Урок химии в 9 классе.
Тема урока: «Фосфор-элемент мысли и жизни».
Аннотация к уроку по теме «Фосфор – элемент жизни и мысли»
Тема урока: Фосфор и его соединения.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели и задачи урока
-образовательная рассмотреть положение фосфора в Периодической системе элементов, изучить нахождение фосфора в природе, аллотропные модификации, физические и химические свойства, отметить практическую значимость и биологическую роль фосфора и его соединений;
-воспитательная воспитывать наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, аккуратность;
-развивающая развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать адекватность самооценки, развивать навыки практической деятельности
Планируемые результаты:
-предметные
умение описывать фосфор на основе положения в Периодической системе строения электронной оболочки атома; раскрывать физические свойства фосфора; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его химические свойства, характеризовать нахождение фосфора в природе, способы его получения, области практического применения и его соединений; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ.
-метапредметные
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное; характеризовать объекты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь.
КОММУКАТИВНЫЫЕ УУД: умение вступать в речевое общение; аргументировать свою точку зрения; адекватно воспринимать иные мнения и идеи.
-личностные
готовность к решению творческих задач; способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная, кружковая).
Методы и приемы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, коллективная и самостоятельная работа учащихся, использование ИКТ, элементов медиаобразования, критического мышления.
Форма организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
-парная,
-самостоятельная работа с текстом,
- работа в группах.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности.
-словесные (эвристическая беседа),
-наглядные (коллекция, презентация).
На основе познавательной деятельности
- частично-поисковый.
Педагогические приемы:
- учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание комфортных условий деятельности),
- учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение),
-учебно-интеллектуальные( восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Оборудование урока: ПСХЭ, коллекция минералов, раздаточные материалы, инструктивная карта урока, презентация, компьютер, медиапроектор, экран.
Учебник: автор - О.С. Габриелян Химия, 9 класс. Дрофа 2016.
Сценарий урока:
1. Актуализация и целеполагание.
№ 1.
Учитель: «Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним химическим элементом, соединения которого используют в качестве минеральных удобрений».
То я камень философский,
То огонь холодный я,
То цвет белый, красный, черный
Представляю я.
А в России появился, светоносцем объявился.
№ 2
Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Какой это элемент? Правильно - это фосфор.
№ 3 Ломоносов
(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с учителем цель урока и план).
№ 4 Урок тема
№ 5.План урока:
1. Положение фосфора в периодической системе.
2. Аллотропные модификации фосфора
3. Химические свойства фосфора
4. Нахождение в природе, применение фосфора.
5. Биологическое значение фосфора.
№ 6
Перед тем, как мы начнем, давайте обратимся к книге К.Дойля. «Собака Баскервилей». И в конце урока, выясним, прав ли писатель?
2.Стадия вызова.
№ 7
1.Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы в инструктивной карте урока, используя учебник.
Индивидуально делают характеристику элемента фосфора по плану:
Учебный модуль №1
1.Положение в ПСХЭ
2. строение атома
3. степень окисления
4. относительная атомная масса
5. высший оксид
6. водородное соединение.
№ 8
2. Проводят самооценивание по алгоритму ответа. Каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 6 баллов.
№ 9 (2 клика)
3. Учитель: Открытие фосфора
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.
№ 10 ( Аллотропные модификации)
4. Аллотропные модификации
Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
Мы рассматриваем 3 аллотропные модификации фосфора.
№ 11 Белый фосфор
№ 12 Красный фосфор
№ 13 Черный фосфор
Аллотропное видоизменение | Строение вещества | Свойства вещества |
Фосфор красный Менее активен, чем белый | Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. | Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмно- красной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняются при темп. более 200оС. |
Фосфор белый (жёлтый) Наименее устойчив, наиболее реакционно-способен | Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. | В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при температуре выше 150С, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется при темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. |
Фосфор чёрный Химически малоактивен | Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) | Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор. |
№ 14 Учебный модуль 2
5. Индивидуальная работа учащихся.
Учебный модуль №2
Задание: дайте характеристику аллотропных модификаций фосфора в таблиц по следующему плану:
Характер особенности | Белый | Красный | Черный |
1. Тип кристаллической решетки | | | |
2. Строение молекулы | | | |
№ 15 проверка
Самооценивание - алгоритм ответа №2. Каждая правильно заполненная позиция 1 балл. Максимум 6 баллов.
№ 16
6.Нахождение фосфора в природе.
В природе в основном находится в виде соединений: минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде сложных ионов, входит в состав живых и растительных организмов».
7. Учитель: Фосфор часто называют многоликим элементом, не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
№ 17
(ссылка на демонстрационный эксперимент горение фосфора)
№ 18 Химические свойства
Давайте рассмотрим свойства фосфора. Обращаемся к презентации.
- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.
4Р + 5О2 = 2Р2 О5
Составить уравнения взаимодействия фосфора с кальцием.
№ 19 Видео
8.Учебный модуль №3. Составить ОВР
Взаимодействие фосфора и азотной кислоты (работа в парах)
№ 20
Проверка, баллы от 1 до 3. Алгоритм ответа № 3
№ 21 Соединения фосфора ( оксид, кислота, соли).
№ 22
9. Применение фосфора
Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов. Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. То же самое повторилось во время обстрела Донецка зажигательными снарядами в 2015 году.
