СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Г.Ибсен "Кукольный дом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Г. Ибсен "Кукольный дом"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Г.Ибсен "Кукольный дом"»

Задание по литературе на 19 мая.

Тема: Г. Ибсен. «Кукольный дом»

Прочитайте материал урока. Ответьте на вопросы в конце материала.

I.             Мотивация учебной деятельности

«Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.

   II. Творческая история.

- В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер ( 1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.


  III. Проблемные вопросы и задачи

  • В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»?

  • Расшифруйте цепочку «дочь кукла-женщина  человек-борец».

  • Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма.

  • Определите черты «новой драмы».

(Проверьте себя по ответам в конце материала. См. ПРИЛОЖЕНИЕ).


IV. Анализ сюжета и композиции произведения.

В сюжете объединяются несколько  сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.

б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы  ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.

в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.

г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.


Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.

Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение - любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.



КОМПОЗИЦИЯ     ПЬЕСЫ

1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.

3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,

4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.

5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.


 КОНФЛИКТЫ

Основной

Между стремлениями Норы и писаными законами общества, а также между воображаемым и реальным жизнью Норы

Внешний

"бурный", вокруг Крогстада

Внутренний

в самой Норе


XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.

Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?


V. Итоговые вопросы:

1. Определите тему, главные проблемы и идею произведения.

2. Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?

З. К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.

4. В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?

(Помощники в ответе на вопросы: материал урока, учебник, Интернет).

Ответы на итоговые вопросы оформите и отправьте на проверку.

Приложение

Проблемные вопросы и задачи

  • В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)

  • Расшифруйте цепочку «дочь кукла-женщина  человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).

  • Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)

  • Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)








Скачать

© 2020, 2684 90

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!