СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Географическое положение Австралии.История открытия. Рельеф и полезные ископаемые материка".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Географическое положение Австралии.История открытия. Рельеф и полезные ископаемые материка".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области






Урок географии в 7 классе по теме:


«Географическое положение.

История открытия и исследования Австралии»




Выполнила: Серикова Н.А.,

учитель географии









с. Нижний Мордок

2019 год







Цели урока:

1.Сформировать представления о ФГП Австралии,

познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;

2. Продолжить работу по формированию навыков работы с картой и планом характеристики ФГП материка;

3. Формировать географическую культуру учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованиеммультимедийной презентации.

Оборудование: карта Австралии, атласы, контурные карты, учебник, АРМ учителя.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы:

Эпиграф к уроку:

«…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»

(Ж. Верн)

Мотивация урока:

Мы продолжаем изучение южных материков. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом – уникальной территорией.(Слайд 1)

Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то),

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение

(Г. Усова)

Герой романа Ж. Верна “Дети капитана Гранта” Жак Паганель воскликнул “А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре!»

Вы догадались о какой стране идёт речь?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? Ответы учащихся.

Формирование темы урока.

Слайд 2- тема урока. Запись темы урока в тетрадь.

Знакомство учащихся с целью урока: (слайд 3)

На уроке вы должны:

  • изучить особенности физико-географического положения Австралии

  • узнать, как происходило открытие и исследование Австралии

  • выяснить особенности строения и рельефа материка


  1. Слово учителя:

  2. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:

«…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»

(Ж. Верн)



Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито” (неизведанная земля), как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете.

Если в страны Европы туристы едут любоваться старинными дворцами и музеями, то в Австралию всех влечет желание своими глазами увидеть стадо кенгуру или подержать на руках настоящего мишку-коалу, такого меланхоличного, что он больше похож на мягкую игрушку. На материке рядышком живут собака динго, утконос и страус эму, бегающий быстрее лошади, а белые попугаи какаду здесь встречаются так же часто, как у нас голуби.

  1. Сообщение интересных фактов об Австралии (слайд 8), Австралия поражает своей уникальностью

Его часто называют Самый, самый….Постарайтесь продолжить эту фразу

  • Австралия – самый маленький материк Земли; S его равна 7,7 млн. кв. км.

  • Материк полностью расположен в южном полушарии;

  • Австралия-материк реликтов-животных и растений, сохранившихся с прошлых геологических эпох;

  • Здесь нет действующих вулканов;

  • Австралия – самый засушливый материк Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка;

  • Около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни;

  • Австралия позже других была заселена и освоена европейцами;

  • Австралия – самый низкий материк. Лишь 2% территории находятся выше 1000м.

  • Австралия – самый бедный реками материк: годовой сток всех рек Австралии – 350 км.куб.

  • Австралия – самый заповедный материк: из 12 тыс. видов 9 тысяч не встречаются нигде. То же относится к 9/10 видов животных.

  • Весь материк занимает одно государство;

Демонстрация слайдов

Как же добраться до материка?

- Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии нужно повернуть глобус на пол- оборота. От 7 месяцев до 1 года потребовалось бы путешественникам, чтобы преодолеть это расстояние 100-200 лет назад. В настоящее время , чтобы добраться от Москвы до Сиднея на самолете потребуется около 40 часов.

Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с траппа самолета, как его почти сразу спрашивают: « Как вам нравиться Австралия?» Несколько позже они уже утверждают: «Австралия - самая лучшая страна в мире».

Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.

Вспомните, план описания географического положения региона(учебник стр. 331).

План изучения материка:

  1. Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  3. Какие моря и океаны омывают материк.

  4. Как расположен материк относительно других материков

  5. В каких климатических поясах расположен материк.



  1. Географическое положение.

Организация работы по группам.


1 группа «Географы»: Определяют крайние географические точки материка и их координаты.


2 группа «Картографы»: Делают вывод о географическом положении относительно экватора, нулевого меридиана, рассчитывают протяженность материка.



3 группа «Мореплаватели»: Определяют моря, океаны, заливы омывающие материк. Дают объяснение что такое «Большой Коралловый риф» и определяют его местонахождение.


4 группа «Исследователи»: Изучают береговую линию материка, определяют степень изрезанности береговой линии, определяют ближайшие материки и острова.

  1. Пары работают по маршрутным листамКаждый из вас должен по мере прослушивания записывать ответы на маршрутных листах. Используйте атлас с. 28

  2. Маршрутный лист 1

№ п/п

Вопросы плана

Ответы

1

Как расположен относительно экватора, тропиков и нулевого  меридиана.

экватор не пересекает материк, расположен значительно севернее материка, южный тропик проходит через центральную часть материка, 0 меридиан располагается западнее Австралии

2

Найдите крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток:

Север мыс Йорк -  11ю.ш и 143в.д.

Юг мыс–Саут-Ист-Кейпт 39ю.ш.и 146в.д.

Запад мысСтип-Пойнт -  26ю.ш. и114 в.д.

Восток мыс Байрон -27ю.ш. и 154 в.д __________


Протяжённость 1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:

а) 154°–114°= _40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);
б) 100 км Х 40 °= _4000 км


2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:

а) 39°–11°=_27_°;

б) 111 км Х 28° = _3108_ км.

3

Какие моря и океаны омывают материк.

Проливы: Торресов, Басов, 

Моря: Коралловые, Арафурское, Тасманово, Тиморское.  

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария,

Австралию омывают 2 океана: с запада Индийский и Тихий с востока. Перечислить моря, заливы, проливы

4.

Как  Австралия  расположена  относительно других материков? Изрезанность береговой линии.

