СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Литературный ринг» по итогам I полугодия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и систематизации учебного материала за курс I полугодия 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Литературный ринг» по итогам I полугодия.»

11 класс. Литература.

Тема: «Литературный ринг» по итогам I полугодия.

Цели: повторение и систематизация учебного материала за курс I полугодия 11 класса;

- расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся;

- развитие познавательного интереса к литературе, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить;

- формирование навыка выполнения творческого задания;

- развитие связной речи;

- развитие творческих способностей уч-ся, их интереса к литературе;

- воспитание культуры речи, любви к русской литературе, терпимости к различным точкам зрения, уважения к соперникам.

- воспитание чувства коллективизма, ответственности, настойчивости в достижении поставленных целей.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организация класса. Краткое вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это урок-игра, урок-соревнование, литературный ринг. Оружие, которым вы будете на нем сражаться – это ваши знания по литературе, знания, которые вы накопили за этот год. Поэтому учебной целью этого урока и будет их повторение и систематизация учебного материала по литературе за I полугодие.

II. «Литературная разминка». Вопросы к противникам (ответы даются по очереди):

- В каком городе родился А.С.Пушкин?

- Кто подарил Н.В.Гоголю сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора»?

- Кто автор «Повестей Белкина»?

- Как в литературоведении называется противопоставление?

- Назовите роды художественной литературы.

- Элементами чего являются завязка, кульминация и развязка художественного произведения?

- Кто был ранен на дуэли в романе «Отцы и дети»?

- Какое произведение Н.В.Гоголя можно назвать «исторической повестью»?

- К какому роду литературы относится жанр рассказа?

- Расцвет какого направления в литературе приходится на середину-конец XIX века?

III. Работа по теме урока. "Состязание на литературном ринге".

I раунд.

Задание: зачеркнуть «четвертое лишнее».

1 уч. Сравнение, афоризм, метафора, олицетворение;

Синоним, антоним, аноним, омоним;

Пейзаж, гротеск, сарказм, ирония;

2 уч. Частушка, сказка, поэма, былина;

Пушкин, Ломоносов, Тютчев, Некрасов;

«Сорочинская ярмарка», «Невский проспект», «Ревизор», «Записки охотника».

II раунд.

Задания: напротив литературных героев впишите названия художественных произведений, из которых они взяты:

1 уч. Андрей Штольц

Аркадий Кирсанов

Кулигин



2 уч. Тихон Кабанов

Ольга Ильинская

Фенечка



III раунд.

Задание: Подчеркнуть произведения М.Ю. Лермонтова (1 уч):

«Война и мир», «Господа Головлевы», «Невский проспект», «Гробовщик», «Беприданница», «Отцы и дети», «Дума», «Смерть чиновника», «Горе от ума», «Попрыгунья», «Родина», «Обыкновенная история», «Герой нашего времени», «Я помню чудное мгновенье…», «Бородино», «Поэт и Гражданин».

Подчеркнуть произведения А.С.Пушкина (2 уч.):

«Анна Каренина», «История одного города», «Нос», «Пиковая дама», «Гроза», «Что делать?», «Песнь о вещем Олеге», «Ионыч», «Недоросль», «Душечка», «Моцарт и Сальери», «Бедные люди», «Капитанская дочка», «Слово о полку Игореве», «Смерть поэта», «Записки охотника», «Кому на Руси жить хорошо?».

IV раунд.

Задание: назвать авторов и названия произведений, из которых взяты следующие афоризмы:

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан –

(НЕКРАСОВ СТИХОТВОРЕНИЕ "ПОЭТ И ГРАЖДАНИЕ")

Глаголом жги сердца людей –

(ПУШКИН СТИХОТВОРЕНИЕ "ПРОРОК")

Есть еще порох в пороховницах

(ГОГОЛЬ "ТАРАС БУЛЬБА")

Кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали –

(ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА")

Мы все учились понмногу чему-нибудь и ка-нибудь –

(ПУШКИН "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН")

Богатыри – не вы! –

(ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО")

V раунд.

Задание: узнайте героя по его портрету:

1 уч. «… не была красавицей, то есть не было белизны в ней, ни яркого колорита губ и щек, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и раммонии. Нескольку высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом.»

(ОЛЬГА "ОБЛОМОВ")

2 уч. «… человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как живое серебро…»

(ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ "ОТЦЫ И ДЕТИ")

VI раунд.

Викторина:

- Многие писатели совмещали литературное творчество с другой деятельностью, и сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете профессии писателей.

Вопросы:

- Кто из писателей был талантливым дипломатом? (А.С.Грибоедов)

- Кто из писателей был реформатором русского языка и литературы и учёным, сказавшим своё слово почти во всех науках? (М.В.Ломоносов)

- Кто из писателей более 30 лет проработал библиотекарем? (И.А.Крылов)

- Кто из писателей был по профессии врачом, и назовёт два самых известных врача русской литературы. (А.П.Чехов)

- Кто из писателей совмещал литературное творчество с военной службой и, несмотря на желание её оставить, так и не ушёл в отставку? (М.Ю.Лермонтов)

- Кто из писателей тоже был пленён театром, имел талант комического актёра, но так и

не смог стать артистом? (Н.В.Гоголь)

VII раунд.

Конкурс «Теория литературы»

1.Стихотворное произведение со сказочным, фантастическим или историческим сюжетом. Часто рассказывает о каком-то таинственном или загадочном происшествии. (Баллада)

2. Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? Н-р: Могучая туча.

3. Слово в переносном значении. (Метафора)

4. Перенесение признаков живого существа на неодушевлённый предмет. (Олицетворение)

5. Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (при помощи союзов как, будто, точно, словно).

6. Драматическое произведение, изображающее исключительно острые жизненные конфликты и чаще всего завершающееся гибелью героя. (Трагедия)

VIII раунд.

«Литературный калейдоскоп»

- Вам предлагаются названия произведений, а вы должны будете назвать их жанры и их авторов.

Произведения Жанры Авторы

«НЕДОРОСЛЬ» КОМЕДИЯ Д.И.ФОНВИЗИН

«МЦЫРИ» ПОЭМА М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

«ТАРАС БУЛЬБА» ПОВЕСТЬ Н.В.ГОГОЛЬ

«СВЕТЛАНА» БАЛЛАДА В.А.ЖУКОВСКИЙ

«ВОЛК И ЯГНЁНОК» БАСНЯ И.А.КРЫЛОВ

«БЕСПРИДАННИЦА» ДРАМА А.Н.ОСТРОВСКИЙ

«ГАМЛЕТ» ТРАГЕДИЯ В.ШЕКСПИР

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» РОМАН В СТИХАХ А.С.ПУШКИН



Дополнительные вопросы:

- За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ?

(Михаил Юрьевич Лермонтов в 1837 году написал стихотворение "смерть поэта",в котором обвинил в гибели Пушкина императорский двор.За это стихотворение по личному приказу царя Лермонтов был сослан на Кавказ в Пятигорск)

- На берегу какой реки происходит действие в драме Островского «Гроза»? (Волги)

- Чем заразился Базаров: оспой, холерой, тифом?

- С каким литературным героем ассоциируется слова «диван» и «халат»? (Обломов)

- Кем по национальности был отец Штольца? (немец)

- Как именовал себя Базаров? (нигилист)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.





6