I. Мотивация организационного момента. Цель: осуществление межличностного контакта; создание комфортной психологической атмосферы; включение учащихся в деловой ритм урока. | Создает эмоциональную готовность к уроку. Знакомит с планом работы на уроке. Зачитывает эпиграф урока. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого оборудования на парте. Читают эпиграф и поясняют смысл. |
II. Актуализация знаний. Цель: первичное осознание нового учебного материала учащимися посредством определения темы; формирование представления об особенностях истории развития земной коры. | Проводит фронтальную работу по вопросам: «Всегда ли планета имела такой облик, как сейчас? Каков возраст планеты Земля? Как называется наука, занимающаяся изучением состава, структуры, внутренних и внешних процессов, истории развития Земли?» | Отвечают на вопросы учителя: Наша планета постоянно менялась - в разные эры её облик был разным. Возраст Земли — около 4 600 000 000 миллионов лет. Геология. |
III.Изучение нового материала. Цель: создание условий для усвоения понятий «геологическое летосчисление», «геологическая эра», способствовать формированию представлений о геохронологической шкале, крупнейших тектонических структурах, ознакомление с геохронологической таблицей; формирование умений самостоятельной работы с материалом учебного пособия. | 1.Знакомит с геохронологической таблицей 2. Палеонтология и окаменелые остатки живых организмов – определении е возраста горных пород. 3. Формирование земной коры материков, эпохи складчатостей 4.Историю развития земной коры 5. Знакомит школьников с геологической картой, на которой показан возраст горных пород, слагающих ту или иную территорию. Породы каждого из геологических периодов на карте изображены особым цветом. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что отложения каменноугольного периода палеозойской эры обозначены серым цветом, отложения юрского периода мезозойской эры — голубым. | Работают с текстом учебника. По тексту на с. 64 учебника обучающиеся знакомятся с понятием «геологическое летосчисление». Выясняют, что в развитии земной коры выделяют пять эр. Слушают объяснение, делают записи в тетрадь Слушают объяснение, анализируют рисунки учебника, делают записи. Используя рубрику «Шаг за шагом» на с. 65 учебника, школьники учатся читать геохронологическую таблицу (с. 66—67 учебника). Последовательно разбирая алгоритм действий рубрики, ученики выявляют особенности этой таблицы. Выполняют по геологической карте, следующие задания: 1. Изучите условные обозначения к геологической карте. 2. Объясните, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте. 3. Установите, какого возраста породы слагают Восточно-Европейскую равнину. 4. Определите, отложениями какого возраста сложены равнины. 5. Определите, отложениями какого возраста сложена территория, на которой вы живёте. |
Ѵ. Систематизация и обобщение знаний Цель: развитие умений находить тектонические структуры и определять их возраст; систематизирование полученных знаний по теме | Учитель предлагает вопросы и задания: «Назовите геологические эры, начиная с древнейшей. Какая эра самая продолжительная, а какая — самая короткая? Перечислите названия периодов для каждой из эр. Какие события произошли в меловой период? Какая эпоха складчатости характерна для этого периода?» | Отвечают на вопросы используя геохронологическую таблицу. |
ѴI.Закрепление нового материала Цель: обобщить и закрепить знания по изученному материалу; развивать умения анализировать, обобщать полученную информацию | Работа с картой «Тектоника и полезные ископаемые» | Обучающиеся заполняют таблицу. Эпоха складчатости Геологическая эра Примеры гор |
Х. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур: Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет. Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет | Заполняется лист самооценки. |