Урок 2по теме:
«Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»
Цели урока:создать условия учащимся для формировния представлений о металлургии, способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; развивать умение составления уравнений химических реакций.
Задачи:
- образовательные:; уметь устанавливать причинно-следственные связи смежду «составом», «химическими свойствами» и «получением металла»;
- развивающие:развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации;
- воспитательные:формирование у учащихся познавательного интереса к химии; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели, интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов;
- получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения чугуна и стали.
Метапредметные:
- регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа действия;
- познавательные: используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:появляется гордость за российскую науку
Термины:металлургия, руды, минералы, гидрометаллургия, пирометаллургия, электрометаллургия.
Оборудование: таблицы «Руды металлов», коллекция «Минералы и горные породы».
Тип урока:урок формирования новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент(мотивация учащихся к активной познавательной деятельности). Учитель Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания. Учитель просит учащихся собрать рабочие тетради для проверки домашнего задания за это время раздает им карточки с заданиями на 15-20 минут.
Проверочная работа: «Общие химические свойства металлов»
Закончите уравнениявозможныхреакций:
Вариант 1Вариант 2
1). Li + S →1). Ca + P →
2). Li + H2O →2). Au + HCl →
3). Mg + HCl →3). Al + Fe2O3 →
4). Ag + H3PO4 → 4). Ca + H2O →
5). Cu + ZnCl2 → 5). Fe + MgCl2 →
6). Zn + AgNO3 →6). Zn + H2SO4(разб) →
7). Zn + CuO → 7). Mg + FeCl2 →
Закончите уравнениявозможныхреакций:
Вариант 3Вариант 4
1). Al + Cl2 → 1). Zn + S →
2). Cu + H3PO4 → 2). Li + H3PO4 →
3). Al + ZnO →3). Mg + TiO2 →
4). K + H2O →4). Ag + H2O →
5). Cu + MgCl2 → 5). Ag + FeCl2 →
6). Al + HCl →6). Mg + HCl →
7). Mg + CuSO4 →7). Fe + AgNO3 →
Учитель по истечению времени самостоятельной работы просит ребят собрать листочки и поставить их на его стол. Далее раздает им рабочие тетради и приступает к объяснению материала.
3. Объяснение материала(формирование научного типа мышления, владения химической терминологией). Учитель сообщает тему и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учитель: Как вы думаете, ребята, в каком виде встречаются металлы в природе?
Учащиеся: Металлы встречаются в природе в самородном и связанном виде.
Учитель: Оказывается, о нахождении металла в природе можно судить в зависимости от его расположения в ряду напряжений.
Для наглядности и легкого запоминания учитель предлагает схему «Металлы в природе»
Схема 2. Металлы в природе
Учитель: Обращает внимание учащихся на схему «Металлы в природе» и подводит итог: большинство металлов в природе существует в связанном состоянии, т.е. в виде различных природных соединений. Химические природные соединения металлов называют минералами. Минералы в основном встречаются в виде оксидов либо в виде сульфидов.
Например:
Схема 3. Минералы железаСхема 4. Сульфидные минералы
Минералы входят в состав горных пород и руд.
Природные образования, содержащие минералы металлов, пригодные для промышленного получения из них металлов, называют рудами. Наука о получении металлов из руд называется металлургией. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов:
1.Пирометаллургия – это метод извлечения металлов из руд под действием высоких температур.
Сульфидные руды подвергают обжигу:
2CuS + 3O2 → 2CuO + 2SO2
Оксидные руды и оксиды восстанавливают водородом, углем, угарным газом, более активными металлами – алюминием (алюминотермия), магнием (магнийтермия).
CuO + C → Cu + CO
2Al + Cr2O3→ 2Cr + Al2O3
2.Гидрометаллургия – это метод получения металлов, основанный на химических реакциях, происходящих в растворах. Гидрометаллургия включает 2 способа:
a). Получение из различных руд растворимых солей металла
CuS + 4H2SO4(конц.) → CuSO4 + 4SO2 + 4H2O
б). Восстановление металла из раствора соли с помощью различных восстановителей (H2, C, CO, Me)
CuSO4 + Fe → FeSO4+ Cu
3.Электрометаллургия – это метод получения металлов из их солей, и оксидов под действием электрического тока.
2Al2O3(расплав) → 4Al + 3O2
2NaCl(расплав) → 2Na + Cl2
Металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия включительно, можно получить электролизом только расплавов оксидов и солей. Менее активные металлы можно восстановить электрическим током из растворов солей.
2CuSO4 + 2H2O → 2Cu + 2H2SO4 + O2↑
4. Домашнее задание: записи в тетрадях и задания:
1). Предложите технологическую цепочку производства свинца из минерала галенита PbS. Запишите уравнения реакций.
2). Сколько килограммов меди получается из 120т обогащенной горной породы, содержащей 20% сульфида меди (I), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного?
5. Рефлексия:
С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы и как вы решили эту проблему?
Что вам было интересно на уроке?
Что не понравилось?
Что нового вы узнали для себя?