СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Фосфор - элемент жизни и мысли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе требований ФГОС. Обучающиеся совместно с учителем формулировали тему урока, цели и задачи.  Цели урока достигнуты, урок имеет практическую значимость. Ученики активно работали в течение урока по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Фосфор - элемент жизни и мысли"»

Урок химии в 9 классе.

Тема урока: «Фосфор-элемент мысли и жизни».



Аннотация к уроку по теме «Фосфор – элемент жизни и мысли»

Тема урока: Фосфор и его соединения.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели и задачи урока  

-образовательная   рассмотреть положение фосфора в Периодической системе элементов, изучить нахождение фосфора в природе, аллотропные модификации,  физические и химические свойства, отметить практическую значимость и биологическую роль фосфора  и его соединений;

-воспитательная воспитывать наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, аккуратность;

-развивающая развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать адекватность самооценки, развивать навыки практической деятельности

Планируемые результаты:

-предметные

умение описывать фосфор на основе положения в Периодической системе  строения электронной оболочки атома; раскрывать физические свойства фосфора; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его химические свойства, характеризовать нахождение фосфора в природе, способы его получения, области практического применения и его соединений; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами  и применением веществ.

-метапредметные

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное;  характеризовать объекты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь.

КОММУКАТИВНЫЫЕ УУД: умение вступать в речевое общение; аргументировать свою точку зрения; адекватно воспринимать иные мнения и идеи.

-личностные

готовность к решению творческих задач; способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная, кружковая).

Методы и приемы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, коллективная и самостоятельная работа учащихся, использование ИКТ, элементов медиаобразования, критического мышления.

Форма организации учебной деятельности:

-индивидуальная,

-парная,

-самостоятельная работа с текстом,

- работа в группах.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности.

-словесные (эвристическая беседа),

-наглядные (коллекция, презентация).

На основе познавательной деятельности

- частично-поисковый.

Педагогические приемы:

- учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание комфортных условий деятельности),

- учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение),

-учебно-интеллектуальные( восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Оборудование урока: ПСХЭ, коллекция минералов, раздаточные материалы, инструктивная карта урока, презентация, компьютер, медиапроектор, экран.

Учебник: автор - О.С. Габриелян Химия, 9 класс. Дрофа 2016.

Сценарий урока:

1. Актуализация и целеполагание.

№ 1.

Учитель: «Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним химическим элементом, соединения которого используют в качестве минеральных удобрений».

То я камень философский,

То огонь холодный я,

То цвет белый, красный, черный

Представляю я.

А в России появился, светоносцем объявился.

№ 2

Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Какой это элемент? Правильно - это фосфор.

№ 3 Ломоносов

(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с учителем цель урока и план).

№ 4 Урок тема

№ 5.План урока:

1. Положение фосфора в периодической системе.

2. Аллотропные модификации фосфора

3. Химические свойства фосфора

4. Нахождение в природе, применение фосфора.

5. Биологическое значение фосфора.

№ 6

Перед тем, как мы начнем, давайте обратимся к книге К.Дойля. «Собака Баскервилей». И в конце урока, выясним, прав ли писатель?

2.Стадия вызова.

№ 7

1.Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы в инструктивной карте урока, используя учебник.

Индивидуально делают характеристику элемента фосфора по плану:

Учебный модуль №1

1.Положение в ПСХЭ

2. строение атома

3. степень окисления

4. относительная атомная масса

5. высший оксид

6. водородное соединение.

№ 8

2. Проводят самооценивание по алгоритму ответа. Каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 6 баллов.

№ 9 (2 клика)

3. Учитель: Открытие фосфора

Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.

№ 10 ( Аллотропные модификации)

4. Аллотропные модификации

Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
Мы рассматриваем 3 аллотропные модификации фосфора.

№ 11 Белый фосфор

№ 12 Красный фосфор

№ 13 Черный фосфор

Аллотропное видоизменение

Строение вещества

Свойства вещества

Фосфор красный

Менее активен, чем белый

Имеет аморфное строение или атомную кристалличе­скую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи.

Порошок крас­но-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмно- красной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в серо­углероде. Не све­тится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняются при темп. более 200оС.

Фосфор белый (жёлтый)

Наименее устойчив, наиболее реакционно-способен

Имеет молекуляр­ную кристалличе­скую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра.


В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при температуре выше 150С, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяет­ся в воде, но хо­рошо растворяет­ся в сероуглеро­де. Светится в тем­ноте. В порошке самовоспламе­няется при темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.

Фосфор чёрный

Химически малоактивен

Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит)

Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор.

№ 14 Учебный модуль 2

5. Индивидуальная работа учащихся.

Учебный модуль №2

Задание: дайте характеристику аллотропных модификаций фосфора в таблиц по следующему плану:

Характер особенности

Белый

Красный

Черный

1. Тип кристаллической решетки




2. Строение молекулы

 

 

 

№ 15 проверка

Самооценивание - алгоритм ответа №2. Каждая правильно заполненная позиция 1 балл. Максимум 6 баллов.

№ 16

6.Нахождение фосфора в природе.

В природе в основном находится в виде соединений: минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде сложных ионов, входит в состав живых и растительных организмов».

7. Учитель: Фосфор часто называют многоликим элементом, не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
№ 17

(ссылка на демонстрационный эксперимент горение фосфора)
№ 18 Химические свойства

Давайте рассмотрим свойства фосфора. Обращаемся к презентации.

- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.
4Р + 5О2 = 2Р2 О5

Составить уравнения взаимодействия фосфора с кальцием.

