СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Функции крови. Группы крови. Резус-фактор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продожает знакомить учащихся с функциями крови. В начале урока для закрепления знаний о строении и функциях эритроцитов учащиеся выполняют лабораторную работу по сравнению крови человека и лягушки. Даются понятия о группах крови человека и причинах групповых различий, резус-факторе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Функции крови. Группы крови. Резус-фактор"»

Тема. Функции крови. Группы крови. Резус-фактор.

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с функциями крови, дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе. Определить функцию тромбоцитов в свертывании крови.

1. образовательная – сформировать знания о составе, строении крови, ее функциях.

2. развивающая– развивать умения учащихся обосновывать свое мнение, работать в группах, развивать общеучебные навыки, отработать понятийный аппарат.

3. воспитательная – воспитать чувства доброжелательности, взаимопомощи, ответственного отношения друг к другу.

4. валеологическая – научить учащихся ценить свое здоровье: следить за составом своей крови, избегать потери крови и обезвоживания.


Методы обучения: частично поисковый, проблемный. Почему кровь издревле воспринималась как таинственная материя?

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки», таблица, слайды.


План урока:

1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация знаний о составе и функциях крови.

  3. Изучение нового материала:

    • Вводное слово учителя с демонстрацией слайдов

    • Состав и функции крови.

    • Строение и функции тромбоцитов.

    • Лабораторная работа «микроскопическое строение крови человека».

    • Значение в жизни человека знаний о составе крови.

5. Закрепление знаний

  1. Подведение итогов работы, выставление оценок.

Новые понятия: группы крови, агглютинины, агглютиногены, образование тромба.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим изучение темы «Кровь и лимфа», а перед этим проверим домашнее задание. Дома вы должны были выучить состав внутренней среды организма и строение и функции эритроцитов, а также подготовить сообщения об истории переливания крови.

Для закрепления знаний остроении и функциях эритроцитов давайте выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа №3.

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы:

1. Познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки;

  1. Найти черты сходства и различия;

  2. Ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?»

Оборудование: готовые микропрепараты, микроскопы.

Ход работы:

  1. Подготовить микроскоп к работе.

  2. Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

  4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

  5. Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.

  6. Сделать выводы:

    • Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

    • Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?

А теперь давайте сравним кровь человека и лягушки, настройте микроскопы и, следуя плану, изучите микропрепараты. Зарисуйте в тетради клетку эритроцита. Обратите внимание на их размер, окраску, форму, строение, численность. Точно так же рассмотрите кровь лягушки. Зарисуйте клетку эритроцита. 1-я и 2-я микрогруппы вместо зарисовки делают из пластилина модели эритроцитов человека и лягушки.

Делаем выводы по лабораторной работе:

1. Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

2. Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Да, все правильно, действительно, эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки по размерам, но зато число их в 13 раз больше.

Сообщение ученика «Дыхательная функция крови».



Изучение новой темы:

Давайте продолжим изучение этой темы. Сегодня мы более подробно изучим состав крови, выясним строение и функции форменных элементов крови таких как тромбоциты.

Прослушаем сообщение об истории переливания крови.




Проблемная задача –

Учитель: Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

Вопрос: Как это объяснить?


В 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.(Слайд № 12)


Вопрос: На чем основаны групповые различия?

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен! У разных людей эти наборы неодинаковы. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови.

Кровь, состоит из жидкой части — плазмы и различных клеток кpoви (форменных элементов). Плазма содержит белки, минеральные вещества (основной состав: натрий, калий, кальций, магний, хлор) в виде ионов и другие компоненты. Форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Объем кpoви составляет 6—8% от массы тела — около 5 литров. Кровь выполняет ряд важных функций: транспортирует кислород, углекислый газ и питательные вещества; распределяет тепло по всему организму; обеспечивает водно-солевой обмен; доставляет гормоны и другие регулирующие вещества к различным органам; поддерживает постоянство внутренней среды и несет защитную (иммунную) функцию.


Различия между людьми по группам крови — это различия по составу определенных антигенов и антител. Учитель раскрывает понятия агглютиногены А и В и агглютинины.

Используя слайды с №15 по № 19, объяснить какая кровь относится к каждой группе.

  • Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.

Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать. Для облегчения понятия используется схема переливания крови.


Основная система классификации крови -- система ABO (читается - а, б, ноль)

Гpуппы кpoви обозначают по наличию или отсутствию определенного типа «склеивающего» фактора (агглютиногена):

0 (I) — 1-я группа крови.

А (II) — 2-я.

В (III) — 3-я

АВ (IV) — 4-я группа крови.

Задание ученикам – перечертить схему переливания крови в тетрадь.


Дать понятие:

1. Универсальный донор

2. Универсальный реципиент

Рассказать в качестве дополнительного материала о встречаемости групп крови у разных народов, населяющих нашу планету.


За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки - резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).

Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия.


Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Учитывается и при переливании крови.


Переливание цельной крови с учетом груп осуществляется только по принципу одноименной группы (для детей это правило является обязательным). Кровь донора 0 (I) группы можно периливать реципиенту 0 (I) групы, и так далее. В экстренных ситуациях, когда нет времени или возможности делать анализ, допустимо периливание кpoви I группы "отрицательной" реципиентам остальных групп ("до выяснения"), так как 0 (I) група крови является универсальной. В этом случае порция вводимой крови ограничивается минимальным объёмом. С учётом резус-фактора, нельзя переливать "положительную", если у реципиента "отрицательная" (это чревато резус-конфликтом). Так же и при зaчaтии рeбенкa – если у матери "отрицат.", а у отца - резус-положит.


Из рубрики«Это интересно»:



Группа крови и характер (типология личности).


Група крови 0 (I). Энергичны, общительны, крепкое здоровье, сильная воля. Стремление к лидерству. Суетливы, амбициозны.


Группа крови A (II). Старательны и обязательны. Любят гармонию и порядок. Их недостаток -- упрямство.


Група крови B (III). Деликатные, впечатлительные, спокойные. Повышенные требования к самим себе и к окружающим. Индивидуалисты. Легко ко всему адаптируются. Властные и творческие личности.


Группа крови AB (IV). Эмоции и чувства берут верх над здравым смыслом и расчётом. Они мыслители. С трудом принимают решения. Уравновешены, но иногда бывают резки. Больше всего конфликтуют сами с собой.


Выводы:

1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости

2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови


Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок


Домашнее задание: &18-19, повторение темы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!