СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 2по теме:

«Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»»

Урок 2по теме:

«Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»

Цели урока:создать условия учащимся для формировния представлений о металлургии, способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; развивать умение составления уравнений химических реакций.

Задачи:

- образовательные:; уметь устанавливать причинно-следственные связи смежду «составом», «химическими свойствами» и «получением металла»;

- развивающие:развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации;

- воспитательные:формирование у учащихся познавательного интереса к химии; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели, интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов;

- получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения чугуна и стали.

Метапредметные:

- регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа действия;

- познавательные: используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:появляется гордость за российскую науку

Термины:металлургия, руды, минералы, гидрометаллургия, пирометаллургия, электрометаллургия.

Оборудование: таблицы «Руды металлов», коллекция «Минералы и горные породы».

Тип урока:урок формирования новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент(мотивация учащихся к активной познавательной деятельности). Учитель Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания. Учитель просит учащихся собрать рабочие тетради для проверки домашнего задания за это время раздает им карточки с заданиями на 15-20 минут.

Проверочная работа: «Общие химические свойства металлов»

Закончите уравнениявозможныхреакций:

Вариант 1Вариант 2

1). Li + S1). Ca + P

2). Li + H2O2). Au + HCl →

3). Mg + HCl3). Al + Fe2O3

4). Ag + H3PO44). Ca + H2O

5). Cu + ZnCl25). Fe + MgCl2

6). Zn + AgNO36). Zn + H2SO4(разб) →

7). Zn + CuO7). Mg + FeCl2

Закончите уравнениявозможныхреакций:

Вариант 3Вариант 4

1). Al + Cl21). Zn + S

2). Cu + H3PO42). Li + H3PO4

3). Al + ZnO3). Mg + TiO2

4). K + H2O4). Ag + H2O →

5). Cu + MgCl25). Ag + FeCl2

6). Al + HCl6). Mg + HCl →

7). Mg + CuSO47). Fe + AgNO3

Учитель по истечению времени самостоятельной работы просит ребят собрать листочки и поставить их на его стол. Далее раздает им рабочие тетради и приступает к объяснению материала.

3. Объяснение материала(формирование научного типа мышления, владения химической терминологией). Учитель сообщает тему и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель: Как вы думаете, ребята, в каком виде встречаются металлы в природе?

Учащиеся: Металлы встречаются в природе в самородном и связанном виде.

Учитель: Оказывается, о нахождении металла в природе можно судить в зависимости от его расположения в ряду напряжений.

Для наглядности и легкого запоминания учитель предлагает схему «Металлы в природе»

Схема 2. Металлы в природе

Учитель: Обращает внимание учащихся на схему «Металлы в природе» и подводит итог: большинство металлов в природе существует в связанном состоянии, т.е. в виде различных природных соединений. Химические природные соединения металлов называют минералами. Минералы в основном встречаются в виде оксидов либо в виде сульфидов.

Например:

Схема 3. Минералы железаСхема 4. Сульфидные минералы

Минералы входят в состав горных пород и руд.

Природные образования, содержащие минералы металлов, пригодные для промышленного получения из них металлов, называют рудами. Наука о получении металлов из руд называется металлургией. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов:

1.Пирометаллургия – это метод извлечения металлов из руд под действием высоких температур.

Сульфидные руды подвергают обжигу:

2CuS + 3O2 → 2CuO + 2SO2

Оксидные руды и оксиды восстанавливают водородом, углем, угарным газом, более активными металлами – алюминием (алюминотермия), магнием (магнийтермия).

CuO + C → Cu + CO

2Al + Cr2O3→ 2Cr + Al2O3

2.Гидрометаллургия – это метод получения металлов, основанный на химических реакциях, происходящих в растворах. Гидрометаллургия включает 2 способа:

a). Получение из различных руд растворимых солей металла

CuS + 4H2SO4(конц.) → CuSO4 + 4SO2 + 4H2O

б). Восстановление металла из раствора соли с помощью различных восстановителей (H2, C, CO, Me)

CuSO4 + Fe → FeSO4+ Cu

3.Электрометаллургия – это метод получения металлов из их солей, и оксидов под действием электрического тока.

2Al2O3(расплав) → 4Al + 3O2

2NaCl(расплав) → 2Na + Cl2

Металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия включительно, можно получить электролизом только расплавов оксидов и солей. Менее активные металлы можно восстановить электрическим током из растворов солей.

2CuSO4 + 2H2O → 2Cu + 2H2SO4 + O2

4. Домашнее задание: записи в тетрадях и задания:

1). Предложите технологическую цепочку производства свинца из минерала галенита PbS. Запишите уравнения реакций.

2). Сколько килограммов меди получается из 120т обогащенной горной породы, содержащей 20% сульфида меди (I), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного?

5. Рефлексия:

  • С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы и как вы решили эту проблему?

  • Что вам было интересно на уроке?

  • Что не понравилось?

  • Что нового вы узнали для себя?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!