МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ
«Форменные элементы крови»
Тема учебного модуля: Кровь. Кровообращение
Тема урока: Форменные элементы крови
Учебное пособие: Драгомилов А.Г., Маш А.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Тип урока: урок открытия нового знания
Элементы используемых технологий: проблемного обучения, развития критического мышления.
Приемы
Методы
-
Ведение проблемного диалога;
-
Выполнение практических заданий;
-
Самопроверка на основе сравнения полученных результатов с эталоном.
Раздаточные материалы
Оборудование урока
Мультимедийный проектор, ПК, электронная презентация, микроскопы (по одному на каждый стол), готовые фиксированные микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека», справочная литература.
Цель урока:
Создать условия для формирования готовности учащихся к исследовательской деятельности и применению биологических знаний в практических ситуациях.
Задачи урока:
Метапредметные: способствовать развитию научного мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Предметные: создать представление у учащихся о составе крови, ее форменных элементах и их функциях в организме человека; совершенствовать навыки работы с микроскопом.
Личностные: формировать чувство ответственности по отношению к собственному здоровью, способствовать принятию здорового образа жизни.
2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
План урока
1 этап – организационный
2 этап – актуализация опорных знаний
3 этап – изучение нового материала, постановка проблемы
4 этап – практическая работа, создание образовательного продукта
5 этап – обобщение и систематизация знаний, демонстрация группами образовательного продукта
6 этап – подведение итогов урока. Рефлексия
7 этап – домашнее задание
Технологическая карта урока
Этапы урока, время | Форма работы | Действия учителя | Действия ученика | Формирование УУД на данном этапе урока |
1. Организационный (1 минута). | | Отмечает отсутствующих и проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя. | Регулятивные действия: формирование навыков саморегуляции. Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера. |
2. Актуализация опорных знаний, 3. Изучение нового материала (10 минут). | фронтальная | ▪ Организует проблемную беседу о внутренней среде организма и ее относительном постоянстве; ▪ выписывает на доске новые термины учебного раздела; ▪ мотивирует учащихся на объяснение значения терминов. ▪ подводит к обобщению учебного материала по теме «Состав крови» | ▪ Отвечают на вопросы учителя; ▪ Объясняют значения терминов и, работая индивидуально, заносят их в словарь рабочей тетради; ▪ Заполняют в тетради схему «Состав крови» (Приложение 1) | Познавательные действия: формирование навыков самостоятельного поиска и выделения необходимой информации. Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать участников дискуссии. Личностные действия: Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин |
3.1 Постановка проблемы (4 минуты). | фронтальная | Создает проблемную ситуацию для формулировки общей проблемы учебного исследования и вычленения подтем. | Предлагают варианты формулировки общей проблемы и направлений ее решения (подтем) | Регулятивные действия: формирование навыка обнаружения и формулирования проблемы. Познавательные действия: логические универсальные действия. Личностные действия: Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин |
3.2 Определение темы учебного исследования (1 минута). | фронтальная | Задает наводящие вопросы, раздает рабочие листы для проведения исследования по трем направлениям (класс разбивается на 3 группы по колонкам). | Формулируют тему учебного исследования, получают рабочие листы с инструкцией и заданием по колонкам. | Регулятивные действия: формирование навыка целеполагания. Познавательные действия: Развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи Личностные действия: Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин |
4.Практическая работа, создание образовательного продукта (12 минут). | 1 этап –парная, 2 этап - групповая. | ▪ Поясняет практическое задание каждой группы, ▪ в случае необходимости инструктирует по вопросам ее выполнения. ▪ Помогает построить алгоритм действий для решения проблемы. | ▪ Выполняют практическое задание, ▪ с помощью наводящих вопросов, находят выход из проблемной ситуации, ▪ выводят алгоритм действий для решения проблемы. | Познавательные действия: умение самостоятельного построения алгоритма, развитие навыка логического мышления. Регулятивные действия: осмысление своих действий и самооценка. Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин |
5. Закрепление знаний, демонстрация группами образовательного продукта (12 минут). | 1 этап - групповая, 2 этап - индивидуальная. | Задает наводящие вопросы, дает словесную оценку групповой работы учащихся. | С помощью наводящих вопросов каждая группа дает устную развернутую характеристику своего исследования и его результатов, остальные учащиеся на основе результатов исследований заполняют таблицу в тетради «Форменные элементы крови» (Приложение 2) | Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Познавательные действия: формирование навыка исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей. Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 минуты). | фронтальная | Делает словесную оценку индивидуальной работы учащихся, групп, класса. | Сводят воедино результаты практической работы. Проводят самоанализ работы в группе | Личностные действия: осмысление своих действий. Регулятивные действия: самооценка. |
Информация о домашнем задании (1 минута). | фронтальная | Рассказывает о содержании домашнего задания. | Записывают в дневник, задают вопросы. | Регулятивные действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий. |
|
3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов, учащихся на уроке.
