Тема. Кровь и лимфа.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием внутренней среды организма и его гомеостазе, а также с составом, строением.
1. образовательная – сформировать знания о составе, строении крови, ее функциях.
2. развивающая– развивать умения учащихся обосновывать свое мнение, работать в группах, развивать общеучебные навыки, отработать понятийный аппарат.
3. воспитательная – воспитать чувства доброжелательности, взаимопомощи, ответственного отношения друг к другу.
4. валеологическая – научить учащихся ценить свое здоровье: следить за составом своей крови, избегать потери крови и обезвоживания.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный. Почему кровь издревле воспринималась как таинственная материя?
Оборудование: таблица, слайды презентации.
План урока:
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний о внутренней среде организма, составе и функциях крови.
Изучение нового материала:
Вводное слово учителя с демонстрацией слайдов
Состав и функции плазмы крови.
Строение и функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов (заполнение таблицы)
Значение в жизни человека знаний о составе крови.
5. Закрепление знаний
Проверка усвоения материала: контрольный тест «Какие утверждения верны?» по изученному материалу.
Подведение итогов работы, выставление оценок.
Новые понятия: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, белок гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, карбоксогемоглобин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня мы начинаем изучение темы «Кровь и лимфа», а перед этим проверим домашнее задание. Дома вы должны были докончить заполнение таблицы по внутренней среде организма и найти в дополнительной литературе интересные сообщения о крови.
Домашнее задание: нужно было докончить заполнение таблицы:
Жидкости внутренней среды | Особенности строения | |
состав | внешний вид | Функции |
1. Тканевая жидкость | | | |
2. Лимфа | | | |
3. Кровь | | | |
Изучение состава и функций крови дано как опережающее задание.
Заполненный вид:
Жидкости внутренней среды | Особенности строения | |
состав | внешний вид | Функции |
1. Тканевая жидкость | Вода + неорганические вещества + питательные вещества + продукты обмена веществ | Прозрачная жидкость | Промежуточная среда между кровью и клетками организма. Перенос из крови питательных веществ и кислорода, а также удаление из клеток продуктов обмена веществ и углекислого газа |
2. Лимфа | Плазма + форменные элементы: лимфоциты | Прозрачная жидкость | |
3. Кровь | Плазма + форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты | Жидкость красного цвета | Транспортная: перенос газов и питательных веществ Терморегуляторная: перенос тепла из органов к коже Регуляторная: перенос гормонов и других биологически активных веществ Защитная: участие в иммунитете Выделительная: перенос к почкам и коже конечных продуктов обмена веществ |
Сегодня работаем в микрогруппах: 5 микрогрупп по 2 человека. 1-я микрогруппа рассказывает о тканевой жидкости, 2-я микрогруппа – о лимфе, 3-я микрогруппа – о крови.
З ученика из трех микрогрупп комментируют строки таблицы, таким образом, они напоминают особенности строения и функции жидкостей внутренней среды организма.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутренняя среда организма представлена тремя жидкостями, которые находятся в постоянном движении, несут огромную функциональную нагрузку, и что благодаря этим жидкостям наш организм поддерживает стабильными все свои основные характеристики.
Изучение новой темы:
Обратите внимание на эпиграф урока: Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное, неопознанное.
За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. А Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в течение урока.
Действительно, кровь самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайные крови. Давайте послушаем ваши сообщения, раскрывающие эти тайны.
Краткие сообщения учащихся, примерно такого плана:
- В организме человека содержится около 5 литров крови, т.е . составляет примерно 1/13 веса тела. Значит, в подростке нашего возраста, весящем примерно 45 - 50 килограмм кровь составляет примерно 3,5 литров.
- Потеря 2л крови приводит к гибели.
Кровь человека, как вы уже знаете, состоит из форменных элементов – кровяных клеток, которые находятся во взвешенном состоянии в жидкой части – плазме. Плазма крови – это прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из неорганических и органических веществ. Постоянство солевого состава плазмы обеспечивает нормальное строение и функцию клеток крови. Как, вы видите в схеме, плазма на 91% состоит из воды, поэтому длительное обезвоживание организма может привести к необратимым последствиям, т.к. плазма крови выполняет питательную, выделительную, защитную и гуморальную функции.
