СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кровь и лимфа".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды организма. Работа микрогрупп по составу крови и лимфы, их сообщения и выводы. Закрепление знаний через заполнение таблиц и тестов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Кровь и лимфа".»

Тема. Кровь и лимфа.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием внутренней среды организма и его гомеостазе, а также с составом, строением.

1. образовательная – сформировать знания о составе, строении крови, ее функциях.

2. развивающая– развивать умения учащихся обосновывать свое мнение, работать в группах, развивать общеучебные навыки, отработать понятийный аппарат.

3. воспитательная – воспитать чувства доброжелательности, взаимопомощи, ответственного отношения друг к другу.

4. валеологическая – научить учащихся ценить свое здоровье: следить за составом своей крови, избегать потери крови и обезвоживания.


Методы обучения: частично поисковый, проблемный. Почему кровь издревле воспринималась как таинственная материя?

Оборудование: таблица, слайды презентации.

План урока:

1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация знаний о внутренней среде организма, составе и функциях крови.

  3. Изучение нового материала:

  • Вводное слово учителя с демонстрацией слайдов

  • Состав и функции плазмы крови.

  • Строение и функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов (заполнение таблицы)

  • Значение в жизни человека знаний о составе крови.

5. Закрепление знаний

  1. Проверка усвоения материала: контрольный тест «Какие утверждения верны?» по изученному материалу.

  2. Подведение итогов работы, выставление оценок.


Новые понятия: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, белок гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, карбоксогемоглобин.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Сегодня мы начинаем изучение темы «Кровь и лимфа», а перед этим проверим домашнее задание. Дома вы должны были докончить заполнение таблицы по внутренней среде организма и найти в дополнительной литературе интересные сообщения о крови.

Домашнее задание: нужно было докончить заполнение таблицы:


Жидкости внутренней среды

Особенности строения


состав

внешний вид

Функции

1. Тканевая жидкость




2. Лимфа





3. Кровь





Изучение состава и функций крови дано как опережающее задание.


Заполненный вид:

Жидкости внутренней среды

Особенности строения


состав

внешний вид

Функции

1. Тканевая жидкость

Вода + неорганические вещества + питательные вещества + продукты обмена веществ

Прозрачная жидкость

  • Промежуточная среда между кровью и клетками организма.

  • Перенос из крови питательных веществ и кислорода, а также удаление из клеток продуктов обмена веществ и углекислого газа

2. Лимфа

Плазма + форменные элементы:

лимфоциты

Прозрачная жидкость

  • Защитная: фильтрация и обеззараживание тканевой жидкости

3. Кровь

Плазма + форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Жидкость красного цвета

  • Транспортная: перенос газов и питательных веществ

  • Терморегуляторная: перенос тепла из органов к коже

  • Регуляторная: перенос гормонов и других биологически активных веществ

  • Защитная: участие в иммунитете

  • Выделительная: перенос к почкам и коже конечных продуктов обмена веществ

Сегодня работаем в микрогруппах: 5 микрогрупп по 2 человека. 1-я микрогруппа рассказывает о тканевой жидкости, 2-я микрогруппа – о лимфе, 3-я микрогруппа – о крови.

З ученика из трех микрогрупп комментируют строки таблицы, таким образом, они напоминают особенности строения и функции жидкостей внутренней среды организма.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутренняя среда организма представлена тремя жидкостями, которые находятся в постоянном движении, несут огромную функциональную нагрузку, и что благодаря этим жидкостям наш организм поддерживает стабильными все свои основные характеристики.

Изучение новой темы:

Обратите внимание на эпиграф урока: Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное, неопознанное.

За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. А Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в течение урока.

Действительно, кровь самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайные крови. Давайте послушаем ваши сообщения, раскрывающие эти тайны.

Краткие сообщения учащихся, примерно такого плана:

- В организме человека содержится около 5 литров крови, т.е . составляет примерно 1/13 веса тела. Значит, в подростке нашего возраста, весящем примерно 45 - 50 килограмм кровь составляет примерно 3,5 литров.

- Потеря 2л крови приводит к гибели.


Кровь человека, как вы уже знаете, состоит из форменных элементов – кровяных клеток, которые находятся во взвешенном состоянии в жидкой части – плазме. Плазма крови – это прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из неорганических и органических веществ. Постоянство солевого состава плазмы обеспечивает нормальное строение и функцию клеток крови. Как, вы видите в схеме, плазма на 91% состоит из воды, поэтому длительное обезвоживание организма может привести к необратимым последствиям, т.к. плазма крови выполняет питательную, выделительную, защитную и гуморальную функции.


