СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Координация и регуляция жизнедеятельности организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция жизнедеятельности организмов.»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Координация и регуляция жизнедеятельности организмов"»

Урок биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция жизнедеятельности организмов.»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Образовательная задача: Сформировать представление о регуляции в живых организмах, раскрыть понятие, «раздражимость», «инстинкт», «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.

Развивающая задача: продолжение формирования у учащихся универсальных учебных действий: познавательных (формулировка темы, рефлексия деятельности), коммуникативных (умение выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками и учителем), регулятивных (контроль, коррекция, оценка собственной деятельности и одноклассников), личностных (самоопределение); мотивирование учащихся на дальнейшее изучение мира живых организмов.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, активность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Здравствуй, мой новый 6 класс

Я очень рада видеть вас

Встаньте прямо, подтянитесь

Все друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

У вас на столах находиться раздаточный материал, который понадобится на уроке. Рабочие листы. Книги пока остаются закрытыми.

1ый этап. Стадия вызова.

Рассказ о загадочном письме «Самым умным шестиклассникам»

Посмотрите на экран. Кого вы видите? Подберите слова-ассоциации, связанные с их деятельностью. Работайте в группах, обсуждайте, и предлагайте, а я запишу их на доске. (предлагают, записываю) многие слова тесно связаны с темой сегодняшнего урока. Предлагаю вам определить тему нашего сегодняшнего урока

Кто уже догадался и может назвать тему урока?

Правильно! «Координация и регуляция жизнедеятельности организмов.» запишем тему урока.

Наверняка, вы что-то уже знаете по этой теме. Давайте проведём инвентаризацию ваших знаний и наполним ими воображаемую корзину. Каждый записывает на листе всё, что знает по теме урока. Затем обсуждаете в группе и предлагаете без повторов. Ребята с каким утверждением согласились все члены группы? А какое вызывает сомнение?

Как вы считаете, наша корзина знаний по теме «координация и регуляция» наполнилась? Ответы на какие вопросы вы хотели бы узнать?

Какие системы и органы регулируют и координируют деятельность организма?

В ходе работы над поиском ответа на наш вопрос вы будете составлять кластер. На втором рабочем листе.

2ой этап. Осмысление и проверка понимания.

Посмотрите два коротких видеофрагментов. Что вы видите?

Правильно, живые организмы обладают чувствительностью или раздражимостью.

Запишите определение. Раздражимость—ответная реакция организмов на воздействие окружающей среды.

У одноклеточных амёбы и инфузории нет специальных структур, которые руководят её деятельностью, а вот у многоклеточных иначе. (видео с гидрой)

Это маленькое пресноводное животное. Что произошло с гидрой? О каких клетках шла речь в сюжете?

(У гидры есть особая система регуляции жизнедеятельности-нервная система.)

Такое поведение гидры называется рефлексом.

Задание 1. Откройте учебник на с. 114 внимательно прочтите последнее предложение и сформулируйте определение рефлекса. Назовите ключевые слова. (посредством нервной системы)

Запишите. Рефлекс—это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы.

Можно ли назвать ответную реакцию амёбы и инфузории на соль рефлексом?

Рассмотрите рисунок на с.115. скажите на что похожа нервная система гидры.

У гидры, медуз и кораллов очень примитивная нервная система и называется она сетчатой, так как похожа на сеть, сетку. (слайд)

Например, у кольчатых червей она устроена по настоящем, сложно.

Задание 2. Рассмотрите рисунки на с.116, изучите подписи к ним. Ответьте на вопросы. На что похожа нервная система? На какой стороне тела она расположена? В какой части тела находятся крупные нервные узлы? Почему? С чем их можно сравнить? Такой тип нервной системы называется узловым. (слайд)

Задание 3. Посмотрите на схему строения нервной системы пчелы. Можно ли её назвать узловой как у червя? Сравните её строение с нервной системой дождевого червя. Как считаете почему такой крупный надглоточный узел, с чем это связано? Правильно, со сложным поведением пчелы. У всех членистоногих узловой тип нервной системы, но развита она лучше, чем у червей.

Задание 4. Работа с текстом учебника с. 119. Два верхних абзаца. Изучите особенности строения нервной системы позвоночных. Что скажите о её строении? Есть ли в тексте её название? Как бы вы её назвали? Такой тип нервной системы называется трубчатым. (слайд слово и рисунок)

Головной мозг у разных позвоночных животных имеет одни и те же отделы, но развиты они по- разному (показываю муляжи), но все они обладают очень сложным поведением, ими движет инстинкт. Что это такое?

Задание 5. Работа с текстом с.119. запишите, что такое инстинкт.

Инстинкт—врождённый комплекс реакций на воздействие окружающей среды.

Какие бывают инстинкты вы узнаете, изучив текст на с.201.

Физкультпауза.!

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

3-й этап. Закрепление знаний

3.1.Итак, вы теперь знаете, что такое раздражимость, рефлекс, инстинкт. Выполните в группах задания на листах. Используйте свои рабочие листы. (слайд с вопросами, затем с ответами)

1.Услышав стук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.

2. Растение перед дождём закрывает цветки.

3. При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.

4. Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету.

5. Пауки плетут сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты.

6. Инфузория туфелька плывёт к месту скопления бактерий.

7. Лососёвые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады.

8. Хомячки заботятся о своём потомстве: делают гнёзда, кормят детёнышей молоком.

9. Увидев яркую вспышку, человек обычно зажмуривается.

А) Раздражимость: 2, 4, 6

Б) Рефлекс: 1, 3, 9

В) Инстинкт: 5, 7, 8

3.2. Интерактивное задание онлайн. https://learningapps.org/4734400



3.3. Задание на формирование логических учебных действий

4-й этап. Рефлексия

На экране теги. Их надо дополнить.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

5-й этап. Ознакомление с домашним заданием















Приложение

Задание 2 Лист формирования ЛУД (логических учебных действий)

по теме «Координация и регуляция» 6 класс

  1. Анализ. Установите соответствие.

  1. Условный рефлекс а) лежит в основе дрессировки

  2. Безусловный рефлекс б) врождённый

В) приобретается в результате жизненного опыта

Г) передаётся по наследству

2. Синтез. Что объединяет эти рисунки.



3. Сравнение. Что общего и чем отличаются нервная система дождевого червя и пчелы.

4. Выведение следствий.

Если в течение некоторого времени сопровождать кормление аквариумных рыбок звоном колокольчика, то вскоре можно…

5. Логическая цепочка. (вставьте пропущенное)

Сетчатая система— _____________________________--трубчатая система

6. Доказательство. Ученик Петя говорит, что рефлекс характерен для всех животных и одноклеточных, и многоклеточных. Ученик Егор утверждает, что не для всех животных. Докажи, кто из учеников прав.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!