БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность 2мин
|
Индивидуальная форма организации.
На столе: квашенная капуста, яблоко, лимон
Здравствуйте!
- Давайте запишем в тетрадях дату урока. Вы знаете, что 10 ДЕКАБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ
День Нобеля- В 1901 году вручены первые Нобелевские премии,
В 1930 году в СССР образованы Ханты-Мансийский и Эвенкийский автономные округа
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний 5 мин
|
Групповая форма.
Класс поделен на 3 группы.
На столах лежат карточки с формулами различных веществ. Каждая команда собирает карточки с формулами в корзину.
1 команда – основные И амфотерные оксиды, 2 команда – кислотные оксиды, 3 команда - основания.
Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Если вы считаете, что ваша формула не подходит ни к какой группе, то отложите такие формулы отдельно от всех. (отделяют карточки с формулами кислот).
!!!Каждая команда объясняет почему выбрали именно эти формулы и дают определение каждому классу, вывешивают на доску корзину с карточками.
|
Этап 1.3. Целеполагание 2 мин
|
Индивидуальная форма
(5 слайд) По образцам продуктов и направляющим вопросам:
- Данное вещество используется для удаления накипи из чайника
- картинка - ХИМИЧЕСКИЕ ОЖОГИ НА КОЖЕ ОТ КРАПИВЫ (НА СЛАЙДЕ)
- Самый современный напиток «кока –кола «имеет в своем составе это вещество, благодаря ему «кока кола» является отличным средством для удаления ржавчины с болтов, и чистки туалета. В газводе тоже есть они.
Слайд 6-7 - Как вы думаете, что их объединяет? Когда эти вещества опасны для организма человека?
Сегодня на уроке мы вы с вами это выясним. определили, что тема: Кислоты
Слайд 8 Цель определяют сами: Сформировать понятие кислоты
|
БЛОК 2. Освоение нового материала 5 мин
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
|
- Индивидуальная форма
Слайд 9 Вы отделили карточки с формулами: HCl, HF, HNO2 и т.д.,
!!!!Каждая команда вывешивают на доску корзину с карточками КИСЛОТ
что их объединяет в составе? (Водород)
Что различное? (Вторая часть кислоты называется кислотным остатком).
Можете ли вы дать определение кислотам?
- ГРУППОВАЯ форма
У каждой пары есть части состава кислот, необходимо соединить их и определить, с помощью учебника, классификацию кислот.назовите их. Ответ учащихся :
Слайд 10 1 ГРУППА
по числу атомов водорода кислоты можно разделить на
1.одноосновные (HCl-соляная, HNO3-азотная)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные(H3PO4)
|
Слайд 11 2 ГРУППА
Классификация кислот
по наличию кислорода
1 бескислородные (HCl-хлороводородная, соляная, H2S-сероводородная)
2.кислородсодержащие
(HNO3- азотная ,H2SO4-серная, H2CO3, H3PO4)
|
Слайд 12 3 ГРУППА
по растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты
растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота - кремниевая H2 SiO3
Кислоты, которые не существуют
H 2CO3=CO2↑ + H2 O
H SO3= S O2↑ +H2 O
|
|
|
|
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
|
Слайд 13 Индивидуальная форма. Самостоятельное выполнение
« Третий лишний»
Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите
кислоты.
а) H2S
|
б)H2SO4
|
в)HNO3
|
HNO3
|
H3PO4
|
HF
|
H3PO4
|
H2CO3
|
HBr
|
|
БЛОК 3. Применение изученного материала
|
Этап 3.1. 0
|
Записи в тетради рН — показатель кислотности рН = 7 в нейтральной среде рН < 7 в кислотной среде рН > 7 в щелочной среде
Групповая форма
Слайд 14 Как распознать кислоты? Проведение эксперимента. Для распознавания кислот учащиеся выполняют лабораторную работу в группе
У вас на демонстрационных столах каждой команды 3 пробирки с прозрачной жидкостью, в одной из них вода, в другой – кислота, а в третьей пробирке – основание, а также набор индикаторов, штатив с пробирками, инструктивная карта, универсальная индикаторная бумага.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Опыт 1. Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды
Опыт 2. Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов
12) Сравните показания рН исследуемых соков и сделайте вывод, у какого сока — лимонного или яблочного — кислотность выше.
Слайд 16 Обсуждение результатов и формулирование выводов:
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислоте? (Лакмус и метилоранж).
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной кислоте?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
Вывод: Индикаторы – это вещества, которые под воздействием кислот и щелочей изменяют свой цвет в растворах кислот.
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
|
Слайд 17 Индивидуальная
- Выберите из списка какая кислота в желудке выполняет бактерицидную функцию и обеспечивает среду, необходимую для работы ферментов?
- Рассмотрите таблицу, Выберите те продукты, при каких условиях кислотность в желудке будет повышена. Также можно выявить повышенность или пониженность кислотности в желудке по средам.
Слайд 18 Назовем кислоты-
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
|
Слайд 19 Вещества, формулы которых — и , являются соответственно
1) основным оксидом и кислотой
2) кислотным оксидом и солью
3) кислотным оксидом и кислотой
4) амфотерным оксидом и кислотой
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
|
Слайд 20 Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.
H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4KOH
H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3
HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
|
Слайд 21 Выполните тест.
№1. Выберите среди веществ кислоты…. (5 баллов):
№2. Лакмус в растворе серной ки
слоты приобретает окраску… (1 балл)
№3. Выбрать кислородсодержащие кислоты в ряду …..(5 баллов)
№4. Расположите в порядке возрастания кислотности (рн) некоторые продукты….. (5 баллов)
№5. Выберите в тексте предложения с о ошибками…… (3 балла)
№6. Выберите верное утверждение определения кислоты (1 балл)
Критерии оценивания:
Оценка «5» (18-20 баллов)
Оценка «4» (14-17 баллов)
Оценка «3» (10-13 баллов)
Оценка «2» (6 баллов и менее)
|
Проблема: некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?
Да, Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.
ИТОГ: Действительно, все дело в химическом взаимодействии кислот с различными веществами. А вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Этап 5.1. Рефлексия
|
Слайд 21. Создает условия для заключительной рефлексии
Светофор: зеленый цвет – было все понятно и интересно;
желтый – было понятно, но не все, затрудняетесь;
красный – было трудно, непонятно.
Покажите эмоциональный настрой:
в начале урока
|
после минипроверки
|
в конце урока
|
|
|
|
Покажите отношение к содержанию нового материала
Все понятно
|
Придется еще раз дома разобраться
|
Очень трудно и непонятно
|
|
|
|
|
Этап 5.2. Домашнее задание
|
На «5»
Напишите химическое уравнение для следующих реакций:
гидроксид калия + серная кислота
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Капните 1-2 каплями лимонного сока чай.
2. Отметьте цвет чая.
3. Зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта.
4. Сделайте вывод о том, почему лимон кислый.
На «4»
В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота → соль + кислота
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Капните в стакан с стакан с водой лимон.
2. Пронаблюдайте изменение цвета и вкуса.
3. Зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта.
4. Какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод.
5. Определите формулу этого вещества.
На «3»
Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу
|