Урок биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция жизнедеятельности организмов.»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.
Образовательная задача: Сформировать представление о регуляции в живых организмах, раскрыть понятие, «раздражимость», «инстинкт», «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.
Развивающая задача: продолжение формирования у учащихся универсальных учебных действий: познавательных (формулировка темы, рефлексия деятельности), коммуникативных (умение выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками и учителем), регулятивных (контроль, коррекция, оценка собственной деятельности и одноклассников), личностных (самоопределение); мотивирование учащихся на дальнейшее изучение мира живых организмов.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, активность.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Здравствуй, мой новый 6 класс
Я очень рада видеть вас
Встаньте прямо, подтянитесь
Все друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
У вас на столах находиться раздаточный материал, который понадобится на уроке. Рабочие листы. Книги пока остаются закрытыми.
1ый этап. Стадия вызова.
Рассказ о загадочном письме «Самым умным шестиклассникам»
Посмотрите на экран. Кого вы видите? Подберите слова-ассоциации, связанные с их деятельностью. Работайте в группах, обсуждайте, и предлагайте, а я запишу их на доске. (предлагают, записываю) многие слова тесно связаны с темой сегодняшнего урока. Предлагаю вам определить тему нашего сегодняшнего урока
Кто уже догадался и может назвать тему урока?
Правильно! «Координация и регуляция жизнедеятельности организмов.» запишем тему урока.
Наверняка, вы что-то уже знаете по этой теме. Давайте проведём инвентаризацию ваших знаний и наполним ими воображаемую корзину. Каждый записывает на листе всё, что знает по теме урока. Затем обсуждаете в группе и предлагаете без повторов. Ребята с каким утверждением согласились все члены группы? А какое вызывает сомнение?
Как вы считаете, наша корзина знаний по теме «координация и регуляция» наполнилась? Ответы на какие вопросы вы хотели бы узнать?
Какие системы и органы регулируют и координируют деятельность организма?
В ходе работы над поиском ответа на наш вопрос вы будете составлять кластер. На втором рабочем листе.
2ой этап. Осмысление и проверка понимания.
Посмотрите два коротких видеофрагментов. Что вы видите?
Правильно, живые организмы обладают чувствительностью или раздражимостью.
Запишите определение. Раздражимость—ответная реакция организмов на воздействие окружающей среды.
У одноклеточных амёбы и инфузории нет специальных структур, которые руководят её деятельностью, а вот у многоклеточных иначе. (видео с гидрой)
Это маленькое пресноводное животное. Что произошло с гидрой? О каких клетках шла речь в сюжете?
(У гидры есть особая система регуляции жизнедеятельности-нервная система.)
Такое поведение гидры называется рефлексом.
Задание 1. Откройте учебник на с. 114 внимательно прочтите последнее предложение и сформулируйте определение рефлекса. Назовите ключевые слова. (посредством нервной системы)
Запишите. Рефлекс—это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы.
Можно ли назвать ответную реакцию амёбы и инфузории на соль рефлексом?
Рассмотрите рисунок на с.115. скажите на что похожа нервная система гидры.
У гидры, медуз и кораллов очень примитивная нервная система и называется она сетчатой, так как похожа на сеть, сетку. (слайд)
Например, у кольчатых червей она устроена по настоящем, сложно.
Задание 2. Рассмотрите рисунки на с.116, изучите подписи к ним. Ответьте на вопросы. На что похожа нервная система? На какой стороне тела она расположена? В какой части тела находятся крупные нервные узлы? Почему? С чем их можно сравнить? Такой тип нервной системы называется узловым. (слайд)
Задание 3. Посмотрите на схему строения нервной системы пчелы. Можно ли её назвать узловой как у червя? Сравните её строение с нервной системой дождевого червя. Как считаете почему такой крупный надглоточный узел, с чем это связано? Правильно, со сложным поведением пчелы. У всех членистоногих узловой тип нервной системы, но развита она лучше, чем у червей.
Задание 4. Работа с текстом учебника с. 119. Два верхних абзаца. Изучите особенности строения нервной системы позвоночных. Что скажите о её строении? Есть ли в тексте её название? Как бы вы её назвали? Такой тип нервной системы называется трубчатым. (слайд слово и рисунок)
Головной мозг у разных позвоночных животных имеет одни и те же отделы, но развиты они по- разному (показываю муляжи), но все они обладают очень сложным поведением, ими движет инстинкт. Что это такое?
Задание 5. Работа с текстом с.119. запишите, что такое инстинкт.
Инстинкт—врождённый комплекс реакций на воздействие окружающей среды.
Какие бывают инстинкты вы узнаете, изучив текст на с.201.
Физкультпауза.!
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
3-й этап. Закрепление знаний
3.1.Итак, вы теперь знаете, что такое раздражимость, рефлекс, инстинкт. Выполните в группах задания на листах. Используйте свои рабочие листы. (слайд с вопросами, затем с ответами)
1.Услышав стук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.
2. Растение перед дождём закрывает цветки.
3. При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.
4. Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету.
5. Пауки плетут сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты.
6. Инфузория туфелька плывёт к месту скопления бактерий.
7. Лососёвые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады.
8. Хомячки заботятся о своём потомстве: делают гнёзда, кормят детёнышей молоком.
9. Увидев яркую вспышку, человек обычно зажмуривается.
А) Раздражимость: 2, 4, 6
Б) Рефлекс: 1, 3, 9
В) Инстинкт: 5, 7, 8
3.2. Интерактивное задание онлайн. https://learningapps.org/4734400
3.3. Задание на формирование логических учебных действий
4-й этап. Рефлексия
На экране теги. Их надо дополнить.
мне захотелось… и т.д.
5-й этап. Ознакомление с домашним заданием
Приложение
Задание 2 Лист формирования ЛУД (логических учебных действий)
по теме «Координация и регуляция» 6 класс
-
Анализ. Установите соответствие.
-
Условный рефлекс а) лежит в основе дрессировки
-
Безусловный рефлекс б) врождённый
В) приобретается в результате жизненного опыта
Г) передаётся по наследству
2. Синтез. Что объединяет эти рисунки.
3. Сравнение. Что общего и чем отличаются нервная система дождевого червя и пчелы.
4. Выведение следствий.
Если в течение некоторого времени сопровождать кормление аквариумных рыбок звоном колокольчика, то вскоре можно…
5. Логическая цепочка. (вставьте пропущенное)
Сетчатая система— _____________________________--трубчатая система
6. Доказательство. Ученик Петя говорит, что рефлекс характерен для всех животных и одноклеточных, и многоклеточных. Ученик Егор утверждает, что не для всех животных. Докажи, кто из учеников прав.