СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Кислоты, их состав и названия».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Кислоты, их состав и названия».»

9


МБОУ «Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш.Р.»

Дахадаевский район, Республика Дагестан














Открытый урок

по химии в 8 классе

на тему:

«Кислоты, их состав и названия».







Учитель химии: Магомедова Салимат Багомедовна


















ЦИТАТА: О, химия, ты свыше нам дана, Наукой жизни названа, Тебя мы где-нибудь да встретим, В вещах каких-нибудь приметим. Давайте с вами посидим, О веществах поговорим. Вот захотелось выпить чаю, Ты в чайник воду наливай. Поставь ты чайник на плиту (На ней готовим мы еду), Включи камфорку, и тотчас Наружу выйдет быстро газ. Вдруг горло у тебя болит, Быть может, ты схватил бронхит? Но это горе – не беда, Помогут сода и вода. Нам химия всем верный друг И помогает как-то вдруг, Ты неразрывно с нею связан И многим только ей обязан. И вот готовы мы всегда Кричать: «О, химия, ура!» (Бомбардирова Д.)

Урок по теме: «Кислоты, их состав и названия».


Цель урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Задачи урока.

Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;

Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,

обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.

Планируемые результаты:

Предметные: знать классификацию кислот. Уметь определять степень окисления кислотного остатка.

Метопредметные: Уметь составлять формулы соответсвующих оксидов по степени окисления.

Личностные: Соблюдение техники безопасности при работе с кислотами.

Оборудование:

На столах учащихся: периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия

индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

На столе учителя: раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер

На доске: таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

Давайте вспомним их

II. Актуализация опорных знаний

1.Фронтальный опрос.

Какие вещества (соединения) называются оксидами?

Какие вещества (соединения) называются основаниями?

Какие реакции называются качественными?

Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?

Какие знаете индикаторы?

Как меняется их окраска в растворе оснований?

2 Письменная работа. На карточках :CaO, NaOH, HCI, Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, H2CO3 , AI(OH)3 , выбрать из формул оксиды и основания. Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?




III. Изучение нового материала

1.Происхождение названия кислот

Посмотрите на фотографии, представленные на экране . ( слайды № 1)

Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?

Попробуйте на вкус аскорбинку, яблоко, лимон ( раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты)

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус

лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак сегодня мы будем изучать Кислоты (слайд №2)

Запишите тему урока в тетрадях.

Что на уроке мы должны узнать? (Слайд 3)

Ребята, а можно пробовать на вкус вещества в лаборатории? ( Правила по технике безопасности)

2.Как распознать кислоты? Проведение эксперимента. (качественные реакции на кислоты)

3. Состав кислот. Посмотрите на экран . здесь даны формулы кислот.(слайд №4 ) Что между ними общего?

Ответ: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Прочитайте определение на экране и запишите в тетрадь(слайд №5)

Прочитайте названия и формулы кислот на экране.( дети читают вслух и записывают в тетрадь) (слайд №6

HCl -хлороводородная (соляная) кислота

HF фтороводородная (плавиковая) кислота

HI иодоводородная кислота

HBr бромоводородная кислота

HNO2 азотистая кислота

HNO3 азотная кислота

H2S сероводородная кислота

H2SO3 сернистая кислота

H2SO4 серная кислота

H2CO3 угольная кислота

H2SiO3 кремниевая кислота

H3PO4 фосфорная кислота


4.Классификация кислот

Обратите внимание на формулы кислот.

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, различно содержание атомов водорода

Классификация кислот ( слайд № 7)
по числу атомов водорода
1.одноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные
(H3PO4)

Второй признак классификации кислот по наличию атомов водорода. Различают кислоты одноосновные , двухосновные ,трехосновные (слайд № 8)

Классификация кислот ( слайд №8)
по наличию кислорода
1. бескислородные (HCl, H2S)
2.кислородсодержащие
(HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)

Классификация кислот
по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерасворимая кислота- кремниевая H2 SO3

Кислоты, которые не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собрать рассыпанные на столе таблички с формулами кислот


5.Определение степени окисления элементов , входящих в состав кислот и зарядов ионов

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2 SO4

Составим уравнение:(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1 -1 +1 -2

HNO3 H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5 -2 +1 - 2 +6 -2

HNO3 - N2 O5 H 2SO4 – SO3

6. Самостоятельная работа с учебником по заданию :

Прочитать на с. 105 текст про серную кислоту и написать в тетрадь физические свойства кислоты.

7. Правила техники безопасности при смешивании серной кислоты с водой.

Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда !

Эксперимент:1.Обугливание лучинки.

IV.Закрепление

а) Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOH

H3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3C

HClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO4

б)В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте: (слайд №11)

1. H3PO4 H2SO4 HCl
2.H2SiO3 H2SO3H3PO4

в) Дайте характеристику следующим кислотам HCl, HNO3, H2SiO3
по плану: (слайд №12)
1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид


V.Домашнее задание: §23 ( слайд № 13)
1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!