   Австралия удалена от других материков. Ближайшие материки: Евразия и Антарктида.  Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания                                                





.Организует работу учащихся с атласами.

Подводит итог по проделанной работе

Исследование материка. Прослушаем сообщения учеников.

На контурной карте подпишите крайние точки материка.

На слайде появляются крайние точки(слайд 10)

Северная точка - мыс Йорк —Название мысу присвоил Дж. Кук в честь герцога Йоркширского. Дж. Кук был родом из графства Йоркшир.

Восточная точка — мыс Байрон — открыта и названа Дж. Куком в честь английского мореплавателя Джона Байрона..



Определите

Протяженность территории Австралии с севера на юг и с запада на восток. Определите протяженность территории с севера на юг по 40 меридиану и с запада на восток по 450 с.ш.

Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания

С северо-запада берега Австралии защищены от больших океанских волн Большим Барьерным рифом. Он тянется на 2300 км. Большой Барьерный риф удален от побережья на расстояние от50 до 150 км. Глубина Большой лагуны между рифом и материком достигает в некоторых местах 50 метров (слайд 15)

Большой Барьерный риф состоит из множества коралловых рифов и островов, между которыми могут пройти и большие суда. В Большом Барьерном рифе имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере

Австралия удалена от других материков.Самые ближайшие материки Африка и Антарктида.(слайд 18)

Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.

История открытия и исследования Австралии (просмотр фильма)

Задание учащимся: маршрутный лист №2

Исследователь

Страна

Что открыто

В. Янсзон

Голландия

Северное побережье Австралии

Л. Торрес

Испания

Пролив между Австралией и Новой Гвинеей

А. Тасман

Голландия

Исследовал северные и северо-западные берега материка, открыл о. Тасмания

Д. Кук

Англия

Восточное побережье Австралии



С конца 18 века начинается освоение Австралии. Европейцев привлекали хорошие пастбища. Но вначале Английское правительство ссылало на материк преступников. В районе современного Сиднея в 18 веке высадились англичане, первый флот 11 кораблей доставил сюда 850 каторжников и около 200солдат. Так под грохот пушек и кандальный звон началась колонизация Австралии.

Многие исследования были связаны с поисками сначала пастбищ, а позднее – с разведкой месторождений полезных ископаемых, прокладкой дорог.

.Физкультурная пауза

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.



Знакомство  со строением земной коры и рельефом материка

Продолжаем изучение Австралии и след наша выяснить особенности рельефа

Открыть карту «Строение земной коры»

-Что лежит в основе материка?

  1.  Как называется литосферная плита

  2. Как называется единственная горная система Австралии(самая широкая часть гор в центральной части, к югу сужаются-Австралийские Альпы и Голубые горы)

  3. Назовите самую высокую точку Австралии.

  4. Какие еще формы рельефа встречаются на материке

  5.Какие полезные ископаемые распространены на материке

Сообщение скала Улуру (сообщение)

Восьмое чудо света, Красная гора, священное место – все эти слова сказаны об удивительной горе, расположенной в Австралии. Улуру или Айерс Рок – один из узнаваемых символов Зеленого континента. Скала Улуру, напоминающая огромного отдыхающего слона, невероятно красива, и по праву считается одним самых замечательных чудес природы нашей планеты.

Фантастическая красная гора находится в 450 км от австралийского города Алис-Спрингс. Высота ее 838 м, а длина – 3,6км. Этот песчаник красного цвета везде покрыт трещинами. Некоторые из них достигают глубины 2м. Именно свойства песчаника позволяют скале менять свой цвет в течение всего дня. На рассвете гора кажется темно-лиловой, днем приобретает золотистый оттенок, а ближе к вечеру становится совсем темной.

Миллионы лет назад в центре Австралии существовал горный массив, похожий на остров. Породы постепенно разрушались, оседали и образовывали гигантскую скалу. Интересно, что Улуру лежит посреди жаркой пустыни, но вокруг нее постоянно носятся ураганы, которые обрушивают на окрестности сильные дожди. Так появляются глубокие трещины на поверхности горы. Чередование жары и сильных ливней заставляет песчаник то сжиматься, то расширяться. Процесс этот не прекращается.


Ученые считают, что удивительная гора имеет возраст более 6 миллионов лет! Основание скалы имеет свидетельства, повествующие о жизни древних людей. В пещерах найдены наскальные рисунки, изображающие древних божеств

Выводы по  « Рельефу и полезным ископаемым»

-Австралия лежит на древней платформеЗдесь нет действующих вулканов, не бывает землетрясений

-В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.

-В западной части находится Западно-Австралийское плоскогорье.

-На востоке побережья - Большой Водораздельный хребет.

- В центре Австралии лежит Центральная низменность

  -Австралия - самый плоский материк в мире!



Молодцы! А теперь нам пора возвращаться на корабль. Но для того, чтобы вы могли удачно выполнить творческую домашнюю работу, заполните таблицу - маршрутный лист №3  со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.

Выполнение задания: отвечаем хором

Итак, мы сегодня с вами познакомились с материком Австралия. Надеюсь вы узнали много нового и интересного об этом уникальном материке.

V. Рефлексия (Вернёмся к задачам нашего урока.Решили мы их или нет? Самостоятельно оцените свою работу на уроке.

Ребята, перед вами лежат разноцветные листочки. Выберите тот, который в полной мере отражает ваше восприятие урока. На доску прикрепите «мордашки»









Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии

Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии и научить этому товарищей



Итак, друзья, пришла пора проститься.

 И я хочу вам пожелать:

 Всегда с охотою учиться,

 Всегда с охотою трудиться.

 И никогда не унывать.

VI. Домашнее задание: п.28 учебника, работа в контурных картах

Благодарю всех за сотрудничество на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!