Состав крови



Плазма 55% Форменные элементы 45%

Органические вещества ≈8%: Эритроциты (красные клетки крови)

Белки – 7% 5 млн в 1 куб.мм

Жиры – 0,8% Лейкоциты (белые клетки крови)

Глюкоза – 0,12% 4-9 тыс в 1 куб.мм

Тромбоциты (кровяные пластинки)

Неорганические вещества ≈92%: 180-320тыс. в 1 куб.мм

Вода – 91%

Минеральные соли – 0,9%


Форменные элементы крови мы изучим подробно и свои новые знания оформим в виде таблицы. Работаем по учебнику. Внимательно читаем текст и заполняем таблицу.

Информацию для первой строчки мы уже знаем - она дана в схеме.


Форменные элементы

Категории сравнения

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Кол-во в 1 мм³ крови




Форма клетки




Строение (цвет, наличие ядра и органелл)




Место образования




Продолжительность жизни




функции





Заполненный вид:

Форменные элементы

Категории сравнения

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Кол-во в 1 мм³ крови

До 5 млн

4-9 тыс.

180-320 тыс.

Форма клетки

Двояковогнутый диск

Разной формы

неправильная

Строение

(цвет, наличие ядра и органелл)

Красного цвета, состоят из наружной мембраны и белка гемоглобина, ядра нет.

Бесцветные, содержат все основные органеллы клетки, есть ядро.

Бесцветные фрагменты крупных клеток костного мозга, ядра нет.

Место образования

Красный костный мозг

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

Красный костный мозг

Продолжитель-ность жизни

Около 120 суток

От нескольких суток до нескольких лет

5-8 суток

Функции

Транспорт газов

Защита организма от бактерий.

Свертывание крови


Для проверки заполнения таблицы: учащиеся из микрогрупп комментируют по очереди. 4-я микрогруппа – про эритроциты, 5-я микрогруппа – про лейкоциты, 1- я микрогруппа – про тромбоциты. А 2-я и 3-я микрогруппы – эксперты.

Таким образом, делаем вывод, что все форменные элементы крови различны по строению, функциям, продолжительности жизни.

На этом уроке мы более подробно изучим функции эритроцитов, а функции лейкоцитов будем рассматривать при изучении темы «Иммунитет», а функции тромбоцитов – при изучении свойств крови: свертывания крови и групп крови на следующем уроке.

Как вы думаете, почему кровь красного цвета? Внутри эритроцита содержится особый белок – гемоглобин, в состав которого входит железо. Интересная статистика: всреднем в 100 см³ крови содержится 50мг железа, а во всей крови человека – 3г. В одном эритроците 265 молекул гемоглобина. Именно гемоглобин придает крови красный цвет. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. Газообмен организма с окружающей средой происходит таким образом: проходя через капилляры легких, гемоглобин легко присоединяет кислород и превращается в непрочное соединение – оксигемоглобин, который в тканях других органов расщепляется, выделяя при этом кислород, используемый клетками тканей. В свою очередь, освободившийся от кислорода гемоглобин тут же присоединяет углекислый газ – продукт распада веществ в клетках и становится карбоксогемоглобином. А вот если человек дышит выхлопными газами или в помещении с печным отоплением закрыли трубу раньше времени, или накурено, то гемоглобин будет в 250 раз лучше присоединять угарный газ, чем кислород, так как по химическому строению сродство у них больше. Поэтому в присутствии даже очень небольшого количества угарного газа гемоглобин будет связывать именно его, образуя высокоустойчивое соединение карбоксигемоглобин. В этом случае кислород уже не может связываться с гемоглобином, и перенос его кровью прекращается. Длительное пребывание в помещении с угарным газом приведет к неминуемой гибели. Для оказания первой помощи отравившемуся угарным газом человеку, нужно как можно скорее вывести его на свежий воздух, кислородная подушка будет кстати.


Закрепление:

