 км- 8,4 см
Пьяна – 436 км ≈ 440 км- 4,4 см
Построим по полученным данным диаграмму
Проанализируем данные диаграммы
4.На территории республики созданы две особо охраняемые природные территории федерального значения
Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича — заповедник, расположенный в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи.
Заповедник создан 5 марта 1936 года. Назван в честь государственного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране.
Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охранной зоны составляет 6 200 га.
Госуда́рственный национа́льный па́рк «Смо́льный» — особо охраняемая природная территория федерального значения в северо-восточной части Республики Мордовия.
Создан постановлением Правительства РФ в 1995 году в целях сохранения особо ценных природных комплексов лесостепной зоны и использования их в природоохранных, рекреационных и других целях.
Национальный парк расположен на левобережье реки Алатырь, на территориях, относящихся к Ичалковскому и Большеигнатовскому районам. Площадь парка — 36500 гектаров. Большая часть территории (около 30 тысяч гектаров) покрыта лесами.
Построим диаграмму площадей этих заповедников .
32 148≈ 32000 (3,2 см)
36 500≈37 000 (3,7 см)
Итог урока
Сегодня на уроке мы строили столбчатые диаграммы, используя сведения о Мордовском крае, а именно какие национальности проживают на территории Мордовии, какие города есть на ее карте и какие крупные реки протекают по республике.
Оценки за урок. Домашнее задание: п.46 №1439
Инд. задание: построить столбчатую диаграмму возраста членов вашей семьи.