Цель: сформировать представление о морфологических признаках глагола.
- образовательная: актуализировать знания об изменении глаголов по временам, учить определять время глагола по вопросу;
- развивающая: развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола, продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
- воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета.
1. Проявлять внимание и желание больше узнать;
2. Проявлять интерес к русскому языку;
3. Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;
4. Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация, самоопределение к деятельности | - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. - А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число Двенадцатое марта. Классная работа. - Начнем с минутки чистописания. Пропишите на следующей строчке буквосочетания св, сг чередуя их. - С новой строки запишите слова гореть и сверкать. Подчеркните орфограммы, поставьте ударение. Запомните написание этих слов. 1. Какой частью речи являются данные слова? 2. Что обозначает глагол? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Чем в предложении является глагол? - Составьте предложение с любым словом. Выделите основу. - Зачитайте предложения, которые у вас получились. - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием! - А кто-нибудь знает, как изменяются глаголы? - Измените глаголы сверкать и гореть по числам. | - приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс - записывают в тетради число, пишут в тетради словарные слова, составляют предложение - глаголами - обозначает действие предмета - отвечает на вопросы: что делать? что сделать? - в предложении является сказуемым - записывают предложение, читают, называют основу - глаголы изменяются по числам - он сверкает, она сверкает, они сверкают Он горит, она горит, они горят | К.1 К.2 К.3 К.4 Р.2 Р.4 Р.7 П.2 Л.4 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Послушайте небольшое стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится: Что без меня предметы? Лишь названия А я приду – все в действие придет. Летит ракета Люди строят здания Цветут сады И хлеб в полях растет. О какой части речи говорится? - Обратите внимание на слайд. Прочитайте, что обозначает данная запись? (слайд 1) Сверкал, сверкает, засверкает | - слушают стихотворение - о глаголе - читают слова, рассуждают | К.1 К.3 Р.6 П.4 Л.1 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии | - Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? - Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно перенесет нас из одного промежутка времени в другое. - Подумайте, о чем идет речь? Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. - Время - это слово будет ключевым в определении темы урока. - Какие единицы времени вы знаете? - Назовите пословицы о времени, которые вам известны. | - высказывают свои мнения - в этой загадке говорится о времени - часы, дни, сутки, года - делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время. | К.2 К.3 Р.1 Р.2 Р.6 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. - Кто догадался и назовет тему урока? - Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? - Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на воображаемой Машине Времени. - А где мы находимся сейчас, в настоящий момент? - Что мы делаем сейчас? - Назовите и запишите в тетради глаголы, которые вы сейчас употребили. - На какой вопрос отвечают эти глаголы? - Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? - А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся? (слайд 2) - Внимание! Где мы оказались? - Чем вы занимались в детском саду? - Назовите и запишите глаголы, которые вы употребили. - На какой вопрос отвечают эти глаголы? - Как можно назвать время, если действие уже прошло? - Совершим еще один перелет. Что нас ждет через 2 месяца? - Что будем делать летом? - Назовите глаголы, которые вы употребили. - На какой вопрос отвечают эти глаголы? - Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? - Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени? - Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на воображаемой машине времени? Физминутка - Предлагаю немного отдохнуть. Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте. Дядюшка Глагол при ремонте вытирал (хлопают) Подметал (хлопают) Зашивал (хлопают) Поливал (хлопают) Самосвал (топают) Носил (хлопают) Летел (хлопают) Заплатил (хлопают) Угодил (хлопают) Повредил (хлопают) Крокодил (топают) Кричал (хлопают) Звал (хлопают) Вокзал (топают) Выпил (хлопают) Вылепил (хлопают) Зажёг (хлопают) Флажок (топают) Дружок (топают) - Молодцы, садитесь! | - изменение глаголов по временам - научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия - в школе, на уроке - сейчас мы сидим в классе. Учимся, читаем и пишем в тетради - учимся, пишем, читаем, отвечаем - что делаем? - настоящее время - в детском саду - там мы играли, рисовали, пели, танцевали - танцевали, рисовали, играли - что делали? - прошлое, прошедшее время - летние каникулы - летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть - будем купаться, будем загорать, будем играть - что будем делать? - будущее время - они состоят из двух слов - глаголы бывают в прошедшем времени, настоящем и будущем - выполняют | К.1 Р.1 Р.2 Р.7 П.2 П.5 Л.1 Л.2 Л.4 |
5. Первичное закрепление | - Откройте учебники на странице 71. Упражнение 146. Прочитайте выразительно. - Какое задание написано к этому упражнению? - Спишите стихотворение, подчеркните орфограммы. (Скоро кончится белая вьюга, Потекут голубые ручьи. Все скворечники в сторону юга Навострили оконца свои. В силу древних обычаев здешних, Мы жилища готовим певцам. За морями родные скворечни Обязательно снятся скворцам) - Назовите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. (потекут – потёк, скворечники – скворушка, в сторону – сторонка, навострили – острый, оконца – окна, свои – свой, жилища – жить, певцам – петь, морями – море, родные – Родина) - Найдите и прочитайте словарное слово. - Назовите слова с разделительным ь знаком. Сколько букв и звуков в этих словах? Сделайте краткую фонетическую запись. - Прочитайте первое предложение, выделите основу. - Какое оно сложное или простое? Почему? | - открывают учебники, читают стихотворение, слушают - нужно найти глаголы, указать над каждым глаголом время - работают в тетрадях, списывают упражнение, выполняют задание, затем проводят взаимопроверку - называют проверяемые и проверочные слова - голубые - вьюга – 5 букв, 5 звуков ручьи – 5 букв, 4 звука - читают предложение, называют основы (вьюга кончится, ручьи потекут) - сложное, состоит из двух простых, разделенных запятой | К.2 К.4 Р.4 Л.5 П.2 П.3 Л.2 Л.3 |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - А теперь предлагаю закрепить, то о чем говорили на уроке. На слайде вы видите текст: (3 слайд) (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо. - Вам нужно списать его, употребляя глагол каждого предложения: 1-ряду – в форме настоящего времени 2-ряду - в форме прошедшего времени. 3-ряду – в форме будущего времени. - После того, как запишите текст, подчеркните глаголы. Выполняйте задание в парах, если возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду. После того, как выполните, проверим. - Молодцы, вы справились с этим заданием! | - выполняют задание по рядам - проводят взаимопроверку, если есть ошибки – исправляют | К.1 К.2 К.3 Р.1 Р.2 Р.4 П.2 П.5 Л.3 |
7. Включение в систему знаний и повторений | - Над словами какой части речи работали? - На какие вопросы отвечает? - Как может изменяться глагол? - Я вам буду называть глагол в настоящем времени. А вы этот же глагол хором ставите в будущее время, а затем в прошедшее. Слушайте внимательно. Вяжу Ем Кричу Бежим Снится Кружит Виднеется Сажаю Иду | - над глаголами - что делать? Что сделать? - по числам и временам - ставят глаголы в разные времена, называют - буду вязать, вязал - буду есть, ел - буду кричать, кричал - будем бежать, бежали - будет снится, снился - будет кружить, кружил - будет виднеться, виднелся - буду сажать, сажал - буду идти, шел | К.2 К.3 К.5 Р.5 П.2 П.5 Л.3 |
8. Рефлексия | - Итак, давайте подведем итоги. Ребята, что нового узнали на уроке? - Закончите следующие предложения: Сегодня на уроке я научился… Больше всего мне запомнилось… - Вашим домашним заданием будет: составить и записать предложение с другим словарным словом, сделать синтаксический разбор полученного предложения (4), фонетический разбор слова «время» (1) и 147 упражнение. - Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания! | - проводят рефлексию своей деятельности на уроке - записывают домашнее задание - до свидания! | К.3 К.4 К.5 Р.7 П.2 П.5 Л.2 Л.4 |