Образовательным продуктом урока является устное выступление с результатами исследовательской деятельности группы, а также заполненная на этапе обобщения и систематизации знаний таблица «Форменные элементы крови». Предметные компетенции оцениваются с использованием методики самопроверки «Сравнение с эталоном» (Приложение 4). Метапредметные компетенции предлагается оценивать с помощью следующей методики:
Самоанализ работы в группе «Мои достижения»
ученика 8 «_» класса__________________
Критерии | да | нет | частично |
Я в полной мере участвую в работе группы. | | | |
Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы. | | | |
Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне. | | | |
Я завершаю выполнение моих заданий. | | | |
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними. | | | |
Я выставляю себе отметку за урок: _____
4. Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями оценивания работы
Слайд 1
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет их готовность к уроку.
2.1 Актуализация опорных знаний
На втором этапе с учащимися организуется беседа, в результате которой формируется представление о внутренней среде организма. Вопросы для обсуждения:
-
Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?
-
К какому типу тканей можно отнести кровь?
-
Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Как вы думаете, зачем?
-
Почему количественные показатели состава крови имеют относительное постоянство?
Слайд 2
2.2 Изучение нового материала
Самостоятельная работа с текстом учебника § 14 п. 2. Заполнение схемы «Состав крови», работа со словарем рабочей тетради. Обсуждение результатов работы.
Примерные ответы учащихся:
Кровь – это соединительная ткань с большим количеством межклеточного вещества. Межклеточное вещество крови называется плазмой. В плазме во взвешенном состоянии находятся форменные элементы – клетки крови (эритроциты, лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Плазма составляет около 55-60% объема крови, форменные элементы – 40-45%. Каждая из составных частей крови выполняет жизненно важные функции: эритроциты осуществляют перенос кислорода из лёгких к тканям тела и транспорт углекислого газа в обратном направлении; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови; лейкоциты выполняют защитную функцию. Кровь имеет относительно постоянный состав, что обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма - гомеостаза. Количественные показатели состава крови могут меняться в зависимости от внешних и внутренних факторов. Очень значительные отклонения появляются во время заболеваний. Результаты проведенного анализа крови помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания.
В словарь учащиеся записывают новые термины: гомеостаз, кровь, плазма, эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, лейкоциты, кислородная емкость крови.
Постановка проблемы
Проведя исследование, ученые установили, что в плазме 5 л крови человека может раствориться около 10 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде необходимо около 200 мл в 1 мин. Какое противоречие возникает между этими данными?
-
Как организм человека получает нужное количество кислорода?
-
Каким образом в ходе эволюции животных была повышена кислородная емкость крови?
-
В каких случаях меняется состав крови?
Слайд 3 - 7
Открытие нового знания
Перед выполнением практического задания учащимся предлагается подумать, как организовать работу в парах и группе эффективнее. Этап 1 - работа в парах (темы исследования распределены по рядам:1) клиническая лаборатория, 2) врачи общей практики, 3) эволюционные биологи).
Слайд 3 КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Инструктивная карточка
Задание. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравните строение эритроцитов, их размеры и количество, результаты исследования впишите в таблицу.
Эритроциты крови человека и лягушки
Признаки | Кровь человека | Кровь лягушки |
Количество эритроцитов в поле зрения | | |
Размеры эритроцитов | | |
Наличие ядра в эритроците | | |
Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ аргументируйте.
Слайд 4-5 ЭВОЛЮЦИОННЫЕ БИОЛОГИ
Инструктивная карточка
Задание: используя знания разделов «Животные» и «Человек и его здоровье» найдите основные морфологические и функциональные различия дыхательной и кровеносной системы человека и лягушки, заполнив таблицу.
Сравнительная характеристика человека и лягушки
Признаки | Класс Земноводные (лягушка) | Класс Млекопитающие (человек) |
Покровы тела | | |
Органы дыхания | | |
Количество кругов кровообращения | | |
Количество камер в сердце | | |
Холоднокровные или теплокровные | | |
Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?
Слайд 6-8 ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Инструктивная карточка
Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу общей практики необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте.
Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
Анализ крови №X
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 12 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 8 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Анализ крови №Y
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 100г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 3,2 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 4.5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Анализ крови №Z
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 380 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 4,5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 10 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?
Этап 2 – работа в группах. Учащиеся распределяют фрагменты выводов исследования между собой так, чтобы создать и продемонстрировать свои результаты наиболее наглядно, понятно и эффективно.
Слайд 9 Обобщение и систематизация изученного материала
Выступление команд согласно теме исследования, демонстрация образовательного продукта.
Группа № 1 «Клиническая лаборатория»
Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода?
