Форменные элементы крови.
Цели урока:
· образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;
· развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;
· воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.
Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
Вызов.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
№
|
Утверждения
|
До изучения
|
После изучения
|
1
|
Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма
|
|
|
2
|
Гомеостаз заболевание, связанное с кровью
|
|
|
3
|
Кровь основной компонент ВСО
|
|
|
4
|
Кровь жидкая соединительная ткань
|
|
|
5
|
Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови
|
|
|
6
|
Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.
|
|
|
7
|
Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.
|
|
|
8
|
Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.
|
|
|
9
|
В анализе крови указывают все ее показатели
|
|
|
10
|
Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.
|
|
|
III. Изучение новой темы
Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.
Компоненты внутренней среды
|
Местонахождение в организме
|
Функции
|
Кровь
|
Сердце и кровеносные сосуды
|
|
Тканевая жидкость
|
Среди тканей тела
|
|
Лимфа
|
Лимфатические сосуды
|
|
Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?
Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.
Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.
Кровь и ее состав.
Значение крови.
1. Транспортная функция
· Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.
· Переносит к органам выделения продукты обмена.
· Осуществляет перенос тепла.
2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:
А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов
Плазма крови.
Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.
Органические – белки жиры углеводы
Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.
В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.
Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.
- Форменные элементы крови.
Тип клетки
|
Строение клетки
|
Место образования
|
Продолжительность жизни
|
Место отмирания
|
Содержание в 1 мм3крови
|
Функции
|
Эритроцит
|
Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин
|
Красный костный мозг
|
3 – 4 месяца
|
Селезенка, а гемоглобин в печени
|
4,5 – 5 млн.
|
Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины
|
Лейкоцит
|
Ядерные амебоидной формы, белого цвета
|
Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы
|
3 – 5 дней
|
Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов
|
6 – 8 тысяч
|
Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител
|
Тромбоцит
|
Безъядерные тельца
|
Красный костный мозг
|
5 – 7 дней
|
Селезенка
|
300 – 400 тысяч
|
Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов
|
Обобщение и систематизация учебных знаний.
А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).
Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).
В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).
Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).
Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).
Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).
Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).
Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).
З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).
И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).
Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).
К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).
Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).
М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).
Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).
О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).
П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).
Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).
С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).
Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).
У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).
Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).
Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).
Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).
Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).
Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).
Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).
Э Красные клетки крови ... (эритроциты).
Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!
Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов ... (ядро).
Д.з.
Подведение итога. Работа с таблицей
Просмотр содержимого документа
«Форменные элементы крови.»
Форменные элементы крови.
Цели урока:
образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;
развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;
воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.
Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
Вызов.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
№ | Утверждения | До изучения | После изучения |
1 | Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма | | |
2 | Гомеостаз заболевание, связанное с кровью | | |
3 | Кровь основной компонент ВСО | | |
4 | Кровь жидкая соединительная ткань | | |
5 | Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови | | |
6 | Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции. | | |
7 | Фибриноген - растворимый белок плазмы крови. | | |
8 | Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные. | | |
9 | В анализе крови указывают все ее показатели | | |
10 | Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека. | | |
III. Изучение новой темы
Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.
Компоненты внутренней среды | Местонахождение в организме | Функции |
Кровь | Сердце и кровеносные сосуды | |
Тканевая жидкость | Среди тканей тела | |
Лимфа | Лимфатические сосуды | |
Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?
Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.
Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.
Кровь и ее состав.
Значение крови.
1. Транспортная функция
Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.
Переносит к органам выделения продукты обмена.
Осуществляет перенос тепла.
2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:
А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов
Плазма крови.
Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.
Органические – белки жиры углеводы
Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.
В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.
Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.
Тип клетки | Строение клетки | Место образования | Продолжительность жизни | Место отмирания | Содержание в 1 мм3крови | Функции |
Эритроцит | Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин | Красный костный мозг | 3 – 4 месяца | Селезенка, а гемоглобин в печени | 4,5 – 5 млн. | Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины |
Лейкоцит | Ядерные амебоидной формы, белого цвета | Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы | 3 – 5 дней | Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов | 6 – 8 тысяч | Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител |
Тромбоцит | Безъядерные тельца | Красный костный мозг | 5 – 7 дней | Селезенка | 300 – 400 тысяч | Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов |
Обобщение и систематизация учебных знаний.
А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).
Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).
В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).
Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).
Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).
Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).
Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).
Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).
З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).
И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).
Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).
К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).
Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).
М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).
Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).
О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).
П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).
Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).
С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).
Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).
У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).
Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).
Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).
Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).
Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).
Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).
Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).
Э Красные клетки крови ... (эритроциты).
Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!
Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов ... (ядро).
Д.з.
Подведение итога. Работа с таблицей