СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Культура и быт России в XIV - XVI веках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для 10 класса с использованием компьютерных технологий. Учащиеся знакомятся с достижениями русской культуры XIV-XVI вв.,характеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Культура и быт России в XIV - XVI веках»»

Тема урока: «Культура и быт России в XIV - XVI веках»

/урок с использованием компьютерных технологий/

Цель урока: выявить особенности развития культуры России XIV-XVI вв.

Задачи урока:

  • Предметная  учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры XIV-XVI вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;

  • Метапредметная. Ученики развивают навык самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работы с документами и текстом учебника. Учатся формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки работы с историческими экспонатами.

  • Личностная. Учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Планируемы результаты:

Предметные УУД: Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать и высказывать собственное мнение, суждения;

Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные УУД: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Цель урока: Углубить знания, умения и навыки учащихся по теме

«Культура и быт в XIV - XVI веках».

Тип урока: комбинированный урок

Основные понятия: жития, хождения, икона, сказания, фреска,«Хронограф», Четии Минеи.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор;

2.. Презентация, выполненная в программе Power Point;

3. ДМК: рабочий лист №1, №2;

4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;

Предварительная подготовка: учащиеся получили предварительное задание, над которым работали в группах по направлениям - литература, фольклор; подбирали материал на заданную тему, составляли презентации.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

  1. Фольклор

  2. Литература

  3. Зодчество. Живопись.

4. Быт.

6. Выводы по уроку.

V. Рефлексия.

VI. Задание на дом.





































Ход урока:

I. Организационный момент.

Чудесный день!

И настроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Рефлексия на эмоциональное состояние

II.





Актуализация знаний.


Иван сын Василия - первый наш царь -

 Отмечен в скрижалях истории "Грозным".

Жестоким тираном был сей государь,

И прозвищем этим недаром он прозван.

Работа с картинкой (задание на основе анализа произведений живописи – кейс-технология)

Какое событие 16 века запечатлено на этой картине?

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"слайд 1

Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?

Примерный ответ:

  • Во-первых, банальная случайность. Ни для кого не секрет, что Грозный обладал устрашающим нравом. На тот момент он как раз ввязался в войну с Ливонским орденом, однако чуть позже был подписан договор о перемирии, согласно которому Русь должна была пожертвовать некоторыми своими землями. У царевича нрав был тоже не простой и ему совсем не хотелось делиться своим земельным богатством, о чем он тут же сообщил отцу. Однако тот со злости ударил его посохом, но не рассчитал силу удара, что привело к гибели молодого человека.

  • Во-вторых, намеренное убийство. Царевич пришел к отцу обсудить договор о перемирии, однако между ними завязалась ссора, в результате чего Грозный намеренно ударил своего отпрыска, поскольку тот ему перечил.

Иван Грозный тиран или реформатор?

Я считаю, что он успел побывать и тем, и другим. Во-первых, стоит отметить, что Иван Грозный правил 50 лет – дольше всех монархов в истории России. И по-разному себя вел в разные периоды жизни. Молодого царя, например, называли милосердным и благочестивым монархом. В то время он правил вместе с Избранной Радой бояр. Большинство позитивных для страны реформ он провел именно в этот период.

Перелом произошел, когда умерла любимая жена царя Анастасия. Говорят, молодой царь не мог найти себе места от горя: он стал подозревать свое окружение в том, что они отравили царицу. История указывает, что он имел на это основания… С этого момента Иван показал себя совсем другим: мстительным, жестоким, карающим. Царь стал проводить массовые казни по одному лишь подозрению, а Избранную Раду, разумеется, разогнал.

Иван Грозный… Тиран или реформатор? Я считаю так: реформатор, ставший тираном на горе всей стране, всему народу, добившись неограниченной власти.

Характер первого русского царя складывался в годы интриг, убийств и борьбы за власть враждующих бояр. ухе в юности он безжалостно расправляется с неугодными людьми из своего окружения.

В припадке гнева он убивает своего старшего сына. Осознав содеянное его охватывает ужас. Репин изобразил тот момент, когда в тиране пробуждается человек, ощутив свое отцовское горе, он старается помочь своему сыну.


Учитель: оценки личности и деятельности Ивана Грозного начали формироваться еще при жизни царя. Споры о нем не умолкают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, реформатор, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.


II. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

-- Мы продолжаем изучать историю Руси в 14-16 вв.

На основе работы по картине в начале урока и коллажа предположите, о чём пойдет речь на уроке, давайте вместе определим тему ? слайд №2 . Сформулируйте ее. «Культура и быт России в XIV - XVI веках» /слайд №3 .

