Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Обмен веществ и энергии"»
МКОУ «Нижне - Убекинская ООШ»
План-конспект урока по биологии в 8 классе
с применением средств ИКТ
Урок разработал:
учитель биологии
Зулпукарова Рукият Наримановна
Тема урока: Обмен веществ и энергии
2018 г.
Пояснительная записка
Урок биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской.
Необходимо иметь следующее оборудование и программное обеспечение:
Оборудование:
АРМ учителя
Проекционный аппарат
Экран (Смарт доска)
Программное обеспечение:
Операционная система – Windows XP,
Smart – технологии
Тема урока: Обмен веществ и энергии
Цель: Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма.
Задачи: 1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ
2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме
3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма
4. продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.
Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.
Методы урока: словесные, наглядные.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, Смарт-технологии
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ПРИМЕЧАНИЕ |
I. Организационный момент. | | |
II. Изучение нового материала. | | |
Обмен веществ. | Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ. Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ. Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии. Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада. | |
Виды и стадии обмена веществ. | Организм живет и человек получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется как вы знаете, в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода, есть лишь подготовительная стадия обмена веществ. | |
|
Задание. Объясните схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ» | |
Превращение энергии в организме | Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Электрическая – передача информации по нервным волокнам с помощью импульса. Химическая – биосинтез АТФ, белков, жиров, углеводов. Механическая – сокращение скелетных мышц, сердца, диафрагмы. Тепловая – поддержка постоянной температуры тела, выделение избытка тепла в окружающую среду. | |
Расход энергии. | Для жизнедеятельности организма минимальная суточная норма энергии составляет 10500 кДж. | |
Взаимное превращение веществ в организме | Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени. Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада. При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии. | С хема «Обмен углеводов» |
С хема «Обмен белков» |
С хема «Обмен жиров» |
| Задание. Превращение веществ идут на ферментных системах клетках печени. Отсюда, объясните схему «Превращение веществ» | |
Регуляция обмена веществ в организме | Обмен веществ регулируют определенные системы организма – это нервная и гуморальная. | |
III. Закрепление изученного материала. | Задание. Можно ли судить об изменении интенсивности энергетического обмена по количеству углекислого газа, выделяемого человеком или животным? Задание составить 5 предложений с усвоенными понятиями, чтобы они в этих предложениях ни разу не повторялись | Ответы учащихся. |
IV. Домашнее задание. | Учебник п.36 | |
Список литературы:
Биология: 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.-М.: Вентана-Граф, 2011.
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Школа XXI век.
Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Изучение биологии помогает развитию познавательных интересов учащихся, обеспечивает формирование у школьников ценностных представлений о человеке и окружающем его мире. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий в форме мультимедиа-презентаций, Smart – технологии. Презентации призваны помочь учащимся получить наглядную информацию о том, что изучается на уроке, повторить пройденный материал. Учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует графические возможности приложения к уроку. На экране последовательно создаются все этапы урока, во время демонстрации которого учитель кратко комментирует происходящее на экране, при этом затрачивается меньше времени, которое увеличивается на решение проблемных или творческих заданий.