СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Особенности питания растений" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией по теме "Особенности питания растений" , создан по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм"6 класс (концентрический курс)

Просмотр содержимого документа
«Проверим себя»

Проверим себя (взаимопроверка)


При почвенном питании растения с помощью ... …. поглощают ... …… и………. которые, по ... …… тканям поступают в листья.



Термины для выбора: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим





Проверим себя (взаимопроверка)


При почвенном питании растения с помощью ... …. поглощают ... …… и………. которые, по ... …… тканям поступают в листья.



Термины для выбора: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим




Проверим себя (взаимопроверка)


При почвенном питании растения с помощью ... …. поглощают ... …… и………. которые, по ... …… тканям поступают в листья.



Термины для выбора: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим






Проверим себя (взаимопроверка)


При почвенном питании растения с помощью ... …. поглощают ... …… и………. которые, по ... …… тканям поступают в листья.



Термины для выбора: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим





Проверим себя (взаимопроверка)


При почвенном питании растения с помощью ... …. поглощают ... …… и………. которые, по ... …… тканям поступают в листья.



Термины для выбора: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим


Просмотр содержимого документа
«мой урок питание растений»

Тема урока. Особенности питания растительного организма.

Класс 6

Тема: Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Предмет: биология

Цели урока:

Изучить особенности питания растений.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для развития УУД, формирования знаний, умений и навыков работы с таблицами, работать с учебником, биологическими объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.

  • Развивающие: Развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.

  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно - исследовательской деятельности.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании.

4. Особенности строения листа и его значение в жизни растения.

5. Суть процесса фотосинтеза. Место, условия протекания и результаты.

6. Планетарное и эволюционное значение фотосинтеза.

7. Закрепление.

Итоги урока.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация PowerPoint, комнатные растения, рельефная таблица «Клеточное строение корня «Клеточное строение листа», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа» и «Устьица», рисунки учебника,

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное, воздушное питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.. Хлоропласт. Хлорофилл.

Ход урока

I.Организация урока. 3 мин.

1.Приветствие учащихся. Все, что лежит на столе , пока не трогать

II. Актуализация знаний. 10 мин.

Учитель.или(ученик) Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни). Слайд 1

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей,

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из - под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?»-

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, -

Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева ни вас.

Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.

Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

И корень, и лист играют роль в питании растений. Итак, тема нашего урока ?

-Особенности питания растений. ( Записывают в тетради) (Слайд2 )

Постановка целей урока: Что нам нужно узнать о питании растений? (Слайд 3

-Способы питания растений

-сравнить способы

-выяснить значение способов

Биологическая разминка.

- Какие химические вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

III. Изучение нового материала.20 мин

- Ребята, а что такое питание?

. Сообщение ученика по теме “Питание”. (Слайд 4)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

Как же это происходит, как организмы питаются?

2.Типы питания живых организмов.(Читают текст по группам) Гетеротрофы и автотрофы,миксотрофы.

- Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие. Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему).

(Слайд 4)

(растения, бактерии) (животные, грибы)

Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы. Какие способы питания растений вы знаете? (составление схемы)Слайд 5

Способы питания растения




Почвенное питание (минеральное)


. Воздушное питание (фотосинтез)

Рассмотрим почвенное питание растения. Слайд6 (Составляют схему) Вода и растворенные в ней вещества поступают в растения благодаря особому строению корня и его всасывательной функции. Вспомним особенности строения корня. (Слайд 7 )

-Что находится в зоне корневых волосков, и каково её значение? Покажите эти зоны на слайде.- Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворёнными в ней веществами, ( показывают на рисунке) Вся всасывающая сила корневых волосков создаёт особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам. ( Демонстрация виртуального опыта)

Итак, из этого следует вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.

-.Как вы думаете, для чего нужны мин. Вещества? – для нормального роста и жизнедеятельности.

-Постановка вопроса урока. Помимо почвенного или минерального питания растению свойственно еще и воздушное питание. А что же такое воздушное питание растений?

Слайд (8


Слайд 9(Фотосинтез был открыт в конце 18 века. В его изучение внесли большой вклад многие ученые. Среди них и наш отечественный- Климент Аркадьевич Тимирязев.

Текст на слайде10

Все ученые сравнивали лист с какой то самой таинственной и загадочной лабораторией, с химическим заводом, где постоянно образуются какие то вещества, а какие то в него поступают.

