Тема урока: Органы цветкового растения. Лист. (6 класс, урок – обобщение)
Цель: обобщить знания учащихся о строении листа как вегетативного органа растения.
Оборудование: готовые матрицы, заготовки « солнышки», презентация, стихи И. Бунина, В.Шуграевой.
Ход урока.
Приветствие (здравствуйте, девочки и мальчики!)
Учитель: Запишите в тетради число и тему урока.
2.Разминка. Внимание, ребята! Сейчас, я вам зачитаю описание одного растения, а вы отгадайте о каком растении идёт речь. Итак: с древних времён его обожествляли. В Индии и Китае его называли не иначе как « дар богов». Действительно, значение этого растения в жизни человека тех времён трудно переоценить. Практически все части растения шли в дело. Из него изготавливали лекарства, из корневищ мололи муку, а семена заваривали, получая напиток, по вкусу похожий на кофе. Кроме того, у этого растения великолепные розовые и белые цветки на длинных цветоножках. Они всегда обращены к солнцу, поворачиваясь в течение дня. - О каком растении идёт речь?( о лотосе)
- Где изображён лотос? На флаге, какой республики? (на флаге Калмыкии)
- Итак, лотос относится к цветковым растениям, потому что у него есть цветок. Вокруг нас находится огромное количество цветковых растений.
- какие вы знаете, ребята, цветковые растения?
- К какому царству живых организмов относятся цветковые растения?
- А какие царства живых организмов вы знаете? (работа на интерактивной доске – ученик заполняет пустые клетки)
- Что общего между царствами живых организмов? Или из чего они все состоят? (из клеток, имеют клеточное строение)
- Мы часто слышим, что клетка – основа организма. Посмотрите внимательно на данную схему:
Клетка ? ? организм
Чего не хватает в схеме? Кто уже знает и пойдёт заполнит пустые клетки?
Таким образом, мы видим, что клетка – основа тканей и органов, из которых состоит организм.
- Какие же бывают органы у цветкового растения? Давайте вместе запишем схему:
Органы цветковых растений.
(« органон» греч. – оружие, инстумент, часть организма)
вегетативные генеративные или репродуктивные
( лат. «вегетативус» - растительный) ( лат. «генераре» - производить)
К орень----------------- побег ----------------- цветок--------------- плод---------------- семя
лист стебель почки
!!! Поработать с ребятами по схеме.
- А сейчас, мы более подробно поговорим о таком органе растения как лист. Выясним, почему лист – вегетативный орган растения. Мы будем работать с матрицей (матрица должна быть на интерактивной доске и на партах в виде заготовок; ученики выходят к доске и заполняют матрицу, а также на готовых матрицах у себя на парте).
Признаки листа | Части листа | Функции листа |
1.Внешнее строение | | |
2.Внутреннее строение | | |
Вывод (делают учащиеся с помощью учителя или сами): Лист- орган растения, вегетативный орган, состоит из клеток, часть побега, имеет видоизменения, выполняет различные функции.
Физминутка.
№1 – выпрямить осанку, поднять руки вверх, потянулись как листочки к Солнцу.
№2 – и.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны тела влево, вправо – листок на ветру колышится.
№3.- и.п. - ноги вместе, руки вытянуты в стороны – листочек медленно кружится произвольно в одну сторону, а потом в другую и опускается на землю ( садимся на свои места).
- Учитель: продолжаем работать. Выполним следующее задание – заполним пустые клетки.
1)
2)
3)
4)
Лист (по числу листовых пластинок) |
5)
6)
- Что происходит с простыми и сложными листьями осенью? (они опадают, начинается листопад).
- Листопад красивое явление в природе! Многие писатели восхищаются листопадом в своих стихотворениях. Послушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрой стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихо. Вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
- Калмыцкие писатели тоже пишут о листопаде: стихотворение Веры Шуграевой «Намр» ( отрывок):
Алтн ширян намр
Эря моднд кургув,
Нимгн шар хамтхасн
Нисх газрт буув.
Тяря темсян огсн
Тиниж газр гиигрв.
Киштяр салькн уляв,
Киру соог царцав.
- А почему происходит листопад?( уменьшает испарение воды в неблагоприятное время для жизни растений; так как холодная вода не всасывается корнями, а мороз действует иссушающее; накопление большого количества продуктов обмена в листьях также приводит к листопаду)
- Сейчас, давайте, ребята, подведем итоги и ответим на вопрос: Почему же лист – вегетативный орган?
Лист – вегетативный орган, потому что:
1.лист- часть побега ( смотрим схему на доске), а побег – вегетативный орган.
2.лист – орган вегетативного размножения.
3.как все вегетативные органы растения, он состоит из клеток, тканей, органов (смотри схему на доске).
4.как вегетативный органон поддерживает жизнедеятельность организма – питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и т.д.
Заключительное слово учителя. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом, поэтому вполне справедливо говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растений. Согласны, ребята? У вас на столах имеются заготовки « солнышки». Дорисуйте ротик «солнышку» и оно заулыбается или загрустит, или станет молчаливым (ученики выходят и помещают свои «солнышки» на доске). На этом наш урок закончен. Подведём итоги урока – оценки за работу на уроке. Спасибо за урок.