10. Блеф – игра. Верите ли вы, что…
Верите ли вы, что … свеча может загораться сама.
Делается это так: на фитиль наносят раствор белого фосфора в сероуглероде, а растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.
Верите ли вы, что… существуют «божественные надписи, вспыхивающие на стенах.
Тот же раствор, те же реакции. Если раствор достаточно насыщен, надписи сначала светятся, а затем вспыхивают и исчезают.
Верите ли вы, что…монахи «светятся».
«Светящийся монах»
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок высекались искры.».
Аргументированные высказывания учащихся.
№ 23 Работа в группах
11. Динамическая пауза . Создание 5 микрогрупп, по принципу случайного выбора.
12. Ученики получают задание понимать и интерпретировать информацию, полученную из текста, трансформировать ее объем и форму. Работа в течение 5 минут.
Ответы на вопросы:
1.Нахождение фосфора в организме человек
2. Физиологическое действие фосфора
3. Суточная потребность в фосфоре
4. Источник фосфора
5. Последствия избытка и недостатка фосфора в организме. Максимальная оценка 5 баллов.
№ 24 Фосфор в организме человека
№ 25 Ответы
Выполняется работа в группах, демонстрируют вариант ответа.
1.Учитель предлагает вернуться к началу урока и ответить на вопрос: «Какая химическая ошибка в романе Конан Дойля?» Выслушивает ответы. Подводит итоги.
№ 26
3. Этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке»
2.Вывод:
Область применения соединений фосфора огромна и дать все охватывающий ее обзор непросто. Определение А.Е. Ферсмана: «Фосфор - элемент жизни и мысли» находит повсеместное подтверждение. Фосфор - элемент не только биологической жизни, но и повседневной. Действительно, фосфорсодержащие соединения используются в сельском хозяйстве, медицине, фармакологии, научных исследованиях, пищевой и химической промышленности, строительстве, металлургии, технике и в повседневном быту.
Проводит рефлексию деятельности учащихся
3.Рефлексия (учащиеся проводят рефлексию своей деятельности на уроке по инструктивной карте).
1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке(подчеркнуть правильный ответ):
Не важны Важны Очень важны
2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня ?
Неосознанные Осознанные Глубокие
2.С каким настроением ты изучал этот материал?
Не интересно Не очень Интересно
3.Как оцениваешь свою деятельность?
Удовлетворит. Хорошо Отлично
4.Как оцениваешь деятельность партнера, класса ?
Удовлетворит. Хорошо Отлично
4. Итоги урока - самооценивание: перевод баллов в оценки.
Разбалловка:
20-17 баллов – оценка «5»
16-14 баллов – оценка «4»
13-11 баллов – оценка «3»
Получили оценку пять – звездочки
Получили оценку четыре - квадратики
Получили оценку три - треугольники.
№ 27
4. Домашнее задание. П 32
Ознакомьтесь с информацией:
Основным источником фосфора являются продукты животного происхождения – молоко и молочные продукты, мясо, рыба, а также зёрна бобовых культур (горох, фасоль и др). Особенно богат фосфором желток куриных яиц.
Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится в 130 г сыра, 12 яичных желтках, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500 г мяса или рыбы, 400 г овсяных хлопьев.
Определите, есть ли в вашем рационе продукты, содержащие фосфор. Если нет, пересмотрите свой рацион питания.
№ 28 Спасибо за урок
Инструктивная карта урока по теме «Фосфор» ученика (цы)_________________
1. Учебный модуль №1
1.Положение в ПСХЭ
2. строение атома
3. степень окисления
4. относительная атомная масса
5. высший оксид
6. водородное соединение. Максимальный балл -6 б
2.Учебный модуль №2
Задание: дайте характеристику аллотропных модификаций фосфора в таблице
Характер особенности | Белый | Красный | Черный |
1. Тип кристаллической решетки | | | |
2. Строение молекулы | | | |
Максимальный балл - 6б
3.Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.
4.Составьте уравнения химических реакций:
Са + Р=
5.Учебный модуль №3.
Составить ОВР
Взаимодействие фосфора и азотной кислоты (работа в парах)
Р + Н NO3 + H2O = H3PO4 + NO
Максимальный балл – 3 б.
6.Рефлексия собственной деятельности
1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке
Не важны Важны Очень важны
2.Как ты оцениваешь знания, полученные
сегодня ?
Неосознанные Осознанные Глубокие
2.С каким настроением ты изучал этот материал?
Не интересно Не очень Интересно
3.Как оцениваешь свою деятельность?
Удовлетворит. Хорошо Отлично
4.Как оцениваешь деятельность партнера, класса ?
Удовлетворит. Хорошо Отлично
Подведение итогов:
Разбалловка:
20 -17 баллов – оценка «5»
16- 14 баллов – оценка «4»
13 -11 баллов – оценка «3»
получил(а) ________ баллов - оценка:________
7. Домашнее задание. П 32
Ознакомьтесь с информацией:
Основным источником фосфора являются продукты животного происхождения – молоко и молочные продукты, мясо, рыба, а также зёрна бобовых культур (горох, фасоль и др). Особенно богат фосфором желток куриных яиц.
Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится в 130 г сыра, 12 яичных желтках, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500 г мяса или рыбы, 400 г овсяных хлопьев.
Определите, есть ли в вашем рационе продукты , содержащие фосфор. Если нет, пересмотрите свой рацион питания.