Давайте заглянем в эту химическую лабораторию и попытаемся понять, что же там происходит.

Для этого зарисуйте большой лист. Он понадобится нам для работы.

И так, чтобы понять, что же происходит в листе, необходимо знать из чего он состоит. Вспоминаем его строение и функции подробно.

Вспомним ткани, которые образуют этот орган. (рассказывает ученик, показывая на слайде11-13). Внутреннее строение листа , каково оно?( Сверху прозрачная кожица, в ней устьица- отверстия, мякоть листа из клеток с зелеными пластидами –хлоропластами)

- В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани-хлоропласты. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.

Слайд 14.Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс, происходит на свету.

Фотосинтезэто процесс образования органических веществ (углеводов)и кислорода из неорганических (углекислого газа и воды), в хлоропластах, на свету. (Учащиеся записывают в тетради))

Если вещества образуются, значит, они там есть?

-Что бы правильно определить вещества, находящиеся внутри листа, давайте узнаем, что такое «вещества-индикаторы»? ( Вещества, помогающие точно определить наличие других веществ.)

- С каким из таких веществ вы уже знакомы? ( ИОД- индикатор на крахмал) Проверьте это утверждение.( Все три группы проверяют действие йода на картофель, булку и раствор крахмала.)

-Благодаря чему йодом можно определить крахмал?

(Посинение )


-Как же определить, какие вещества образуются в листе? Слайд 15


Ребята для решения нашего вопроса заложили опыт. Они сейчас поделятся результатами его с нами. ( Ученики рассказывают, что они делали во время эксперимента:

1-поставили растение в темноту на 3 дня, чтобы вещество из листа стекло в корень:

2-на лист закрепили черную бумагу;

3-поставили растение на свет.

4-через несколько дней срезали лист, прокипятили в воде, затем в спирте , хлорофилл вышел, лист обесцветился;

5-лист опустили в раствор йода;

6-лист посинел.

-Значит какое вещество образовалось на свету в листе?

( КРАХМАЛ- он синеет от йода)

(Учащиеся работают с рисунком в тетради: дописывают на лист слово «крахмал».

Куда расходуются органические вещества? Слайд16


Какие же еще вещества при этом образуются?

Слайд . Все началось с мышки Слайд 17

-18 век, английский ученый Джозеф Пристли задался вопросом. "Почему воздух лесов и полей чище воздуха больших городов" Как очищается воздух?

Ученый смутно догадывался, что растения играют какую- то роль в очищении испорченного воздуха. Но это надо было показать. И Пристли проделал такой опыт.

Он посадил мышь под стеклянный колпак, куда не попадала ни одна капля свежего воздуха. Сначала мышь дышала нормально. Потом она задохнулась и погибла.

Почему, ребята? (ответ учащихся).

Мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. А тот, который она выдохнула, больше не пригоден для дыхания.

Тогда Пристли изменил условия опыта. Вместе с мышью он поместил под колпак ветку мяты. На этот раз мышь чувствовала себя превосходно. Значит, растение выделяет газ пригодный для дыхания-кислород.

Обратимся к листу в тетради и дорисуем слово «кислород»

Посмотрим на определение фотосинтеза-образовались продукты фотосинтеза -орг.вещества и кислород

-Как вы думаете, на что растение использует эти вещества? (Крахмал -пища. Кислород - дыхание.)

По ситовидным трубкам органические вещества из листьев транспортируются в другие органы.


--А при каких условиях должны образовываться эти вещества? Обратимся к определению фотосинтеза-

-наличие света, устьиц, углекислого газа, воды, хлоропластов с хлорофиллом.Есливы заинтересуетесь, для них тоже есть доказательства, но это уже другая история….

. Давайте вспомним басню- каким органам принадлежит главная роль в питании?

-Все главные(Слай25)

4. - Как вы понимаете «значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле»? Работа с учебником. Слайд 26

- Прочитайте текст учебника на с.63 и найдите в нем основные положения.

- Работают с учебником, называют основные положения текста:

- усваивают солнечную энергию;

- преобразуют энергию солнечного света;

- делают ее доступной для живых организмов;

- выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.

- Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Можем ли мы сейчас уже охарактеризовать процесс фотосинтеза?

5. Закрепление. 10 мин.

