СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Международное разделение труда.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 10 классе по теме: "Международное разделение труда". Урок составлен к учебнику: "География 10-11 класс". В.П.Максаковский

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Международное разделение труда.»

План – конспект урока географии в 10 классе.

Тема: «Международное разделение труда: кто что производит?»

Цели:

  1. Развитие предметных компетенций через личностно-ориентированный подход

Умение находить и давать определения «мировое хозяйство, международное географическое разделение труда», умение работать с разными источниками информации – интернет, учебник, интерактивная карта.

  1. Развитие учебно - познавательных компетенций

Умение сравнивать , анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.

  1. Содействовать формированию коммуникативных компетенций

Понимать собеседника, умение вступать в речевое общение- обсуждение.

  1. Развитие информационных компетенций:

- способность к самостоятельному поиску информации (учебник, карты, интернет)

- компетенции личностного самоопределения

- формирование ценностного отношения к природе



У.- Вспомним, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

География мировой экономики

У. - Какую тему уже рассмотрели?

Мировая экономика: ее состав, динамика. Научно-техническая революция.

У. - Прежде чем двигаться дальше, я хочу проверить, как вы усвоили данную тему, для этого выполним тест, который находится у вас на столах.

Учащиеся выполняют тест.


У. – сдайте выполненные работы.


У. - сегодня мы продолжим знакомиться с мировой экономикой. Чтобы определить тему нашего урока, нам необходимо вспомнить некоторые исторические моменты. Обратите внимание на слайд1:

1. Было ли разделение труда на заре развития общества, если «да», привести примеры между кем?

( разделение труда между мужчиной и женщиной, между взрослыми, детьми и стариками).

2. Как менялось разделение труда по мере развития производительных сил

(разделение труда внутри общества, между отраслями экономики, отдельными предприятиями и отдельными рабочими).

3. От чего зависит занятие населения той или иной области, страны?

(общественное разделение труда достаточно четко «привязано» к конкретной территории и носит ярко выраженный географический характер, называясь географическим или территориальным разделением труда).

У. - Мы сегодня будем говорить о высшей форме географического разделения труда, возникшей в результате различий между странами в природных условиях и ресурсах. Итак, как же будет звучать тема нашего урока:

Международное разделение труда.(слайд2)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Узнаем (слайд3):

1.что такое международное географическое разделение труда (МГРТ)?

2. Какие условия необходимы для МГРТ?

3. От каких факторов зависит размещение экономики?

- Итак , 1 вопрос – что такое международное разделение труда?

Ответ на данный вопрос вы будете искать самостоятельно, для этого необходимо следовать алгоритму (слайд4):

А) зайдите на сайт fcior.edu.ru

Б) в строке «Поиск» введите фразу «Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда»

В) откройте модуль – И1 (в данном модуле содержится информация о мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда, научно-технической революции и ее влиянии на мировое хозяйство)

Г) ознакомьтесь с информацией и приготовьтесь дать ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое Международное географическое разделение труда?

  2. Кто разработал основы учения о географическом разделении труда?

  3. Что лежит в основе географического разделения труда?



У. - Итак, проверяем (слайд5)

  1. Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и последующем обмене ими.

  2. Баранский Николай Николаевич

  3. Основой разделения труда стала международная специализация производства.



У. - Правильно, но меня интересует еще один вопрос:

- Всегда ли может возникнуть специализация государства на производстве определенных изделий?

(нет, необходимы определенные условия).

- Это и есть следующий вопрос, на который предстоит нам ответить.



Работать будем в парах, обсудите и запишите, какие условия необходимы для того, чтобы государство специализировалось на выпуске определенной продукции, затем проверим.

Итак, проверяем – дети зачитывают ответы

Откройте учебник на стр. 111, найдите ответ на наш вопрос. Правильно мы ответили или что-то упустили.

У. -Вернемся к плану урока (слайд6): ответили на вопрос?