Вы все когда-нибудь сдавали кровь на анализ. Как вы думаете, для чего мы сдаем кровь? Да, это универсальный способ для определения состояния здоровья человека. И в результатах указывается количество гемоглобина, количество лейкоцитов и т.д. Как вы думаете, что будет с человеком, если количество эритроцитов снизится? Правильно, организм будет страдать от нехватки кислорода и избытка углекислого газа – постоянные головные боли, головокружение, бледность кожных покровов. Это заболевание носит название – анемия. А как вы думаете, о чем говорит увеличение числа лейкоцитов? Да, совершенно верно, организм атаковали болезнетворные микроорганизмы и организм для защиты выработал огромное количество лейкоцитов. Давайте на минуту представим себя в роли врача. Давайте будем импровизировать: ребята из 1-й и 2-й микрогрупп будут врачами-терапевтами, 3-я и 4-я микрогруппы – пациентами, а 5-я микрогруппа – эксперты. Пациенты приходят с анализами крови к врачам и начинают жаловаться, что кружится голова, общее недомогание и т.д. А врачи будут рекомендовать. Эксперты будут дополнять врачей или вносить коррективы. Ситуация первая: К вам пришел пациент с готовым анализом крови: эритроцитов – 2,5 млн, лейкоцитов – 5 тыс. Что вы будете рекомендовать? Эритроцитов мало – нужно принимать железосодержащие препараты, лейкоциты в норме. Второй больной пришел с такими результатами: эритроцитов – 3,5млн, лейкоцитов – 27 тыс. Что вы будете рекомендовать? Опять же эритроцитов мало – нужно принимать железосодержащие препараты, лейкоцитов очень много. Это говорит о воспалительном процессе, нужно помочь лейкоцитам и начать прием антибиотиков. Молодцы, спасибо! Но помните, ребята, что самолечение опасно, нужно обязательно обращаться к врачу за консультацией.


А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал этого урока.

Выполним контрольный тест «Верно ли утверждение?» Даны 10 утверждений, нужно определить верное оно или неверное, ответы «да» или «нет» занесите в бланк ответа.

1. В эритроцитах содержится белок гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его в тканях.

2. Эритроциты - это белые клетки крови, которые образуются в селезенке.

3. Тромбоциты содержат несколько крупных ядер.

4. В 1 мм³ крови содержится около 5 миллионов эритроцитов.

5. Эритроциты участвуют в процессе свертывания крови.

6. Главная функция тромбоцитов – перенос газов.

7. Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.

8. Все форменные элементы образуются в красном костном мозге.

9. Повышение числа лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс.

10. При уменьшении числа эритроцитов в крови ухудшается снабжение тканей организма кислородом.


Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

нет

да

нет

нет

да

да

да

да












Количество ошибок:



Оценка:



Взаимопроверка: проставьте в 3-й строке в клетках «+» или «-« , а затем укажите количество ошибок и поставьте оценку по шкале. Занесите оценки в оценочный лист.

1ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2».

Таким образом, вы узнали сегодня о составе крови, о сложных функциях, которые выполняет кровь, за что с древнейших времен кровь воспринималась как нечто неопознанное и таинственное. Лишь с развитием науки мы человечество приоткрыло завесу этой тайны.

Система оценивания: активным учащимся за комментарии к таблицам, 1-3 оценки- за сообщения, всем - за тест


Домашнее задание:

1. соотнесите цифровые данные с соответствующими клетками крови (укажите для каждой цифры соответствующие буквы)

Форменные элементы

Характерные цифровые данные

  1. 1. эритроциты

  2. 2. лейкоциты

  1. 3. тромбоциты

А. в 1 мм³ 5 млн клеток

Б. продолжительность жизни 5-8 суток

В. в 1 мм³ 4-9 тыс клеток

Г. Продолжительность жизни 120 суток

Д. имеют одно ядро

Е. двояковогнутый диск

Ж. безъядерные клетки

З. в 1 мм³ 180-320 тыс. клеток

Ответ: 1 - а, г, е, ж

2 - в, д

3 - б, ж, з

2. Прочитать в учебнике &16-17.

3. Подготовить сообщение об истории переливания крови,

о фагоцитозе, Мечникове И.И.

Спасибо за урок! До свидания!

Дополнительный материал:

1. А сейчас давайте внимательно изучим информацию по таблице.

Число эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности.

Высота над уровнем моря (м)

Число эритроцитов в 1 мм³

0

4 970 000

400

5 750 000

700

5 970 000

1560

6 550 000

1800

7 000 000

4400

8 000 000

Как вы думаете, как и почему изменяется число эритроцитов в крови человека? Что нужно учитывать человеку, живущему на высоте, близкой к уровню Мирового океана, и решившему совершить высокогорное восхождение? Ответ обоснуйте.

2. Для проверки знаний выполним задание: выпишите характерные для эритроцитов человека признаки, цифры, после которых даны соответствующие им сведения:

1 - форма клетки овальная

2 – форма клетки двояковогнутая

3 - Ядро в зрелой клетке отсутствует

4 – ядро в клетке имеется

5 – окраска цитоплазмы светло-розовая

6 – окраска цитоплазмы ярко-красная

7 – образуется в лимфатических узлах

8- образуется в красном костном мозге, селезенке.

Верный ответ – 2, 3, 6, 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!