Задание по литературе на 19 мая.
Тема: Г. Ибсен. «Кукольный дом»
Прочитайте материал урока. Ответьте на вопросы в конце материала.
I. Мотивация учебной деятельности
«Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.
II. Творческая история.
- В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер ( 1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.
Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.
III. Проблемные вопросы и задачи
В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»?
Расшифруйте цепочку «дочь кукла-женщина человек-борец».
Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма.
Определите черты «новой драмы».
(Проверьте себя по ответам в конце материала. См. ПРИЛОЖЕНИЕ).
IV. Анализ сюжета и композиции произведения.
В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.
а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.
б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.
г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.
Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение - любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.
КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.
КОНФЛИКТЫ
Основной | Между стремлениями Норы и писаными законами общества, а также между воображаемым и реальным жизнью Норы |
Внешний | "бурный", вокруг Крогстада |
Внутренний | в самой Норе |
XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.
Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?
V. Итоговые вопросы:
1. Определите тему, главные проблемы и идею произведения.
2. Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?
З. К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
4. В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?
(Помощники в ответе на вопросы: материал урока, учебник, Интернет).
Ответы на итоговые вопросы оформите и отправьте на проверку.
Приложение
Проблемные вопросы и задачи
В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)
Расшифруйте цепочку «дочь кукла-женщина человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).
Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)
Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)