СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты, их состав и названия».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты, их состав и названия».»

13


МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»

Открытый урок

по химии в 8 «а» классе

на тему:

«Кислоты, их состав и названия».



Разработала и провела

учитель химии

Закаригаджиева Р.М.

2015год


Урок по теме: «Кислоты, их состав и названия».


Цель урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Задачи урока.

Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;

Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,

обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.

Планируемые результаты:

Предметные: знать классификацию кислот. Уметь определять степень окисления кислотного остатка.

Метопредметные: Уметь составлять формулы соответсвующих оксидов по степени окисления.

Личностные: Соблюдение техники безопасности при работе с кислотами.

Оснащение урока

На столах учащихся: периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия

индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

На столе учителя: раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер

На доске: таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Орг. Момент.

- Здравствуйте. Садитесь.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

Давайте вспомним их

II. Актуализация опорных знаний

1.Фронтальный опрос.

Какие вещества (соединения) называются оксидами?

Какие вещества (соединения) называются основаниями?

Какие реакции называются качественными?

Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?

Какие знаете индикаторы?

Как меняется их окраска в растворе оснований?

2 Письменная работа. На карточках :CaO, NaOH, HCI, Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, H2CO3 , AI(OH)3 , выбрать из формул оксиды и основания. Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?


III. Изучение нового материала

1.Происхождение названия кислот

Посмотрите на фотографии, представленные на экране . ( слайды № 1)

Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?

Попробуйте на вкус аскорбинку, яблоко, лимон ( раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты)

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус

лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак сегодня мы будем изучать Кислоты (слайд №2)

Запишите тему урока в тетрадях.

Что на уроке мы должны узнать? (Слайд 3)

Ребята, а можно пробовать на вкус вещества в лаборатории? ( Правила по технике безопасности)

2.Как распознать кислоты? Проведение эксперимента. (качественные реакции на кислоты)

3. Состав кислот. Посмотрите на экран . здесь даны формулы кислот.(слайд №4 ) Что между ними общего?

Ответ: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Прочитайте определение на экране и запишите в тетрадь(слайд №5)

Прочитайте названия и формулы кислот на экране.( дети читают вслух и записывают в тетрадь) (слайд №6

HCl хлороводородная (соляная)кислота

HF фтороводородная (плавиковая) кислота

HI иодоводородная кислота

HBr бромоводородная кислота

HNO2 азотистая кислота

HNO3 азотная кислота

H2S сероводородная кислота

H2SO3 сернистая кислота

H2SO4 серная кислота

H2CO3 угольная кислота

H2SiO3 кремниевая кислота

H3PO4 фосфорная кислота


4.Классификация кислот

Обратите внимание на формулы кислот.

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, различно содержание атомов водорода

Классификация кислот ( слайд № 7)
по числу атомов водорода
1.одноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные
(H3PO4)

Второй признак классификации кислот по наличию атомов водорода. Различают кислоты одноосновные , двухосновные ,трехосновные (слайд № 8)

Классификация кислот ( слайд №8)
по наличию кислорода
1. бескислородные (HCl, H2S)
2.кислородсодержащие
(HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)

Классификация кислот
по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерасворимая кислота- кремниевая H2 SO3

Кислоты, которые не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собрать рассыпанные на столе таблички с формулами кислот


5.Определение степени окисления элементов , входящих в состав кислот и зарядов ионов

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2 SO4

Составим уравнение:(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1 -1 +1 -2

HNO3 H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5 -2 +1 - 2 +6 -2

HNO3 - N2 O5 H 2SO4 – SO3

6. Самостоятельная работа с учебником по заданию :

Прочитать на с. 105 текст про серную кислоту и написать в тетрадь физические свойства кислоты.

7. Правила техники безопасности при смешивании серной кислоты с водой.

Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда !

Эксперимент:1.Обугливание лучинки.

IV.Закрепление

а) Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOH

H3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3C

HClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO4

б)В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте: (слайд №11)

1. H3PO4 H2SO4 HCl
2.H2SiO3 H2SO3H3PO4

в) Дайте характеристику следующим кислотам HCl, HNO3, H2SiO3
по плану: (слайд №12)
1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид


V.Домашнее задание: ( слайд № 13)
1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану


Директор МКОУ «ШСОШ»

________ Газимагомедов Г.Г.

Завуч старших классов

_______Сулейманова С.Р.

Руководитель М/О географии и биологии

______Баталова З.М.






МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»

Открытый урок

по химии в 8 «б» классе

на тему:

«Соли как производные кислот и оснований».



Разработала и провела

учитель химии

Закаригаджиева Р.М.