- Как звучит следующая задача урока?

- От каких факторов зависит размещение экономики?

Самостоятельная работа (слайд7)

  1. Зайти на сайт school – collection.edu.ru

  2. В строке «Поиск» ввести Мировое хозяйство. Международные экономические отношения.

  3. В списке блоков выбрать – Базовые факторы развития хозяйства.

  4. С помощью карты выяснить факторы, определяющие развитие экономики, привести примеры стран, обладающих данными факторами.



У. - итак, проверим (на доске открытый сайт, идет работа у интерактивной карты с пояснением)



Ответы:

  1. Земельный фонд (РФ, США, Канада, Бразилия, Индия, Китай).

  2. Полезные ископаемые (РФ, США, Китай, Индия, Индонезия).

  3. Водные ресурсы (РФ, США, Канада, Бразилия, Китай…)

  4. Лесные ресурсы (РФ, США, Канада, Бразилия…)

  5. Рекреационные ресурсы (США, Мексика, Бразилия, юг Европы, Турция…)

  6. Трудовые ресурсы:

страны-экспортеры: Чили, Перу, Северная Африка, Восточная Европа, Центральная Азия, Китай Индия;

страны-импортеры: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания…





Учитель

- Примерно до середины 20 века размещение мирового хозяйства определялось главным образом потребностью в сырье, топливе, энергии. Однако НТР внесла существенные коррективы в роль факторов размещения. Подумайте, обсудите в парах, какие новые факторы возникли в результате НТР? (тяготение к научным базам и высококвалифицированным кадрам)

Примерами могут служить технологические парки – Силиконовая долина в США, технологический парк Цукуба в Японии (слайд8.9).



У. - А сейчас я попрошу вас вспомнить курс Географии России, какой фактор в последнее время стал важнейшим для любой отрасли экономики? (экологический) Почему?

- Вернемся к плану урока(слайд10): получили ответ на поставленный вопрос?

- Итак, мы выяснили, что не у всех государств одинаковые условия: есть государства, обладающие почти всеми видами ресурсов, а есть государства, у которых нет ни одного вида ресурсов или один из множества. Как же государству занять достойное место в мировой экономике?

Для начала давайте подумаем:

- зависит ли могущество и уровень экономического развития страны от богатства ее недр минеральными ресурсами? (нет)

- Приведите пример страны, которая является ярким примером этого утверждения (Япония).

- Вот что говорит о своей стране японский прогнозист О. Яно (слайд11):

«…ныне, в условиях свободной международной торговли и бурного развития средств транспорта, всемирное производство товаров на экспорт позволяет заполучить иностранную валюту, а на нее можно когда угодно и где удобно купить все необходимое. Теперь отсутствие минеральных ресурсов оказалось даже выгодным для страны».

У. -Конечно, такая точка зрения спорная и оригинальная. Богатство недр вовсе не помеха для национальной экономики, но следует помнить, что главное богатство страны – это люди, их знания, опыт, поэтому особое значение придается в современном мире качеству рабочей силы.

И, несмотря на отсутствие ресурсов, Япония смогла достичь достаточно высоких результатов как раз за счет выпуска высокотехнологичной, наукоемкой, качественной продукции и стала крупнейшим в мире экспортером автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

У. - вернемся к нашему плану урока (слад12): все ли поставленные задачи решены? А теперь давайте каждый из вас проверит, на сколько он разобрался в данной теме урока. Для этого вам необходимо (слайд13):

1. зайти на сайт: fcior.edu.ru

2. в графе «Поиск» ввести –« Главные центры мирового хозяйства»

3. выбрать из предложенного списка модуль К1

4. загрузить модуль

5. выполнить тестирование.

По окончании тестирования компьютер определит на сколько процентов вы усвоили материал урока.

Домашнее задание:

Выучить параграф 25. Творческое задание: стр.113 учебника задание из рубрики «Это мне интересно»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!