Тема урока. Особенности питания растительного организма.
Класс 6
Тема: Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.
Предмет: биология
Цели урока:
Изучить особенности питания растений.
Задачи:
Обучающие: создать условия для развития УУД, формирования знаний, умений и навыков работы с таблицами, работать с учебником, биологическими объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Развивающие: Развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно - исследовательской деятельности.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.
3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании.
4. Особенности строения листа и его значение в жизни растения.
5. Суть процесса фотосинтеза. Место, условия протекания и результаты.
6. Планетарное и эволюционное значение фотосинтеза.
7. Закрепление.
Итоги урока.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация PowerPoint, комнатные растения, рельефная таблица «Клеточное строение корня «Клеточное строение листа», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа» и «Устьица», рисунки учебника,
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Основные биологические понятия урока. Минеральное, воздушное питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.. Хлоропласт. Хлорофилл.
Ход урока
I.Организация урока. 3 мин.
1.Приветствие учащихся. Все, что лежит на столе , пока не трогать
II. Актуализация знаний. 10 мин.
Учитель.или(ученик) Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни). Слайд 1
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей,
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из - под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?»-
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, -
Им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева ни вас.
Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.
Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.
И корень, и лист играют роль в питании растений. Итак, тема нашего урока ?
-Особенности питания растений. ( Записывают в тетради) (Слайд2 )
Постановка целей урока: Что нам нужно узнать о питании растений? (Слайд 3
-Способы питания растений
-сравнить способы
-выяснить значение способов
Биологическая разминка.
- Какие химические вещества входят в состав растения?
- Как минеральные вещества поступают в растение?
- Какие органические вещества вы знаете?
III. Изучение нового материала.20 мин
- Ребята, а что такое питание?
. Сообщение ученика по теме “Питание”. (Слайд 4)
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
Как же это происходит, как организмы питаются?
2.Типы питания живых организмов.(Читают текст по группам) Гетеротрофы и автотрофы,миксотрофы.
- Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие. Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему).
(Слайд 4)
(растения, бактерии) (животные, грибы)
Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы. Какие способы питания растений вы знаете? (составление схемы)Слайд 5
С
пособы питания растения
Почвенное питание (минеральное)
. Воздушное питание (фотосинтез)
Рассмотрим почвенное питание растения. Слайд6 (Составляют схему) Вода и растворенные в ней вещества поступают в растения благодаря особому строению корня и его всасывательной функции. Вспомним особенности строения корня. (Слайд 7 )
-Что находится в зоне корневых волосков, и каково её значение? Покажите эти зоны на слайде.- Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворёнными в ней веществами, ( показывают на рисунке) Вся всасывающая сила корневых волосков создаёт особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам. ( Демонстрация виртуального опыта)
Итак, из этого следует вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.
-.Как вы думаете, для чего нужны мин. Вещества? – для нормального роста и жизнедеятельности.
-Постановка вопроса урока. Помимо почвенного или минерального питания растению свойственно еще и воздушное питание. А что же такое воздушное питание растений?
Слайд (8
Слайд 9(Фотосинтез был открыт в конце 18 века. В его изучение внесли большой вклад многие ученые. Среди них и наш отечественный- Климент Аркадьевич Тимирязев.
Текст на слайде10
Все ученые сравнивали лист с какой то самой таинственной и загадочной лабораторией, с химическим заводом, где постоянно образуются какие то вещества, а какие то в него поступают.
Давайте заглянем в эту химическую лабораторию и попытаемся понять, что же там происходит.
Для этого зарисуйте большой лист. Он понадобится нам для работы.
И так, чтобы понять, что же происходит в листе, необходимо знать из чего он состоит. Вспоминаем его строение и функции подробно.
Вспомним ткани, которые образуют этот орган. (рассказывает ученик, показывая на слайде11-13). Внутреннее строение листа , каково оно?( Сверху прозрачная кожица, в ней устьица- отверстия, мякоть листа из клеток с зелеными пластидами –хлоропластами)
- В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани-хлоропласты. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.
Слайд 14.Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс, происходит на свету.
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (углеводов)и кислорода из неорганических (углекислого газа и воды), в хлоропластах, на свету. (Учащиеся записывают в тетради))
Если вещества образуются, значит, они там есть?
