11 класс. Литература.
Тема: «Литературный ринг» по итогам I полугодия.
Цели: повторение и систематизация учебного материала за курс I полугодия 11 класса;
- расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся;
- развитие познавательного интереса к литературе, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить;
- формирование навыка выполнения творческого задания;
- развитие связной речи;
- развитие творческих способностей уч-ся, их интереса к литературе;
- воспитание культуры речи, любви к русской литературе, терпимости к различным точкам зрения, уважения к соперникам.
- воспитание чувства коллективизма, ответственности, настойчивости в достижении поставленных целей.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организация класса. Краткое вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это урок-игра, урок-соревнование, литературный ринг. Оружие, которым вы будете на нем сражаться – это ваши знания по литературе, знания, которые вы накопили за этот год. Поэтому учебной целью этого урока и будет их повторение и систематизация учебного материала по литературе за I полугодие.
II. «Литературная разминка». Вопросы к противникам (ответы даются по очереди):
- В каком городе родился А.С.Пушкин?
- Кто подарил Н.В.Гоголю сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора»?
- Кто автор «Повестей Белкина»?
- Как в литературоведении называется противопоставление?
- Назовите роды художественной литературы.
- Элементами чего являются завязка, кульминация и развязка художественного произведения?
- Кто был ранен на дуэли в романе «Отцы и дети»?
- Какое произведение Н.В.Гоголя можно назвать «исторической повестью»?
- К какому роду литературы относится жанр рассказа?
- Расцвет какого направления в литературе приходится на середину-конец XIX века?
III. Работа по теме урока. "Состязание на литературном ринге".
I раунд.
Задание: зачеркнуть «четвертое лишнее».
1 уч. Сравнение, афоризм, метафора, олицетворение;
Синоним, антоним, аноним, омоним;
Пейзаж, гротеск, сарказм, ирония;
2 уч. Частушка, сказка, поэма, былина;
Пушкин, Ломоносов, Тютчев, Некрасов;
«Сорочинская ярмарка», «Невский проспект», «Ревизор», «Записки охотника».
II раунд.
Задания: напротив литературных героев впишите названия художественных произведений, из которых они взяты:
1 уч. Андрей Штольц
Аркадий Кирсанов
Кулигин
2 уч. Тихон Кабанов
Ольга Ильинская
Фенечка
III раунд.
Задание: Подчеркнуть произведения М.Ю. Лермонтова (1 уч):
«Война и мир», «Господа Головлевы», «Невский проспект», «Гробовщик», «Беприданница», «Отцы и дети», «Дума», «Смерть чиновника», «Горе от ума», «Попрыгунья», «Родина», «Обыкновенная история», «Герой нашего времени», «Я помню чудное мгновенье…», «Бородино», «Поэт и Гражданин».
Подчеркнуть произведения А.С.Пушкина (2 уч.):
«Анна Каренина», «История одного города», «Нос», «Пиковая дама», «Гроза», «Что делать?», «Песнь о вещем Олеге», «Ионыч», «Недоросль», «Душечка», «Моцарт и Сальери», «Бедные люди», «Капитанская дочка», «Слово о полку Игореве», «Смерть поэта», «Записки охотника», «Кому на Руси жить хорошо?».
IV раунд.
Задание: назвать авторов и названия произведений, из которых взяты следующие афоризмы:
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан –
(НЕКРАСОВ СТИХОТВОРЕНИЕ "ПОЭТ И ГРАЖДАНИЕ")
Глаголом жги сердца людей –
(ПУШКИН СТИХОТВОРЕНИЕ "ПРОРОК")
Есть еще порох в пороховницах
(ГОГОЛЬ "ТАРАС БУЛЬБА")
Кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали –
(ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА")
Мы все учились понмногу чему-нибудь и ка-нибудь –
(ПУШКИН "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН")
Богатыри – не вы! –
(ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО")
V раунд.
Задание: узнайте героя по его портрету:
1 уч. «… не была красавицей, то есть не было белизны в ней, ни яркого колорита губ и щек, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и раммонии. Нескольку высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом.»
(ОЛЬГА "ОБЛОМОВ")
2 уч. «… человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как живое серебро…»
(ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ "ОТЦЫ И ДЕТИ")
VI раунд.
Викторина:
- Многие писатели совмещали литературное творчество с другой деятельностью, и сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете профессии писателей.
Вопросы:
- Кто из писателей был талантливым дипломатом? (А.С.Грибоедов)
- Кто из писателей был реформатором русского языка и литературы и учёным, сказавшим своё слово почти во всех науках? (М.В.Ломоносов)
- Кто из писателей более 30 лет проработал библиотекарем? (И.А.Крылов)
- Кто из писателей был по профессии врачом, и назовёт два самых известных врача русской литературы. (А.П.Чехов)
- Кто из писателей совмещал литературное творчество с военной службой и, несмотря на желание её оставить, так и не ушёл в отставку? (М.Ю.Лермонтов)
- Кто из писателей тоже был пленён театром, имел талант комического актёра, но так и
не смог стать артистом? (Н.В.Гоголь)
VII раунд.
Конкурс «Теория литературы»
1.Стихотворное произведение со сказочным, фантастическим или историческим сюжетом. Часто рассказывает о каком-то таинственном или загадочном происшествии. (Баллада)
2. Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? Н-р: Могучая туча.
3. Слово в переносном значении. (Метафора)
4. Перенесение признаков живого существа на неодушевлённый предмет. (Олицетворение)
5. Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (при помощи союзов как, будто, точно, словно).
6. Драматическое произведение, изображающее исключительно острые жизненные конфликты и чаще всего завершающееся гибелью героя. (Трагедия)
VIII раунд.
«Литературный калейдоскоп»
- Вам предлагаются названия произведений, а вы должны будете назвать их жанры и их авторов.
Произведения Жанры Авторы
«НЕДОРОСЛЬ» КОМЕДИЯ Д.И.ФОНВИЗИН
«МЦЫРИ» ПОЭМА М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
«ТАРАС БУЛЬБА» ПОВЕСТЬ Н.В.ГОГОЛЬ
«СВЕТЛАНА» БАЛЛАДА В.А.ЖУКОВСКИЙ
«ВОЛК И ЯГНЁНОК» БАСНЯ И.А.КРЫЛОВ
«БЕСПРИДАННИЦА» ДРАМА А.Н.ОСТРОВСКИЙ
«ГАМЛЕТ» ТРАГЕДИЯ В.ШЕКСПИР
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» РОМАН В СТИХАХ А.С.ПУШКИН
Дополнительные вопросы:
- За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ?
(Михаил Юрьевич Лермонтов в 1837 году написал стихотворение "смерть поэта",в котором обвинил в гибели Пушкина императорский двор.За это стихотворение по личному приказу царя Лермонтов был сослан на Кавказ в Пятигорск)
- На берегу какой реки происходит действие в драме Островского «Гроза»? (Волги)
- Чем заразился Базаров: оспой, холерой, тифом?
- С каким литературным героем ассоциируется слова «диван» и «халат»? (Обломов)
- Кем по национальности был отец Штольца? (немец)
- Как именовал себя Базаров? (нигилист)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
6