Состав крови
Плазма 55% Форменные элементы 45%
Органические вещества ≈8%: Эритроциты (красные клетки крови)
Белки – 7% 5 млн в 1 куб.мм
Жиры – 0,8% Лейкоциты (белые клетки крови)
Глюкоза – 0,12% 4-9 тыс в 1 куб.мм
Тромбоциты (кровяные пластинки)
Неорганические вещества ≈92%: 180-320тыс. в 1 куб.мм
Вода – 91%
Минеральные соли – 0,9%
Форменные элементы крови мы изучим подробно и свои новые знания оформим в виде таблицы. Работаем по учебнику. Внимательно читаем текст и заполняем таблицу.
Информацию для первой строчки мы уже знаем - она дана в схеме.
Форменные элементы
Категории сравнения | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
Кол-во в 1 мм³ крови | | | |
Форма клетки | | | |
Строение (цвет, наличие ядра и органелл) | | | |
Место образования | | | |
Продолжительность жизни | | | |
функции | | | |
Заполненный вид:
Форменные элементы
Категории сравнения | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
Кол-во в 1 мм³ крови | До 5 млн | 4-9 тыс. | 180-320 тыс. |
Форма клетки | Двояковогнутый диск | Разной формы | неправильная |
Строение (цвет, наличие ядра и органелл) | Красного цвета, состоят из наружной мембраны и белка гемоглобина, ядра нет. | Бесцветные, содержат все основные органеллы клетки, есть ядро. | Бесцветные фрагменты крупных клеток костного мозга, ядра нет. |
Место образования | Красный костный мозг | Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы | Красный костный мозг |
Продолжитель-ность жизни | Около 120 суток | От нескольких суток до нескольких лет | 5-8 суток |
Функции | Транспорт газов | Защита организма от бактерий. | Свертывание крови |
Для проверки заполнения таблицы: учащиеся из микрогрупп комментируют по очереди. 4-я микрогруппа – про эритроциты, 5-я микрогруппа – про лейкоциты, 1- я микрогруппа – про тромбоциты. А 2-я и 3-я микрогруппы – эксперты.
Таким образом, делаем вывод, что все форменные элементы крови различны по строению, функциям, продолжительности жизни.
На этом уроке мы более подробно изучим функции эритроцитов, а функции лейкоцитов будем рассматривать при изучении темы «Иммунитет», а функции тромбоцитов – при изучении свойств крови: свертывания крови и групп крови на следующем уроке.
Как вы думаете, почему кровь красного цвета? Внутри эритроцита содержится особый белок – гемоглобин, в состав которого входит железо. Интересная статистика: всреднем в 100 см³ крови содержится 50мг железа, а во всей крови человека – 3г. В одном эритроците 265 молекул гемоглобина. Именно гемоглобин придает крови красный цвет. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. Газообмен организма с окружающей средой происходит таким образом: проходя через капилляры легких, гемоглобин легко присоединяет кислород и превращается в непрочное соединение – оксигемоглобин, который в тканях других органов расщепляется, выделяя при этом кислород, используемый клетками тканей. В свою очередь, освободившийся от кислорода гемоглобин тут же присоединяет углекислый газ – продукт распада веществ в клетках и становится карбоксогемоглобином. А вот если человек дышит выхлопными газами или в помещении с печным отоплением закрыли трубу раньше времени, или накурено, то гемоглобин будет в 250 раз лучше присоединять угарный газ, чем кислород, так как по химическому строению сродство у них больше. Поэтому в присутствии даже очень небольшого количества угарного газа гемоглобин будет связывать именно его, образуя высокоустойчивое соединение карбоксигемоглобин. В этом случае кислород уже не может связываться с гемоглобином, и перенос его кровью прекращается. Длительное пребывание в помещении с угарным газом приведет к неминуемой гибели. Для оказания первой помощи отравившемуся угарным газом человеку, нужно как можно скорее вывести его на свежий воздух, кислородная подушка будет кстати.