Вывод:
Красные кровяные клетки человека и лягушки отличаются формой и размером. Эритроциты крови лягушки овальной формы, имеют крупные размеры и содержат ядро, а эритроциты крови человека – безъядерные клетки, имеющие малый размер и двояковогнутую форму. Такая увеличенная поверхность (за счет двояковогнутой формы) поглощает больше кислорода, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки. Следовательно, эритроциты крови человека способны переносить больше кислорода, чем эритроциты крови лягушки.
Группа № 2 «Эволюционные биологи»
Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?
Вывод:
Эволюция кровеносной системы шла в направлении ее усложнения: количество камер в сердце увеличивалось, артериальная кровь была изолирована от венозной. Ткани и органы стали получать чистую артериальную кровь, богатую кислородом, что привело к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой стало хватать не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела организма. Потребности в кислороде повышались по мере усложнения уровня организации живых организмов, поэтому количество эритроцитов в крови возросло за счет утраты ядра клетками и уменьшения их размеров.
Группа № 3 «Врачи общей практики»
Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?
Вывод:
В отличие от эритроцитов, лейкоциты более крупные ядерные клетки, выполняющие защитную функцию. Так как иммунные клетки начинают интенсивно размножаться при возникновении очагов заражения в организме, то численность лейкоцитов колеблется в зависимости от функционального состояния организма. Эритроциты выполняют жизненно важную функцию – доставляют кислород к клеткам органов и тканей; потребность организма в транспорте газов очень высокая, следовательно, численность эритроцитов в крови так же стабильно высокая.
Ребята, давайте вспомним формулировку проблемы, поставленной перед началом ваших исследований.
Эталон ответа на проблемный вопрос урока:
Если кровь не обеспечивает потребностей организма человека в кислороде, связывая его физически, т.е. растворяя в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений транспортировать его к тканям. Такие химические вещества называются дыхательными пигментами, среди которых самым распространенным является гемоглобин. Повышая концентрацию гемоглобина в крови можно увеличить кислородную емкость крови.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Осуществляется в форме итоговой беседы. Вопросы для обсуждения:
-
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
-
Где и когда вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Примерные ответы учащихся:
-
Сегодня на уроке мы познакомились с составом крови человека. Выяснили, что форменные элементы крови выполняют в организме жизненно-важные функции. Доказали, что кислородная емкость крови земноводных и млекопитающих различна, из-за особенностей строения эритроцитов. Определили, что изменения количественных показателей состава крови напрямую зависит от функционального состояния организма.
-
Полученные знания нам пригодятся при беседе с лечащим врачом, в случае заболевания.
Урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке по оценочной таблице.
Информация о домашнем задании
Библиография
-
Андреева Н.Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.
-
Андреева Н.Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Рабочая тетрадь № 1: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева, Н.Ф. Бодрова. - М.: Мнемозина, 2013. – 80 с.
-
Бодрова Н.Ф. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Бодрова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 240 с.
-
Бруновт Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя/ Е.П. Бруновт, Г.Я. Малахова, Е.А. Соколова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
-
Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека: задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 111 с.
-
Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч.1. – Саратов, «Лицей», 1997. - 64с.
Приложение 1
Схема «Состав крови»
Приложение 2
Признаки | Форменные элементы крови |
эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
Особенности строения | | | |
Функции | | | |
Количество в 1 мм3 | | | |
Место образования | | | |
Продолжительность жизни | | | |
Таблица «Форменные элементы крови»
Приложение 3
Эталоны таблиц
Эритроциты крови человека и лягушки
Признаки | Кровь человека | Кровь лягушки |
Количество эритроцитов в поле зрения | _ шт. | _ шт. |
Размеры эритроцитов | мелкие | крупные |
Наличие ядра в эритроците | нет | есть |
Сравнительная характеристика человека и лягушки
Признаки | Класс Земноводные (лягушка) | Класс Млекопитающие (человек) |
Покровы тела | голая кожа богатая железами | кожа + волосяной покров |
Органы дыхания | легкие + кожа | легкие |
Количество кругов кровообращения | 2 | 2 |
Количество камер в сердце | 3 | 4 |
Холоднокровные или теплокровные | холоднокровные | теплокровные |
Анализ крови №X Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 12 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 8 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Анализ крови №Y Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 100г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 3,2 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 4.5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Анализ крови №Z Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 380 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 4,5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 10 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Приложение 4
Таблица «Форменные элементы крови»
Признаки | Форменные элементы крови |
эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
Особенности строения | Безъядерные клетки, имеющие форму двояковогнутого диска, содержащие гемоглобин | Бесцветные клетки, содержащие ядро | Кровяные пластинки неправильной формы без ядра |
Функции | Транспортная (переносит О2 и СО2) | Защитная (фагоцитоз, выработка антител) | Свертывание крови |
Количество в 1 мм3 | До 5 миллионов | 4-9 тыс. | 180-320 тыс. |
Место образования | Красный костный мозг | Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка | Красный костный мозг |
Продолжительность жизни | 120 дней | Несколько дней - годы | Около 8 дней |
Презентация к уроку