СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - это первый урок по теме "Кислоты". Сообщения детям нужно выдать заранее

Просмотр содержимого документа
«кислоты»

МБОУ «Мазунинская основная общеобразовательная школа»









Урок в 8 классе

ТЕМА «КИСЛОТЫ»







Учитель химии

Кокшарова

Людмила Егоровна













2019 ГОД

Тема « Кислоты»

Цель урока: Знакомство детей с новым классом неорганических соединений.

Оборудование: Штатив с пробирками.

Реактивы: Уксус 9%, уксусная кислота 70%, лимонная кислота в пакетиках для каждого учащегося., соляная кислота, индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус синий. заваренный чай, лимон, пищевая сода.

1 этап- Повторение.

- Какие 2 класса неорганических соединений мы с вами изучили?

- Какие вещества называются оксидами?

- Какие вещества называются основаниями?

- Какие вещества называются щелочами?

1)Из предложенного перечня веществ выберите( распечатка на каждой парте)

1 вариант – формулы оксидов и дать им названия

2 вариант – формулы оснований и дать им названия

NaOH; Na2O; Na2SO4; H2SO4; Mg(OH)2; H3PO4; P2O5; Na3PO4: Al(OH)3; MgO; Fe2O3; Fe(OH)3; FeCl3; HCl; MgCO3; SO3; H2SO3; KOH; K2CO3; H2CO3

Хорошо. Все с заданием справились.

2 этап- Объяснение нового материала.

Запишите число и тему урока в тетрадь.



- Какая ассоциация у вас возникает при виде слова

« Кислота»?

У вас на партах пакетики с неизвестным веществом. Попробуйте на вкус.

- Стоп! А можно ли пробовать неизвестные вещества на вкус?

- А какие кислоты вы знаете?

- Ребята, а вы любите бывать у мамы на кухне?

Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие к вашим мамам на кухню. Послушайте доклады о лимонной и уксусной кислоте .( см. приложение)

- Как можно распознать кислоты среди других веществ, не пробуя их на вкус? (с помощью индикаторов)

Обычный чай тоже индикатор. Если мы добавим дольку лимона, то он посветлеет. Если добавим соду, то он потемнеет.

Кислота+ лакмус(синий) - красный

Кислота+ метиловый оранжевый( оранжевый) - розовый

Кислота+ фенолфталеин ( б/ц) - бесцветный

А теперь, кто из вас сможет определить в какой из пробирок вода, а в какой кислота.

2) Посмотрите на ряд формул. Что их объединяет?( распечатка на каждом столе0

HCl; HI; HBr; HF; H2S; H2CO3; H2SO4; HNO3; H3BO3; H2SO3

У них на 1 месте стоит атом водорода. Это отличительный признак всех формул кислот. Если от кислоты отнять атом водорода, то остаётся кислотный остаток. Валентность кислотного остатка находят по числу атомов водорода и обозначают римской цифрой, которая ставится над кислотным остатком и относится ко всей группе атомов, образующих его.

. Определите валентность кислотного остатка у вышеприведённых кислот. Давайте вместе дадим определение , какие вещества называются кислотами.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

На какие 2 группы вы бы разделили данные кислоты?

Кислоты.

По составу кислоты делятся на кислородосодержащие ( HNO3, H2SO4) и бескислородные ( HJ, HF ).

Сейчас снова смотрим на формулы кислот: А теперь попробуйте разделить на 3 группы.

По числу атомов водорода кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трехосновные и т.д..

Закрепление материала.

  1. Помоги кислотам найти свой город.( использовать ряд кислот приведённый выше)

Например: H2S= двухосновная, бескислородная, Кислотный остаток- S валентность-II

  1. Игра « крестики- нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы кислот.( распечатка на каждой парте)

H2CO3

NaOH

K2O

MgO

H2SO4

Na2S

H2S

KOH

HF



H3PO4

H3BO3

HI

Li2O

BaO

Ba(OH)2

LiOH

H2SiO3

Na2SO4



Д/З. Просмотреть записи в тетради. П. 32 учебника.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Уксус

Эта пищевая приправа всегда найдётся в кухонном шкафу. Уксус- слабый водный раствор уксусной кислоты. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек была уксусная кислота. С древнейших времён люди выращивали виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении сок бродил, получалось вино. Если вино скисало, образовывался уксус. Отсюда понятно и происхождение слова «уксус»- от греческого «оксос» - кислый. В воздухе есть зародыши особых бактерий- 2 уксусного»грибка», они-то и попадают в спиртовую жидкость, размножаются и перерабатывают спирт в уксусную кислоту. Чистая ( безводная) уксусная кислота при 16 градусах замерзает. Её называют «ледяной», т.к. образующиеся кристаллы очень напоминают лёд. В кулинарии используют уксусную эссенцию- концетрированный ( 80 %- ный) раствор уксусной кислоты в воде. А вот столовый уксус, наоборот, представляет собой разбавленный раствор- 5-10%..Наверняка, наблюдали сами, как мама « химичит», когда печёт пироги или блины- «гасит» соду уксусом. При этом раздаётся характерное « шипение». Если на соду капнуть уксусом, образуется неустойчивая угольная кислота, которая распадается на воду и углекислый газ. Он- то и шипит.



Лимонная кислота

Люди стали пользоваться уксусом почти 3000 лет назад. В ревности уксус был единственной пищевой кислотой. Позднее появилась важная « добавочка» к различным кулинарным изделиям- лимонная кислота… Впервые она была выделена из сока незрелых лимонов. В растительном царстве лимонная кислота весьма распространена: её обнаружили в плодах крыжовника, в листьях махорки, в хвое и свекловичном соке, в листьях хлопчатника и в малине.

Кстати, используя лимонную кислоту можно приготовить чернила для тайнописи: выдавить несколько капель лимонного сока в чашечку и написать « чернилами» важное письмо. Когда бумага высохнет, надпись, конечно, будет незаметной. Прочитать текст можно после того, как лист будет проглажен горячим утюгом.

Используя лимонную кислоту, можно приготовить лимонад. Волшебникам всё под силу. Нальём в стакан охлаждённую кипячёную воду, поместим туда чайную ложку варенья, щепётку лимонной кислоты, хорошо перемешиваем и добавим маленькую щепётку пищевой соды. Снова размешаем. Можно угощать гостей. Лимонад готов.

Лимонная кислота- кислая на вкус. Чтобы это утверждать, совсем не обязательно знать химию. Надо просто попробовать. Это верно. Но, во- первых, далеко не всё можно и нужно пробовать, а во- вторых, знание того, является ли данный раствор кислым или щелочным, очень важно не только в быту, но и в технике, и в медицине. И «кислый» или щелочной характер» надо уметь определять…, не пробуя на вкус. Для этого служат индикаторы.





















Литература

1.Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия 8 класс- М.: Вентана – Граф, 2008.- 224сю: ил.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!