Какие цели мы должны поставить перед собой

- рассмотреть, как развивалась русская культура в 14 - 16 вв., определить какие факторы повлияли на ее развитие; а также рассмотреть какие же изменения произошли в быту русского человека в данный период.

Проблемный вопрос: Какие основные идеи внутренней политики нашего государства 14-16 веков нашли отражение в развитии культуры данного периода? Особенности развития русской культуры?

План нашего сегодняшнего урока: фольклор, литература, зодчество, живопись, быт. /слайд №4/.

Основные понятия нашего сегодняшнего урока перед вами (на доске). А также на уроке вам помогут рабочие листы, которые лежат у вас на партах. Возьмите , пожалуйста рабочий лист № 1.

Давайте подумаем какие события и явления оказали влияние на формирование культуры России 14-16 веков. . /слайд №5/

.(самодержавие, патриотизм, создание единого государства, христианство)

-- Все эти события, отразились на развитии, русской культуры в 14 - 16 вв

-- Урок провести мне сегодня помогут учащиеся, которые работали в группах по направлениям.

Слушая внимательно материал сегодняшнего урока, вам нужно будет самостоятельно заполнить рабочий лист № 2.




1. -- Первый пункт нашего урока «Фольклор» /слайд 6/ и я представляю слово группе учащихся, которые работали в этом направлении.

Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.

Устное народное творчество - песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в прошлые века, были составляющей частью русской культуры, и отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Фольклор пронизан любовью авторов (часто безымянных) к своей многострадальной земле, в нем отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы.

В былинах отражаются факты древнерусской истории, более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: например, битва на Калке , победа на поле Куликовом поле /слайд 7/ . В былинах о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, рассказывается о схватках со степняками. Былины о Василии Буславе и Садко воспевают Новгород /слайд 8/ с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны, отражают идею могущества и величия Новгорода. Складывались былины об Илье Муромце, /слайд 9/ олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях русской земли.

К этому периоду относится появление нового жанра фольклора — исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальности, чем в былинном эпосе. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя, песни полны воспоминаний о восстании против Орды. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда. В песне довольно точно изображен ход восстания в Твери (1327 г.), историческая песнь об Авдотье Рязаночке воспевает простую горожанку, которая спасает из полона жителей Рязани и заново возрождает город(слайд 10).

Исторические песни полны воспоминаний о восстаниях против Орды.

Фольклор XVI в. В полной мере отразил героев той бурной поры

Любимым героем сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.(слайд 11). В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного.

  • Объяснение крылатых выражений

Объясните: что означает крылатое выражение и его историю (индивидуальное или групповое)

И КОНЦЫ В ВОДУ

Во времена Ивана Грозного, убивали без разбора, без суда и следствия. Иногда это приобретало такой размах, что даже сам царь Иван Грозный приходил в недоумение. При этом, чтоб поменьше народу знало о его злодеяниях, трупы людей ночью выбрасывали в реку. Течение относило тела далеко от места преступления. Так что, концы в воду, обозначало убрать следы преступлений, чтоб никто ничего не знал.




КАЗАНСКАЯ СИРОТА

В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. 

ФИЛЬКИНА ГРАММОТА

Автором его был царь Иван Грозный. Для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.

Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.

В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.

Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

-Вывод: В 14-16 веках русский народ вел борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Что и отразилось в устном народном творчестве. Многие народные поэтические произведения на тему: «борьба против ордынского ига», вошли в переработанном виде в письменную литературу.

2.-- Переходим к следующему пункту нашего сегодняшнего урока - «Литература» /слайд 12/. О развитии литературы в данный период нам расскажут учащиеся, которые работали в этом направлении.

Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.


В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. Основная тема — нашествие татар, борьба с ними, защита родной земли, бесстрашие а борьбе с ее врагами, захватчиками. Одним из литературных жанров в 14 - 15 веках были «жития» /слайд 12/ - это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях церкви. Их героями становились личности, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских людей. Многих из них церковь причисляла к лику святых. Большое распространение получают жития святых. В конце 13 века появилось «Житие святого Александра Невского» /слайд 13/ , которое рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти. Александр Невский изображен идеальным правителем; храбрым, мужественным, умным, смышленым.

В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», -основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сергий Радонежский изображается глубоко религиозным человеком, для которого высшее счастье - вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли.


Распространенным литературным жанром того времени были воинские повести. В них рассказываюсь о деятельности реальных исторических лиц, о конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность получили «Повесть о разорении Рязани Батыем», о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага..

Победа на поле Куликовом в 1380 г. привела к необычайному подъему в настроениях русских людей, придала уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называемый цикл произведений о Куликовской битве. Особую популярность в это время обрели сказания -это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Подробно рассказывается о Куликовской битве в «Сказании о Мамаевом побоище» , которое написано, вероятно, по свидетельствам очевидцев. К концу 14 века относится знаменитая поэма Софония Рязанца «Задонщина», где автор повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, о ходе и результатах битвы.

