Элемент жизни и мысли
Тип урока: изучение новой темы (интегрированный урок).
Цели урока:
Обучающие:
Изучить свойства и значение фосфора для развития человека и растений;
Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в периодической системе.
Развивающие:
Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить ее проверку, опираясь на знания химии;
Воспитательные:
Способствовать формированию взглядов учащихся о познаваемости мира;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Методы и методические приемы:
Фронтальный опрос;
Эвристическая беседа;
Составление отчета по результатам изучения темы;
Демонстрация процесса горения фосфора в кислороде;
Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости веществ, таблицей электроотрицательности элементов.
Оборудование и реактивы:
Лабораторный штатив с пробирками, ложечка для сжигания веществ, спиртовка, колба, стакан с водой, спички, коллекция апатитов; фосфор (красный).
Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе на тему: Фосфор - элемент жизни.»
Р
Актуализация знаний. Положение в ПС. Строение атома
) ) )
2 8 5
1 s 2
3d 0
3p 3
3s 2
2s 2
2p 6
+15 Р
Изучение новой темы Фосфор в природе
Это распространенный элемент, с одержание его в земной коре примерно 0,1%.
Апатиты Са 5 (РО 4 ) 3 ( F, Cl, OH)
Фосфор в организме человека
"Без фосфора нет движения, ибо химизм мышечных сокращений - это целиком химия фосфорных соединений".
Энгельгардт В. А.
1 – 1 ,5 г
Роль фосфора в организме человека.
Прослушайте сообщение и заполните таблицу.
Нахождение
в
организме
Физиологическое действие
Суточная потребность
Источник
Последствия недостатка элемента
Последствия избытка элемента
Влияние фосфора на развитие растений
Фосфор – необходимый элемент питания.
Открытие фосфора
- Хенниг Бранд случайно открыл фосфор в 1669 году.
В своих исследованиях Бранд из мочи приготовил жидкость, «которая способствует вызреванию кусков серебра до золота ». При переработке мочи путем перегонки, алхимик вдруг получил нечто поразительное. Образовалось не золото, а неизвестное самосветящееся вещество, холодный огонь - фосфорус .
Строение молекулы
Физические свойства
! высокая токсичность (смертельная доза для человека составляет примерно 0,2 г)
белый
красный
Р
фиолетовый
жёлтый
Химические свойства
Составьте электронный баланс,
проставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Восстановительные
Окислительные
- Р + О 2 → Р 2 О 5
- Р + КС lO 3 → KCl + P 2 O 5
Mg + Р → Mg 3 Р 2
2) Р + Н 2 → РН 3
фосфин
Р + Сl 2 = РCl 5
Применение
Р
3 2