-Что бы правильно определить вещества, находящиеся внутри листа, давайте узнаем, что такое «вещества-индикаторы»? ( Вещества, помогающие точно определить наличие других веществ.)
- С каким из таких веществ вы уже знакомы? ( ИОД- индикатор на крахмал) Проверьте это утверждение.( Все три группы проверяют действие йода на картофель, булку и раствор крахмала.)
-Благодаря чему йодом можно определить крахмал?
(Посинение )
-Как же определить, какие вещества образуются в листе? Слайд 15
Ребята для решения нашего вопроса заложили опыт. Они сейчас поделятся результатами его с нами. ( Ученики рассказывают, что они делали во время эксперимента:
1-поставили растение в темноту на 3 дня, чтобы вещество из листа стекло в корень:
2-на лист закрепили черную бумагу;
3-поставили растение на свет.
4-через несколько дней срезали лист, прокипятили в воде, затем в спирте , хлорофилл вышел, лист обесцветился;
5-лист опустили в раствор йода;
6-лист посинел.
-Значит какое вещество образовалось на свету в листе?
( КРАХМАЛ- он синеет от йода)
(Учащиеся работают с рисунком в тетради: дописывают на лист слово «крахмал».
Куда расходуются органические вещества? Слайд16
Какие же еще вещества при этом образуются?
Слайд . Все началось с мышки Слайд 17
-18 век, английский ученый Джозеф Пристли задался вопросом. "Почему воздух лесов и полей чище воздуха больших городов" Как очищается воздух?
Ученый смутно догадывался, что растения играют какую- то роль в очищении испорченного воздуха. Но это надо было показать. И Пристли проделал такой опыт.
Он посадил мышь под стеклянный колпак, куда не попадала ни одна капля свежего воздуха. Сначала мышь дышала нормально. Потом она задохнулась и погибла.
Почему, ребята? (ответ учащихся).
Мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. А тот, который она выдохнула, больше не пригоден для дыхания.
Тогда Пристли изменил условия опыта. Вместе с мышью он поместил под колпак ветку мяты. На этот раз мышь чувствовала себя превосходно. Значит, растение выделяет газ пригодный для дыхания-кислород.
Обратимся к листу в тетради и дорисуем слово «кислород»
Посмотрим на определение фотосинтеза-образовались продукты фотосинтеза -орг.вещества и кислород
-Как вы думаете, на что растение использует эти вещества? (Крахмал -пища. Кислород - дыхание.)
По ситовидным трубкам органические вещества из листьев транспортируются в другие органы.
--А при каких условиях должны образовываться эти вещества? Обратимся к определению фотосинтеза-
-наличие света, устьиц, углекислого газа, воды, хлоропластов с хлорофиллом.Есливы заинтересуетесь, для них тоже есть доказательства, но это уже другая история….
. Давайте вспомним басню- каким органам принадлежит главная роль в питании?
-Все главные(Слай25)
4. - Как вы понимаете «значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле»? Работа с учебником. Слайд 26
- Прочитайте текст учебника на с.63 и найдите в нем основные положения.
- Работают с учебником, называют основные положения текста:
- усваивают солнечную энергию;
- преобразуют энергию солнечного света;
- делают ее доступной для живых организмов;
- выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.
- Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Можем ли мы сейчас уже охарактеризовать процесс фотосинтеза?
5. Закрепление. 10 мин.
- А теперь с помощью лаборатории листа и теста попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока и сможем ли мы достичь поставленной цели и задач.
А)Выполните тест подстановки (Взаимопроверка) «При почвенном питании растения с помощью ... поглощают ... и которые, по ... тканям поступают в листья. Выполняют тест. Вставляют слова: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим.
Б)-Составим из имеющихся бумажных подсказох -процесс фотосинтеза.
Загадки (если осталось время)
1) Кто кормится разом рассолом и газом?
2) Из тучки из небесной водица льется пресной. Почему же в лист зеленый попадает она соленой?
VI. Рефлексия. (Раздаю карточки)3 мин
Слайд .Домашнее задание. 3 мин.
1)Изучить § 10 стр. 62-63 до слов «Животные в процессе питания...», ответить на вопросы. Выучить новые определения и понятия .
2)Подготовить сообщение о нетрадиционных способах питания растений. (хищничество, паразитизм)(по желанию)
3)Составить кроссворд со словом «ФОТОСИНТЕЗ»(по желанию)