Уникальным памятником литературы является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. Тоска по Родине все чаще охватывает купца, хотя он помнит годы страшной феодальной войны: «Русская земля да будет Богом хранима, -пишет он. - На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы». Данный литературный памятник отражает расширение политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами.

В различных политических центрах Руси продолжает развиваться летописание.. Одним из наиболее древних памятников - Троицкая летопись, которая была составлена в 1408 г. -это первый общерусский летописный свод.. В " Московской летописи"1479 года. отражена идея единства Руси, ведущая роли Москвы в объединении русских земель в борьбе с Ордой.

16 век. "Сказание о князьях Владимирских". В основе сказан я две легенды. Первая утверждает, что московские князья - потомки императора Августа. Вторая повествует о том, что Константин Мономах передал князю Владимиру свой титул.

Следующий литературный жанр - публицистика.

Самый известный публицист 16 века - Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному предложил проект реформ, укрепляющих власть царя.

Андрей Курбский "История о великом князе Московском". посланиях Ивану Грозному изложил идеи о такой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения.

Особое место в русской средневековой литературе занимает «Хронограф» 1512 года сборник всемирной истории с включением в нее сведений из русской истории.

"Четь Минеи" "Четьими" на Руси называли книги, предназначенные для чтения. "Минеи"- сборники, где все произведения распределены по месяцам и датам, в которые рекомендовано их читать


Учитель: Со второй половины 14 века в русских землях наметился общий подъем, начало восстанавливаться хозяйство. Благодаря хозяйственному подъему увеличить потребности в деловых записях. В 14 веке началось использование бумаги, вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекло за собой ускорение письма, на стоглавом соборе 1551 года было решено открыть училища в Москве и других городах при монастырях и церквях. Крупным событием культуры 16 века стало создание книгопечатания в 1564 году. первая печатная книга "Апостол". Среди первых русских изданий выделяется "Домострой", содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр.

".(слайд № 13)

Грамотные люди нужны были не только в управлении , приказах, нужны они были и в строительстве.

3. Переходим к третьему и четвертому пункту урока «Зодчество" и "Живопись".

Учитель. сопровождаентся видеопрезентацией

В начале 14 века на Руси возобновляется каменное строительство. Русская земля украшалась белокаменными храмами и каменные крепости. Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика. Основным строительным материалом оставалось - дерево. В Новгороде построены небольшие по размерам храмы, украшенные резьбой. К числу таких памятников относятся церковь Спаса на Ильине улице (1374) и церковь Федора Стратилата (1360).

Псковские зодчие достигли больших успехов в крепостном строительстве.

Ко второй половине 14 века относится начало каменного строительства в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле были построены первые не дошедшие до нашего времени каменные сооружения Московского Кремля.

При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные кремлевские стены . В правление Ивана III огромное значение обретает развитие московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1480 году был создан краснокирпичный Московский Кремль.

Возведение Успенского собора поручили итальянцу Аристотелю Фиораванти. Образцом послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский памятник имеет более строгий и торжественный вид. Замысел этого сооружения принадлежал Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь венчали на царство, собирались Земские соборы, объявляли важнейшие государственные решения.

В 1505-1509 гг. на соборной площади под руководством итальянца из Милана Алевиза Нового была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор . Однако кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий.

Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату / (1487-1491). Снаружи была выложена белыми граненными камнями, от которых и получила свое название. Палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, своды которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб. Грановитая палата предназначалась для торжественных государственных приемов и праздников.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Восьмерик на крестообразном основании. Перекрытие в виде шатра, многоглавие, ассиметричность. Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенское (1532).

Покровский собор или собор Покрова, «что на рву» на Красной площади, более известный под народным названием «Василия Блаженного» (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 г. Казани.

4.Живопись

Общий подъем духовной жизни Руси в 14-16 вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской живописи. В это время достигают расцвета местные художественные школы. Успешно развивалась новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Он приехал из Византии в 70-х гг. 14 века уже зрелым живописцем и работал сначала в Новгороде, а потом в Москве. Феофаном Греком была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Даниилом Черным - фрески московской церкви Рождества Богородицы (1395 г.) и Архангельского собора (1399).

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась Московская художественная школа. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись, достигли в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева . Он родился около 1360 г., стал монахом Троице -Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком Рублев расписывал фресками еще деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. В дальнейшем Андрей Рублев стал наиболее известным. Его вместе с Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире (1408), затем Троицкий собор в Троице - Сергеевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Творчество Андрея Рублева высоко ценили. По словам современников, он «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».

Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона «Троица»/ , написанная в 1420-е гг. для иконостаса Троицкого собора в Троице - Сергиевом монастыре, в память о Сергии Радонежском. На иконе изображен рассказ из Ветхого Завета Библии о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трех путников. Замечательные произведения, созданные Андреем Рублевым, сохранились в Успенском соборе города Владимира, кисти Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом посаде. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублева.

Традиции Андрея Рублева продолжал Дионисий - крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 — начала 16 века был бывший князь, ставший монахом.. Он написан часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля, является автором нескольких сохранившихся икон и росписей Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

Какие новые черты появились в архитектуре Руси?(шатровый стиль, крепостное строительство)

Какие новые черты появились в живописи Руси?

В конце 14 - начале 16 века а Москве складывается русская национальная школа живописи.

В живописи данного периода как мы сейчас увидели отражались идеи единства, гуманности.

Живописцы обращались к внутреннему миру человека, (пронизывают общечеловеческие идеи)

Что такое фреска?( живопись по сырой штукатурке)

Икона?( священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.)

Учитель: В целом иноземцы - художники, архитекторы, ремесленники оказали значительное влияние на формирование русской культуры в этот период. Но не меньшим мастерством отличались и творения русских мастеров. Москва принимала облик величавой и царственной столицы. Разгром Византии усилило значение Московской Руси как центра православия. И тем самым происходит освобождение от Византийского влияния на русскую культуру. Московский Кремль, как парадная резиденция русских великих князей, как бы воплотил в себя и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Московского государства.

.

5. Мы переходим к последнему пункту нашего сегодняшнего урока - «быт»

Найдите в учебнике стр.242-243 самостоятельная работа

Ответить на вопрос 7.

Чем различался быт царей, бояр и простолюдинов?

Быт царей XVI-XVII была очень роскошной. Резиденция царя находилась в Коломенском в Подмосковье. За одеждой и постелью царя ведал Постельный приказ. И естественно у него была свой участок.

Быт бояр был не менее роскошнее царей, но все было по доходу каждого боярина. Боярин мог себе построить дом либо из камня или деревянный двухэтажный дом. Жили немного скромнее чем царь. Была печка. Был также свой участок.

Быт простолюдинов естественно был далеко не роскошным. Вместо печной трубы была проделана дыра в крыше и все выходило туда из-за этого стены все было закопчены. Вместо стекол, окна были покрыты рыбьими пузырями. Была одна большая лавка


Городской и сельский быт?

Почему? (Проявляется имущественное различие)

Проверка ответа на вопрос урока.


Идеи.

1. Идея национального объединения.

2.Идея укрепления государства.

3. Идея образования единой народности.

1. Освобождение от Ордынского владычества.

2. Укрепление мощи российского государства.



«Особенности русской культуры в XIV - XVI вв.»

1. Начинается культурное возрождение Руси.

2. Начинается постепенное преодоление культурной разобщенности..

3 Начинается .возрождение единой русской культуры.

4.Развитие культурных контактов с другими странами.

5. Преобладание героической тематики.

6.Проявление интереса к человеку и его внутреннему миру.

  1. Вывод по уроку.

-- Попробуйте сами сделать вывод к нашему сегодняшнему уроку.

-- Сегодня на уроке мы познакомились с темой «Культура и быт в XIV - XVI вв.». Рассмотрели как развивалась русская культура в данный период на примере фольклора, литературы. зодчества, живописи; а так же рассмотрели быт русских людей в 14 - 16 вв. Выделили особенности русской культуры в данный период, познакомились с главными достижениями культуры, с яркими представителями, чьи имена прославились и вошли на страницы истории нашей страны.

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.


Рефлексия.

Выставление оценок.

Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.

Работать с вами мне было интересно.

V. Домашнее задание: п. 33 Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд №21) Спасибо за работу!



























Рабочий лист №1:

1. Тема учебного занятия: ___________________________________________


2. Многообразие понятия культура:

а) Культура - часть истории народа;

б) Культура - исторически развивающаяся многослойная система, созданных человеком материальных и культурных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала человека и общества.

в) Культура - исторически определённый уровень развития общества и творческих сил.

3. События и явления, оказавшие влияние на развитие и формирование культуры XIV - XVI века:

а) самодержавие;

б) христианство;

в) становление единого государства;

г) личность Ивана Грозного;

д) опричный террор;

е) патриотизм;

ж) язычество;

з) национальная гордость;

и) климат.

Впишите выбранные вами ответы в пустые ячейки схемы:






Вывод общий:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________





Рабочий лист №2:

«Русская культура XIV- XVI в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

1. Фольклор





















2. Литература























3.Зодчество

















4. Живопись


























5. Быт