Урок по теме: «Древнейший Рим» 5 класс
1 этап. Организационный момент
2 этап. Актуализация знаний
.Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке у нас гости , поздоровайтесь с ними. Нас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира.
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания.
- На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.
И сегодня мы продолжим с вами путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.
(Египет)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.
(Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.
(Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.
(Китай)
Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.
(Педагог. Греция.)
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
У нас осталось слово - Апеннины.
Как вы думаете, что может означать этот термин?
- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – которая располагалась на Апеннинском полуострове.
?? Вспомните, что такое полуосторов?( работа с картой на доске и в учебниках)
? На что похож Аппенинский полуостров.(сапожок)
на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия.
??? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?(Древний Рим запись в тетрадь)
Цель: Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима. Продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран.
Целеполаганиеи планирование Вопрос классу: Вспомните с чего мы начинаем знакомство с новой страной? (Где находится, природные условия).
Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.
План урока (слайд № ).
……..
Основание Рима
….
Управление Римом
Учитель демонстрирует с полным планом урока.
Где находится Рим (географическое положение), природные условия.
Основание Рима.
3.Занятия древних римлян. Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).
4.Управление Римом.
- Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников , каких?)
Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке.
Каков будет результат нашего урока?
Вопрос 1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить:
1) местоположение древнего государства;
2) его природные условия;
Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике (стр. 213), вступительной статье к параграфу 44.
-Где находится Италия? (на Апеннинском полуострове)
- На берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр).
Какие горы тянутся вдоль полуострова? (Апеннинские).
- Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, этруски, латины, самниты)
Задание «Найди ошибки в тексте и справь их»
Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.
Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
Вопрос 2. Основание Рима.
Как вы думаете, почему на этом слайде размещена среди других фотография скульптуры волчицы и детей? Давайте узнаем.
Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию?
Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима.
Просмотр видео о легенде основания Рима.
2) работа по учебнику:
Задание: прочитайте вслух «Легенду об основании Рима» п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.
Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)
После прочтения ответить на вопросы:
1. Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)
2. Как звали царя правящего в одном из латинских городов? (Нумитор)
3.Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? (Он был злой и завистливый. Амулий отнял власть у Нумитора, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой)
4. А кто такие весталки? (Это жрицы богини огня и домашнего очага Весты)
5. Так как же звали богиню, покровительствующую домашнему очагу и семье? (Веста)
6. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ромул).
7. Как вы думаете, почему Амулий решил избавиться и от этих крохотных детей? (боялся, что когда они вырастут, то начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)
8. Как звали бога войны у латинов? (Марс)
9. Кто спас малышей от гибели? (волчица и пастух)
10. Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула). (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)
12. В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, т.к. Рим-по латински Рома)
14. Кто окружал Ромула и помогал ему? (Ликторы – личная охрана Ромула).
15. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)
16. Зачем ликторы носили с собой всегда связку прутьев и топор? (так как царь мог в любой момент приказать выпороть, или даже отрубить голову провинившимся)
17. Как вы считаете, такая власть могла нравиться народу? Почему?
- Запишем термины.
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
2.Работа с Лентой времени
Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму?
Сейчас 2019г. Рим основан в 753 году до н. э.
На ленте времени необходимо отметить правильно года и посчитать:
Ответ: 2019 +753 = 2772 (лет) г. Риму;
Сколько лет сейчас Риму?
Сколько лет городу Таганрогу?320
На сколько лет Таганрог младше Рима? 2772
Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий…
Физкультминутка
Я вам называю символы определённой страны, ваша задача:
Если Египет, то руки делаем как пирамида;
Индия-руки вверх;
Китай-спину ровно, за спиной замочек держим;
Греция- встаем
Пирамида, Зевс, Будда, Конфуций, марафонская битва, Китайская стена, Афины, джунгли, Нил, Олимп, Амон-Ра, …
Вопрос 3. Занятия древних римлян.Что же представляли собой дома римлян? ( рисунок опишите стр. 206) В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. А чем занимались жители древнейшего Рима Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена или рис на стр.216) и озвучьте схему "Занятия римлян"
Вопросы классу:
Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?
- А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов
- Какими ремеслами занимались? кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)
- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз.
- Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?
Вопрос 4. Управление Римом.
Сценка
Диалог Публия и Луция
(Встретились 2 мальчика – подростка у ручья)
ПУБЛИЙ : Посторонись простолюдин! Я из древнего, знатного рода Ливиев! Мы, патриции, - коренные жители Рима!
ЛУЦИЙ : Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец – ремесленник, а старший брат несет военную службу!
ПУБЛИЙ: Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!
Какие слои населения жили в Древнем Риме?
Ответ (плебеи, патриции)
Словарная работа Найдите в тексте определение новым понятиям Стр. 207.п. 3, 1 аб.: патриции, плебеи.
Патриции - древнейшие жители Рима
Плебеи- переселенцы из других областей Италии.
Задание. Прочитайте текст на стр. 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз. и ответьте на вопросы:
Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Сформировался Сенат. О нем мы узнаем на следующих уроках. Он стал важным органом управления, а его членами стали коренные жители.
- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда.
Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев.
Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве:
Выбирало царя, правившего пожизненно;
Объявляло войну;
Заключало мир;
Ведало государственной казной и сбором налогов.
По легендам Римом правило семь царей.
- Но однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу «Гордый». Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя.
Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)
А как вы думаете, плебеи участвовать в управлении Римом? (тоже нет).
А я думаю, что плебеи могли участвовать!
Докажите . Как вы считаете мое предположение было правильным?
Ответ: нет, плебеи не участвовали в управление, т.к. они являлись переселенцами.
Управление Римом. Прочитать пункт 3
Заполните схему.Продолжите фразу:
В управлении Рима принимали участие ______________.
Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.
Итак, поделитесь своими знаниями.
1. Кому принадлежала высшая власть?
2. Как звали последнего из царей Рима?
- Чем отличаются патриции от плебеев?
3. Назовите функции Народного собрания.
4. Почему римляне изгнали царя?
5. Как будет называться форма правления в Риме?
Произошло это в 509 году до н.э.
Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Выполняем задания в рабочем листе:
Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины.
- Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.
а) В управлении Римом принимали участие только.....
б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......
в) Высшая власть принадлежала .....
г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали.....
д) Знаками царской власти были .....
Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос
Задание № 2. Загадки (1 б.):
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог)
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ...(Аппенинский)
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (Аппенины)
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины)
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица)
Ромул дал
Названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим)
Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима(3 б.):
а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр
д) Апеннинский полуостров е) река По
7 этап. Рефлексия и оценивание
Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?
1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да).
2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет).
3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да).
4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины. (да).
5. Ромул первый царь Рима (да).
6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)
8 этап. Домашнее задание:
Поработайте с вопросами и заданиями к §44
Выписать новые понятия из §44.
Задание на выбор:
Составить кроссворд (10 слов)
Написать рассказ по теме: «Один день в Древнем Риме»
Маршрутный лист по теме:«Древний Рим.»
Продолжите фразу:
В управлении Рима принимали участие ______________.
Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.
Выполняем задания в рабочем листе:
- Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.(1б)
а) В управлении Римом принимали участие только.....
б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......
в) Высшая власть принадлежала .....
г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали.....
д) Знаками царской власти были .....
Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос
Задание № 2. Загадки (1 б.):
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на...
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ...
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ...
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые …
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ...
Ромул дал
Названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ...
Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима(3 б.):
а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр
д) Апеннинский полуостров е) река По