Закрепление:
Вы все когда-нибудь сдавали кровь на анализ. Как вы думаете, для чего мы сдаем кровь? Да, это универсальный способ для определения состояния здоровья человека. И в результатах указывается количество гемоглобина, количество лейкоцитов и т.д. Как вы думаете, что будет с человеком, если количество эритроцитов снизится? Правильно, организм будет страдать от нехватки кислорода и избытка углекислого газа – постоянные головные боли, головокружение, бледность кожных покровов. Это заболевание носит название – анемия. А как вы думаете, о чем говорит увеличение числа лейкоцитов? Да, совершенно верно, организм атаковали болезнетворные микроорганизмы и организм для защиты выработал огромное количество лейкоцитов. Давайте на минуту представим себя в роли врача. Давайте будем импровизировать: ребята из 1-й и 2-й микрогрупп будут врачами-терапевтами, 3-я и 4-я микрогруппы – пациентами, а 5-я микрогруппа – эксперты. Пациенты приходят с анализами крови к врачам и начинают жаловаться, что кружится голова, общее недомогание и т.д. А врачи будут рекомендовать. Эксперты будут дополнять врачей или вносить коррективы. Ситуация первая: К вам пришел пациент с готовым анализом крови: эритроцитов – 2,5 млн, лейкоцитов – 5 тыс. Что вы будете рекомендовать? Эритроцитов мало – нужно принимать железосодержащие препараты, лейкоциты в норме. Второй больной пришел с такими результатами: эритроцитов – 3,5млн, лейкоцитов – 27 тыс. Что вы будете рекомендовать? Опять же эритроцитов мало – нужно принимать железосодержащие препараты, лейкоцитов очень много. Это говорит о воспалительном процессе, нужно помочь лейкоцитам и начать прием антибиотиков. Молодцы, спасибо! Но помните, ребята, что самолечение опасно, нужно обязательно обращаться к врачу за консультацией.
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал этого урока.
Выполним контрольный тест «Верно ли утверждение?» Даны 10 утверждений, нужно определить верное оно или неверное, ответы «да» или «нет» занесите в бланк ответа.
1. В эритроцитах содержится белок гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его в тканях.
2. Эритроциты - это белые клетки крови, которые образуются в селезенке.
3. Тромбоциты содержат несколько крупных ядер.
4. В 1 мм³ крови содержится около 5 миллионов эритроцитов.
5. Эритроциты участвуют в процессе свертывания крови.
6. Главная функция тромбоцитов – перенос газов.
7. Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.
8. Все форменные элементы образуются в красном костном мозге.
9. Повышение числа лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс.
10. При уменьшении числа эритроцитов в крови ухудшается снабжение тканей организма кислородом.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | нет | нет | да | нет | нет | да | да | да | да |
| | | | | | | | | |
Количество ошибок: | | Оценка: | |
Взаимопроверка: проставьте в 3-й строке в клетках «+» или «-« , а затем укажите количество ошибок и поставьте оценку по шкале. Занесите оценки в оценочный лист.
1ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
6 и более ошибок – «2».
Таким образом, вы узнали сегодня о составе крови, о сложных функциях, которые выполняет кровь, за что с древнейших времен кровь воспринималась как нечто неопознанное и таинственное. Лишь с развитием науки мы человечество приоткрыло завесу этой тайны.
Система оценивания: активным учащимся за комментарии к таблицам, 1-3 оценки- за сообщения, всем - за тест
Домашнее задание:
1. соотнесите цифровые данные с соответствующими клетками крови (укажите для каждой цифры соответствующие буквы)
Форменные элементы | Характерные цифровые данные |
1. эритроциты 2. лейкоциты 3. тромбоциты | А. в 1 мм³ 5 млн клеток Б. продолжительность жизни 5-8 суток В. в 1 мм³ 4-9 тыс клеток Г. Продолжительность жизни 120 суток Д. имеют одно ядро Е. двояковогнутый диск Ж. безъядерные клетки З. в 1 мм³ 180-320 тыс. клеток |
Ответ: 1 - а, г, е, ж
2 - в, д
3 - б, ж, з
2. Прочитать в учебнике &16-17.
3. Подготовить сообщение об истории переливания крови,
о фагоцитозе, Мечникове И.И.
Спасибо за урок! До свидания!
Дополнительный материал:
1. А сейчас давайте внимательно изучим информацию по таблице.
Число эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности.
Высота над уровнем моря (м) | Число эритроцитов в 1 мм³ |
0 | 4 970 000 |
400 | 5 750 000 |
700 | 5 970 000 |
1560 | 6 550 000 |
1800 | 7 000 000 |
4400 | 8 000 000 |
Как вы думаете, как и почему изменяется число эритроцитов в крови человека? Что нужно учитывать человеку, живущему на высоте, близкой к уровню Мирового океана, и решившему совершить высокогорное восхождение? Ответ обоснуйте.
2. Для проверки знаний выполним задание: выпишите характерные для эритроцитов человека признаки, цифры, после которых даны соответствующие им сведения:
1 - форма клетки овальная
2 – форма клетки двояковогнутая
3 - Ядро в зрелой клетке отсутствует
4 – ядро в клетке имеется
5 – окраска цитоплазмы светло-розовая
6 – окраска цитоплазмы ярко-красная
7 – образуется в лимфатических узлах
8- образуется в красном костном мозге, селезенке.
Верный ответ – 2, 3, 6, 8