СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема: Кислоты. Состав и названия.»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой план урок по химии на тему: Кислоты. Состав и название.

Просмотр содержимого документа
««Тема: Кислоты. Состав и названия.»»





МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Имени Л.Н. Толстого

г. Хасавюрт









УРОК В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ







«Тема: Кислоты. Состав и названия.»

                                                                           















Составила: Аммубуттаева К.М.

учитель химии

2018 г.



Тема: Кислоты. Состав и названия.

Цель: Сформировать представление о классе сложных веществ – кислотах; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с физическими свойствами, значениям в жизни человека и применением некоторых кислот, с правилами ТБ и ОТ при работе с кислотами; научить составлять формулы кислот характеризовать кислоты и назвать их, определять по составу соединения принадлежность его к классу кислот.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия:

  • Кислоты.

  • Кислотный остаток.

  • Кислород – содержащие и бескислородные кислоты.

  • Основность, одно -, двух -, трех основные кислоты.



Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева; ряд ЭО; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, универсальный; растворы щелочей, кислоты – соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремневая.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся



  1. Проверка домашнего задания:

  • Упражнение №2 стр. 101.

  • Упражнение №3 стр. 101.

  • Упражнение №5 стр. 102.

  • Упражнение №6 стр. 102.

  1. Практическая работа.

(Эксперимент проводит ученик под руководством учителя).

Определим, в какой из выданных пробирок находится раствор щелочи, а в какой – вода.

Для этого воспользуемся индикаторами.

(Для эксперимента учитель предлагает две пробирки - с раствором щелочи и водой

По ходу эксперимента учащиеся отвечают на вопросы).

а. Как изменяет окраску синий лакмус в щелочной среде (в растворе щелочи)?

б. Как изменяет окраску фенолфталеин в щелочной среде (в растворе щелочи)?

в. При ознакомлении со свойствами гидроксидов на кожу руки ученика попал кусочек едкого натра или гидроксида кальция. Что должен делать учащийся?

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Многообразие кислот, название кислот.

  2. Классификация кислот по их составу. Определение кислот. Определение с.о. элементов в соединениях сложного состава.

  3. Физические свойства, значения в жизни человека и применение серной, сернистой и угольной кислот.

  4. Качественное определение кислот индикаторами.

Изучая бинарные соединения, мы познакомились с летучим водородным соединением хлора – хлороводородом (HCl). Раствор хлороводорода в воде называется соляной кислотой. Можно назвать еще одно бинарное соединение, раствор которого является кислотой. Это сероводород (H2S). При растворении сероводорода в воде получаем раствор сероводородной кислоты.

К кислотам относятся не только бинарные соединения, но и соединения, состоящие из большого числа химических элементов. Третьим элементом в этих соединениях является кислород.

По химическому составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные.

Кислоты, которые не содержат атом кислорода называются бескислородными. Кислородные кислоты содержат атомы кислорода.



Кислородосодержащие:

Бескислородные:

Азотная кислота (HNO3)

Хлороводородная кислота (HCl)

Азотистая кислота (HNO2)

Фтороводородная кислота (HF)

Серная кислота (H2SO4)

Бромоводородная кислота (HBr)

Сернистая кислота (H2SO3)

Сероводородная кислота (H2S)

Угольная кислота (H2CO3)

Иодоводородная кислота (HI)

Кремниевая кислота (H2SiO3)


Фосфорная кислота (H3PO4)




Формулах всех кислот на первом месте записывают водород, вся остальная часть соединения называется кислотным остатком, который образован элементами неметаллов.



Кислотные остатки могут состоять из одного атома (-Cl, -Br, -I) – это простые кислотные остатки, а могут – из группы атомов (-SO3, -PO4, -SiO3) – это сложные остатки.



Кислота:

Кислотный остаток:

H(NO3) – азотная

(NO3) – азотной

H(NO2) – азотистая

(NO) – азотистой

H2(SO4) – серная

(SO) – серной

H2(SO3) – сернистая

(SO) – сернистой

H2(CO3) – угольная

(CO) – угольной

H2(SiO3) –кремниевая

(SiO) – кремниевой

H3(PO4) – фосфорная

(PO) – фосфорной

H(Cl) – соляная

(Cl) – соляной

H(F) – фтороводородная

(F) – фтороводородной

H(Br) – бромоводородная

(Br) – бромоводородной

H(I) – иодоводородная

(I) – иодоводородной

H2(S) – сероводородная

(S) – сероводородной



И так можно дать определение кислот. Кислоты — это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Кислоты бывают одноосновные: HCI, HNO3, двухосновные: H2SO4, H2CO3 и трехосновные: H3PO4.

Основность кислоты определяется числом атомов водорода, которые могут замещаться металлом.

Алгоритм определения с.о. атома неметалла, образующего кислотный остаток в молекуле кислоты:

  1. Сумма степеней окисления атомов Х.Э. в соединении равна нулю. С.О. кислорода -2, с.о. водорода +1.

  2. Неизвестную с.о. элемента, а формуле кислоты обозначаем + х.

  3. Находим сумму с.о. всех химических элементов в формуле кислоты и приравниваем её к нулю.

  4. Решаем уравнение с одним неизвестным и вычисляем х.

Например: H2SO4

H2+1S+XO4-2, (+1) * 2 + (+x) + (-2) * 4 = 0, +x = +6. с.о. серы в серной кислоте +6

Следует запомнить, что знак + или – пишется перед цифрой, указывающей величину заряда в с.о.: N+5, но после цифры, указывающей величину заряда иона: (SO4)2-.

Степень окисления -1 и +1, заряды иона 1- и 1+ пишутся без цифры 1.

По происхождению кислоты бывают:

  1. органические (щавелевая, муравьиная, уксусная, молочная, лимонная, которые встречаются в природе).

  2. неорганические (серная, угольная и т.д.).



Неорганические кислоты хорошо растворяются в воде (кроме кремневой).

По правилам ТБ и ОТ нельзя распознавать их на вкус, это очень опасно. Обращаться с кислотами нужно осторожно что бы они не попали на одежду и кожу. В случае попадания кислоты на одежду или кожу следует немедленно сообщить учителю и тщательно и обильно промыть участок кожи водой, затем обработать место нейтрализующим раствором – раствором пищевой соды, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелином.

Для определения растворов кислот необходимо использовать индикаторы – определители реакций среды.

Растворы кислот дают кислую среду.



Учитель проводит эксперимент проверяет действие индикаторов. Для опыта необходимо подготовить набор веществ (вода, кислота).

По изменению цвета определяем, под каким номером находится вода и кислота.



  1. Закрепление.

Ученики выполняют задания из учебника № 1, 2, 3.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Кислоты - сложные соединения, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток.

  2. По составу кислоты делятся на кислородосодержащие и бескислородные.

  3. По основности кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

  4. По происхождению кислоты бывают органическими и неорганическими и имеют огромное значение в природе и в жизни человека

  5. В растворах кислот кислотная среда, которая определяется индикаторами.

  6. При работе с кислотами следуют соблюдать правила ТБ и ОТ.

  1. Домашнее задание.

§ 20 упражнение 1,3,4 страница 107.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!