Тема: М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
Цели:
Образовательные:
-расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;
-познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
-закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;
-формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
Развивающие:
-развивать речь учащихся;
-развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
-способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
-развивать умение работать в парах;
-способствовать развитию информационной культуры детей.
-развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
-развивать логического мышления;
-развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;
-развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
-воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к историческому прошлому своей страны;
- прививать любовь к художественному слову.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); раздаточные карточки со справочным материалом и с заданиями, презентация, аудиозапись стихотворения «Бородино» в исполнении В.Баринова, историческая справка.
Ход урока
Мотивационный этап
-Добрый день, ребята!
-Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
О ком сегодня пойдет разговор попробуйте догадаться из стихотворения: Слайд 1
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Поэт на портрете совсем еще маленький, Слайд 2
Но взглядом пронзительным смотрит на нас.
- О ком пойдет речь? (о М.Ю.Лермонтове) Слайд 3
-Как вы думаете, чем еще мы будем сегодня заниматься на уроке? (познакомимся с новым для нас произведением М.Ю.Лермонтова)
-Совершенно верно! Но для начала я хотела ознакомить вас с жизнью М.Ю.Лермонтова:
Биография М.Ю.Лермонтова. (1814 – 1841).
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой. Слайд 4. Невесёлым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и славный голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трёх лет… Ему было одиноко. Воспитанием маленького Миши занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Слайд 5. Детские годы будущего поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшей бабушке.
В 14-летнем возрасте, переехав в Москву, М.Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, при котором была превосходная библиотека, где по вечерам воспитанники читали свои сочинения, обсуждали прочитанное.
В 1830 году он был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Всё это время он занимался литературой, писал стихи. После окончания школы Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарского полка, затем в драгунском полку, расположенном на Кавказе.
В 1841 году в возрасте 27 лет М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли.
За свою короткую жизнь он создал огромное количество замечательных произведений.
- Что вы узнали о маме Марии Михайловне?
-Что вы узнали об отце Юрии Петровиче?
- О бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой?
- Почему одиночество человека, так было знакомо его сердцу? (Он рано потерял маму, был разлучён с отцом, мало у него было друзей)
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из стихотворений М.Ю.Лермонтова. Но для начала отправимся с вами в картинную галерею Эрмитажа. Слайд 6 – 8
-Ребята, скажите, что вы можете сказать об этих людях, кто они? Что их объединяет? Что общего? (Они военные, герои, М.И.Кутузов)
- Ребята, как вы думаете, о чем будет наше произведение? (о войне, о бойцах, о сражениях)
- Русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать атаки противника. Так и в начале 19 века над страной вновь нависла угроза. Французский император Наполеон Бонапарт двинул свое войско на нашу страну. И эта война в очередной раз показала смелость, доблесть, отвагу, героизм, преданность своей Родине нашего русского народа.
-О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном)
- А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном? (Бородинская битва)
- Так о чем же пойдёт речь на этом уроке? (о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
- Какую цель мы перед собой поставим? Чего мы должны достичь? (Познакомиться с произведением, прочитать его, обсудить, о чём это произведение, научиться чему-то хорошему).
- Стихотворение написано в 1837 году, а Бородинское сражение состоялось в 1812г.
- Сколько лет прошло с момента этого события? (25 лет)
- Итак, записываем тему урока: Слайд 9
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Лермонтов получил блестящее военное образование. Ему приходилось встречаться с солдатами-ветеранами войны 1812 года. Михаил Юрьевич слушал их воспоминания. Так и возник замысел создания стихотворения, где поэт очень сожалел о том, что его поколение не участвовало в знаменитом сражении.
Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то, что в нём много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются. Давайте выясним, что они обозначают.
Возьмите, пожалуйста, Приложение №1 и поработайте в парах. Вам надо подобрать правильные определения к данным словам и соединить их линиями. Пара, которая первая справиться, вставайте, чтобы вас видели.
Слайды по порядку (вместе проверяем, кто выбрал правильное определение, хлопает в ладоши)
Редут – полевое укрепление
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор с круглым дном, козырьком
Улан, драгун – солдаты конных полков
Мусью – сударь, господин
Сеча – сражение, битва
Басурманы – иноземцы, враги
Физкультминутка слайд 10
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Теперь все слова нам понятны, давайте послушаем стихотворение «Бородино» в исполнении Валерия Баринова.
Аудиозапись (4 мин.55с.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства у вас возникали во время прослушивания стихотворения? (страх, боль, гордость, радость, наши победили)
- Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года)
- А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет)
Давайте, ребята, откроем учебники на странице стр.151 и начнем анализировать стихотворение.
– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»? (Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)
– В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет? (Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия»)
- К кому обращение? (К дяде. Дядя – старый солдат, наставник).
- Что волнует молодого солдата? (Узнать, даром или недаром Москва отдана французу).
– Кто рассказывает о сражении? (Старый солдат, участник событий, артиллерист)
– Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему? (Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика)
– Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет. (Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер. Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен, сдержан, говорит спокойно, не торопясь)
– Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата? (Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них.)
Чтение 4 - 9 строфу (до «Ну ж был денек!).
-Какой была встреча двух армий у Бородина? (Два дня были в перестрелке).
-Как «перестрелку» оценивает солдат? (Что толку?)
-Что ждали? (Третий день, грозной сечи, картечи).
-А что ночью? Почему «был тих русский бивак»?
- Почему «ликовал француз»? (Уверенность в победе).
- Ребята, к какому стилю речи можно отнести фразы «скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью» (разговорному)
-Перечитайте речь полковника перед сражением. 9 строфа
-Как солдаты восприняли ее? (Как клятву).
Чтение последующих 3 строф (10,11,12) (До «Вот смерклось).
-Настал день сражения.
-Как действовали французы? (Двинулись, как тучи.).
- Ребята, скажите, пожалуйста, в строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор использует какие средства художественной изобразительности (сравнение)
Чтение предпоследней строфы (13)
- Чем закончилось сражение? (Французы отступили на исходные позиции).
Жуткие потери с обеих сторон.
52 дня лежали не погребенными на Бородинском поле тела.
7 октября Наполеон покинул Москву. И только после этого запылали длинные ряды погребальных костров на Бородинском поле.
3 декабря 1812 г. сельские старосты выдали печальный итог: «Сожжено 93 тысячи человеческих и конских трупов».
-В каких строчках заключена основная мысль стихотворения? Два раза они повторяются в тексте (…Да, были люди в наше время…)
-Какова же главная мысль этого произведения? ( Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев)
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
Вывод: герои тех событий – простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов.
Рефлексия.
- Ребята, что мы узнали сегодня нового на уроке? (Моменты из жизни поэта, познакомились с новым произведением, истор.факты, о храбрости русского народа)
- Цели наши достигнуты? (да)
- Мы старались? (да)
- Как вы оцениваете свое участие на уроке?
Заключительное слово учителя:
- Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни? (Более 180 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и сейчас мы читаем его с чувством гордости за свой народ)
– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве. Рассмотрим на слайдах репродукции картин русских художников, запечатлевших на своих полотнах эти героические события. Слайды (репродукции)
Домашнее задание: выучить 10 – 12 строфы стихотворения, подготовить пересказ биографии Лермонтова.
Приложение 1.
Соединить линиями слова и их определения |
Редут | артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии |
Мусью | полевое укрепление |
Картечь | стоянка войск под открытым небом |
Лафет | высокий военный головной убор с круглым дном, козырьком |
Бивак | иноземцы, враги |
Кивер | сударь, господин |
Сеча | солдаты конных полков |
Улан, драгун | сражение, битва |
Басурманы | станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. |
8