2014год


Урок по теме: «Соли как производные кислот и оснований».


Цель: Знакомить детей с классом солей.Сформулировать понятие о солях как о классе электролитов.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;

Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;

Воспитательная:  формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Планируемые результаты:

предметный результат: изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента.

метапредметный результат:  продолжить развивать умения:   формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.                      

личностный результат: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории 

Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный;  образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный куп
Ученикам (на каждый стол): реактивы железо, сульфат меди, карбонат натрия, 2 пробирки; в штативах по 2 пробирки с различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.

Инструкционные карты по проведению лабораторного опыта.




ХОД УРОКА

Оргмомент.

Эпиграфом нашего урока я взяла такие слова: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

2. Проверка знаний.

Химический диктант

В-1

Дать название веществу , формула которого H2 SO4

Написать формулу плавиковой кислоты

Дать название веществу , формула которого HNO3

Написать формулу соляной кислоты

Дать название веществу , формула которого H2SiO3

В- 2

Дать название веществу , формула которого H2CO3

Написать формулу сернистой кислоты

Дать название веществу , формула которого H3PO4

Написать формулу сероводородной кислоты

Дать название веществу , формула которого HCI

Определите  класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:

N2O5, CaCl2, Fe(OH)2, Li2O, NaOH, HPO3, Zn3(PO4)2, BaO, ZnO, K2O, AlI3, FeO, HBr, H2SiO3, Mn2O7.

 

3.Изучение нового материала:

(Записать тему урока и сообщить цель урока)

Что вы знаете о солях?

Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение)?

Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.


Слайд 2,3

Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты


Слайд 4

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.


Слайд 5,6,7

У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.

Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.

Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным.

 А теперь запишем формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.

Известняк-CaCO3 – металл + кислотный остаток.

Пищевая сода -NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.

Малахит -(CuOH)2CO3 – металл + гидроксо группа + кислотный остаток.

Мы подошли с вами к классификации солей.

По составу соли классифицируют на средние, кислые, основные.


Интерактивное задание расставь по местам средние, кислые, основные соли.

Определите  класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:

 Li2SO, MgOHNO3, NaHSO4, Al(NO3)3, KH2PO4, AlOH SO3, Na2HPO4, CaOHBr, CuOH, ZnCl2, Na2SO3, FeS.

Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства.

Рассмотрим физические свойства солей.

Соли твердые вещества различного цвета и различной растворимости в воде.

Слайд 9

Проведем лабораторный опыт.  Инструктаж по Т.Б.

Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради. (Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде).

Слайд 10

Химические свойства.

Соли реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок, выделяется газ.


соль + кислота =др. соль + др. кислота            Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)

соль + щелочь = др. соль + др.основание        CuCl2 + NaOH = (Д.О.)

соль1 + соль2 = соль3 + соль4                          CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)

соль + металл =др.соль + др. металл               CuSO4 + Fe = (Л.О.)


Слайд 11 -21

Соли имеют большое практическое значение.

Соли широко распространены в природе, человек их использует в своей  жизни.                                                                                                                                    

Выводы:

Учитель: Ребята . как Вы считаете . достигли ли мы сегодня на уроке поставленной нами цели ? Дома вы можете проверить , насколько Вы усвоили материал сегодняшнего урока , выполнив самостоятельно упражнения 1-3 стр

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.


4. Закрепление (слайд 9-13)

Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей .

Дайте названия этим солям.

HNO3

NaOH

Na2CO3

CuCl2

Al2(CO3)3

Na3PO4

Cu(OH)2

Fe(NO3)2

Ba(OH)2

Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы кислых солей.

KHCO3

Al2(CO3)3

H2SO3

CuCl2

CaHPO4

Na3PO4

Ca(OH)2

Mg(OH)Cl

NaHSO4

Дайте названия этим солям.

Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей

H2SO4

NaCl

Zn(OH)Br

AgNO3

Fe(OH)SO4

Ca(OH)2

Ca(OH)Cl

CuCl2

Na2CO3


V Рефлексия.

Ребята , Вы проделали глобальную работу . Какое у Вас настроение ? На Ваших столах находятся вопросы . Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Тест . «Как я усвоил материал ?»

А) Получил прочные знания , усвоил весь материал 9-10 баллов

Б) Усвоил материал частично 7-8 баллов

В) Мало , что понял , необходимо еще поработать 4-6 баллов.


Домашнее задание: § 33, упр.1,2,3,4.


Видеосюжет о поваренной соли.






Директор МКОУ «ШСОШ»

________ Газимагомедов Г.Г.

Завуч старших классов

_______Сулейманова С.Р.

Руководитель М/О географии и биологии

______Баталова З.М.