№ 19 Видео

8.Учебный модуль №3. Составить ОВР

Взаимодействие фосфора и азотной кислоты (работа в парах)

№ 20

Проверка, баллы от 1 до 3. Алгоритм ответа № 3

№ 21 Соединения фосфора ( оксид, кислота, соли).

№ 22

9. Применение фосфора

Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов. Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. То же самое повторилось во время обстрела Донецка зажигательными снарядами в 2015 году.

10. Блеф – игра. Верите ли вы, что…
Верите ли вы, что … свеча может загораться сама.
Делается это так: на фитиль наносят раствор белого фосфора в сероуглероде, а растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.
Верите ли вы, что… существуют «божественные надписи, вспыхивающие на стенах.
Тот же раствор, те же реакции. Если раствор достаточно насыщен, надписи сначала светятся, а затем вспыхивают и исчезают.
Верите ли вы, что…монахи «светятся».
«Светящийся монах»
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок высекались искры.».

Аргументированные высказывания учащихся.
№ 23 Работа в группах

11. Динамическая пауза . Создание 5 микрогрупп, по принципу случайного выбора.

12. Ученики получают задание понимать и интерпретировать информацию, полученную из текста, трансформировать ее объем и форму. Работа в течение 5 минут.

Ответы на вопросы:

1.Нахождение фосфора в организме человек

2. Физиологическое действие фосфора

3. Суточная потребность в фосфоре

4. Источник фосфора

5. Последствия избытка и недостатка фосфора в организме. Максимальная оценка 5 баллов.

№ 24 Фосфор в организме человека

№ 25 Ответы

Выполняется работа в группах, демонстрируют вариант ответа.


1.Учитель предлагает вернуться к началу урока и ответить на вопрос: «Какая химическая ошибка в романе Конан Дойля?» Выслушивает ответы. Подводит итоги.

№ 26

3. Этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке»



2.Вывод:

Область применения соединений фосфора огромна и дать все охватывающий ее обзор непросто. Определение А.Е. Ферсмана: «Фосфор - элемент жизни и мысли» находит повсеместное подтверждение. Фосфор - элемент не только биологической жизни, но и повседневной. Действительно, фосфорсодержащие соединения используются в сельском хозяйстве, медицине, фармакологии, научных исследованиях, пищевой и химической промышленности, строительстве, металлургии, технике и в повседневном быту.

Проводит рефлексию деятельности учащихся

3.Рефлексия (учащиеся проводят рефлексию своей деятельности на уроке по инструктивной карте).

1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке(подчеркнуть правильный ответ): 

Не важны  Важны Очень важны

2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня ?

Неосознанные Осознанные Глубокие

2.С каким настроением ты изучал этот материал?

Не интересно Не очень Интересно

3.Как оцениваешь свою деятельность?

Удовлетворит.  Хорошо Отлично

4.Как оцениваешь деятельность партнера, класса ? 

Удовлетворит. Хорошо Отлично

4. Итоги урока - самооценивание: перевод баллов в оценки.

Разбалловка:

20-17 баллов – оценка «5»

16-14 баллов – оценка «4»

13-11 баллов – оценка «3»

Получили оценку пять – звездочки

Получили оценку четыре - квадратики

Получили оценку три - треугольники.

№ 27

4. Домашнее задание. П 32

Ознакомьтесь с информацией:

Основным источником фосфора являются продукты животного происхождения – молоко и молочные продукты, мясо, рыба, а также зёрна бобовых культур (горох, фасоль и др). Особенно богат фосфором желток куриных яиц.

Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится в 130 г сыра, 12 яичных желтках, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500 г мяса или рыбы, 400 г овсяных хлопьев.

Определите, есть ли в вашем рационе продукты, содержащие фосфор. Если нет, пересмотрите свой рацион питания.

№ 28 Спасибо за урок









































Инструктивная карта урока по теме «Фосфор» ученика (цы)_________________

1. Учебный модуль №1

1.Положение в ПСХЭ

2. строение атома

3. степень окисления

4. относительная атомная масса

5. высший оксид

6. водородное соединение. Максимальный балл -6 б

2.Учебный модуль №2

Задание: дайте характеристику аллотропных модификаций фосфора в таблице

Характер особенности

Белый

Красный

Черный

1. Тип кристаллической решетки




2. Строение молекулы

 

 

 



Максимальный балл - 6б

3.Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.




4.Составьте уравнения химических реакций:

Са + Р=



5.Учебный модуль №3.

Составить ОВР

Взаимодействие фосфора и азотной кислоты (работа в парах)

Р + Н NO3 + H2O = H3PO4 + NO









Максимальный балл – 3 б.





6.Рефлексия собственной деятельности

1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке 

Не важны  Важны Очень важны

2.Как ты оцениваешь знания, полученные

сегодня ?

Неосознанные Осознанные Глубокие

2.С каким настроением ты изучал этот материал?

Не интересно Не очень Интересно

3.Как оцениваешь свою деятельность?

Удовлетворит.  Хорошо Отлично

4.Как оцениваешь деятельность партнера, класса ? 

Удовлетворит. Хорошо Отлично

Подведение итогов:

Разбалловка:

20 -17 баллов – оценка «5»

16- 14 баллов – оценка «4»

13 -11 баллов – оценка «3»

получил(а) ________ баллов - оценка:________

7. Домашнее задание. П 32

Ознакомьтесь с информацией:

Основным источником фосфора являются продукты животного происхождения – молоко и молочные продукты, мясо, рыба, а также зёрна бобовых культур (горох, фасоль и др). Особенно богат фосфором желток куриных яиц.

Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится в 130 г сыра, 12 яичных желтках, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500 г мяса или рыбы, 400 г овсяных хлопьев.

Определите, есть ли в вашем рационе продукты , содержащие фосфор. Если нет, пересмотрите свой рацион питания.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!