СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Органы цветкового растения.Лист."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Органы цветкового растения.Лист."»

Тема урока: Органы цветкового растения. Лист. (6 класс, урок – обобщение)

Цель: обобщить знания учащихся о строении листа как вегетативного органа растения.

Оборудование: готовые матрицы, заготовки « солнышки», презентация, стихи И. Бунина, В.Шуграевой.

Ход урока.

  1. Приветствие (здравствуйте, девочки и мальчики!)

Учитель: Запишите в тетради число и тему урока.

2.Разминка. Внимание, ребята! Сейчас, я вам зачитаю описание одного растения, а вы отгадайте о каком растении идёт речь. Итак: с древних времён его обожествляли. В Индии и Китае его называли не иначе как « дар богов». Действительно, значение этого растения в жизни человека тех времён трудно переоценить. Практически все части растения шли в дело. Из него изготавливали лекарства, из корневищ мололи муку, а семена заваривали, получая напиток, по вкусу похожий на кофе. Кроме того, у этого растения великолепные розовые и белые цветки на длинных цветоножках. Они всегда обращены к солнцу, поворачиваясь в течение дня. - О каком растении идёт речь?( о лотосе)

- Где изображён лотос? На флаге, какой республики? (на флаге Калмыкии)

- Итак, лотос относится к цветковым растениям, потому что у него есть цветок. Вокруг нас находится огромное количество цветковых растений.

- какие вы знаете, ребята, цветковые растения?

- К какому царству живых организмов относятся цветковые растения?

- А какие царства живых организмов вы знаете? (работа на интерактивной доске – ученик заполняет пустые клетки)

- Что общего между царствами живых организмов? Или из чего они все состоят? (из клеток, имеют клеточное строение)

- Мы часто слышим, что клетка – основа организма. Посмотрите внимательно на данную схему:

Клетка ? ? организм

Чего не хватает в схеме? Кто уже знает и пойдёт заполнит пустые клетки?

Таким образом, мы видим, что клетка – основа тканей и органов, из которых состоит организм.

- Какие же бывают органы у цветкового растения? Давайте вместе запишем схему:

Органы цветковых растений.

(« органон» греч. – оружие, инстумент, часть организма)



вегетативные генеративные или репродуктивные

( лат. «вегетативус» - растительный) ( лат. «генераре» - производить)

К орень----------------- побег ----------------- цветок--------------- плод---------------- семя

лист стебель почки

!!! Поработать с ребятами по схеме.

- А сейчас, мы более подробно поговорим о таком органе растения как лист. Выясним, почему лист – вегетативный орган растения. Мы будем работать с матрицей (матрица должна быть на интерактивной доске и на партах в виде заготовок; ученики выходят к доске и заполняют матрицу, а также на готовых матрицах у себя на парте).

Признаки листа

Части листа

Функции листа

1.Внешнее строение



2.Внутреннее строение



Вывод (делают учащиеся с помощью учителя или сами): Лист- орган растения, вегетативный орган, состоит из клеток, часть побега, имеет видоизменения, выполняет различные функции.

Физминутка.

№1 – выпрямить осанку, поднять руки вверх, потянулись как листочки к Солнцу.

№2 – и.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны тела влево, вправо – листок на ветру колышится.

№3.- и.п. - ноги вместе, руки вытянуты в стороны – листочек медленно кружится произвольно в одну сторону, а потом в другую и опускается на землю ( садимся на свои места).

- Учитель: продолжаем работать. Выполним следующее задание – заполним пустые клетки.



Типы жилкования листьев

1)




?

?

?



Лист

2)

?




черешковый









3)

Листорасположение






?

?

?









4)

?






Сосуды

волокна

Ситовидные трубки







Лист (по числу листовых пластинок)

5)

?

?




?

6)

Устьичная щель

Замыкающие клетки

- Что происходит с простыми и сложными листьями осенью? (они опадают, начинается листопад).

- Листопад красивое явление в природе! Многие писатели восхищаются листопадом в своих стихотворениях. Послушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрой стеной

Стоит над светлою поляной

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихо. Вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

- Калмыцкие писатели тоже пишут о листопаде: стихотворение Веры Шуграевой «Намр» ( отрывок):

Алтн ширян намр

Эря моднд кургув,

Нимгн шар хамтхасн

Нисх газрт буув.

Тяря темсян огсн

Тиниж газр гиигрв.

Киштяр салькн уляв,

Киру соог царцав.

- А почему происходит листопад?( уменьшает испарение воды в неблагоприятное время для жизни растений; так как холодная вода не всасывается корнями, а мороз действует иссушающее; накопление большого количества продуктов обмена в листьях также приводит к листопаду)

- Сейчас, давайте, ребята, подведем итоги и ответим на вопрос: Почему же лист – вегетативный орган?
Лист – вегетативный орган, потому что:

1.лист- часть побега ( смотрим схему на доске), а побег – вегетативный орган.

2.лист – орган вегетативного размножения.

3.как все вегетативные органы растения, он состоит из клеток, тканей, органов (смотри схему на доске).

4.как вегетативный органон поддерживает жизнедеятельность организма – питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и т.д.

Заключительное слово учителя. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом, поэтому вполне справедливо говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растений. Согласны, ребята? У вас на столах имеются заготовки « солнышки». Дорисуйте ротик «солнышку» и оно заулыбается или загрустит, или станет молчаливым (ученики выходят и помещают свои «солнышки» на доске). На этом наш урок закончен. Подведём итоги урока – оценки за работу на уроке. Спасибо за урок.












Скачать

© 2019, 259 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!