- А теперь с помощью лаборатории листа и теста попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока и сможем ли мы достичь поставленной цели и задач.

А)Выполните тест подстановки (Взаимопроверка) «При почвенном питании растения с помощью ... поглощают ... и которые, по ... тканям поступают в листья. Выполняют тест. Вставляют слова: корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим.

Б)-Составим из имеющихся бумажных подсказох -процесс фотосинтеза.

Загадки (если осталось время)

1) Кто кормится разом рассолом и газом?

2) Из тучки из небесной водица льется пресной. Почему же в лист зеленый попадает она соленой?

VI. Рефлексия. (Раздаю карточки)3 мин

Слайд .Домашнее задание. 3 мин.

1)Изучить § 10 стр. 62-63 до слов «Животные в процессе питания...», ответить на вопросы. Выучить новые определения и понятия .

2)Подготовить сообщение о нетрадиционных способах питания растений. (хищничество, паразитизм)(по желанию)

3)Составить кроссворд со словом «ФОТОСИНТЕЗ»(по желанию)


Просмотр содержимого презентации
«презентация для урока биологииПитание растений 6 класс (1)»

Особенности питания растений

Особенности питания растений

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии .

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии .

ТИПЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Тип питания Автотрофное Гетеротрофное (растения) (животные, грибы) Сами синтезируют органические вещества . Питаются готовыми органическими веществами

ТИПЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

Тип питания

Автотрофное

Гетеротрофное

(растения)

(животные, грибы)

Сами синтезируют

органические

вещества .

Питаются готовыми

органическими

веществами

Способы питания растений Воздушное питание Фотосинтез (лист) Почвенное (МИНЕРАЛЬНОЕ, КОРНЕВОЕ) питание (корень)

Способы питания растений

Воздушное

питание

Фотосинтез

(лист)

Почвенное

(МИНЕРАЛЬНОЕ,

КОРНЕВОЕ) питание

(корень)

Почвенное  (МИНЕРАЛЬНОЕ,  КОРНЕВОЕ) питание

Почвенное (МИНЕРАЛЬНОЕ, КОРНЕВОЕ) питание

Строение корня

Строение корня

Воздушное питание Фотосинтез

Воздушное

питание

Фотосинтез

К.А.Тимирязев писал: « Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений»

К.А.Тимирязев писал:

« Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений»

Фотосинтез происходит

Фотосинтез происходит

Строение листа

Строение листа

Хлоропласты и устьица Хлоропласты имеют сложное строение, которое было изучено с помощью электронного микроскопа

Хлоропласты и устьица

Хлоропласты имеют сложное строение, которое было изучено с помощью электронного микроскопа

Фото синтез - процесс образования органических веществ(углеводов) и кислорода, из неорганических (углекислого газа и воды) под действием энергии солнечного света, в хлоропластах.

Фото синтез - процесс образования органических веществ(углеводов) и кислорода, из неорганических (углекислого газа и воды) под действием энергии солнечного света, в хлоропластах.

Отложение органических веществ в запас В) в корнеплодах Б) в корневищах А) в семенах пырей ячмень Г) в клубнях крапива пшеница

Отложение органических веществ в запас

В) в корнеплодах

Б) в корневищах

А) в семенах

пырей

ячмень

Г) в клубнях

крапива

пшеница

Джозеф Пристли , в 1771 г. показал, что зелёные растения улучшают воздух, «испорченный» дыханием.

Джозеф Пристли , в 1771 г. показал, что зелёные растения улучшают воздух, «испорченный» дыханием.

Опыт  Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Опыт

Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Поднимите один из колпаков. Какой колпак нужно поднять и почему ? Одна из мышек может погибнуть

Поднимите один из колпаков.

Какой колпак нужно поднять и почему ?

Одна из мышек может погибнуть

Вы спасли мышку!

Вы спасли мышку!

Почему  погибла мышк а?

Почему погибла мышк а?

Фотосинтез  – это процесс образования органических веществ (крахмала)и кислорода из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света и под действием пигмента хлорофилла .

Фотосинтезэто процесс образования органических веществ (крахмала)и кислорода из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света и под действием пигмента хлорофилла .

Продукты фотосинтеза  и условия Что нужно для синтеза органических веществ? Свет Вода Углекислый газ Хлоропласты  Что образуется во время фотосинтеза?

Продукты фотосинтеза и условия

Что нужно для синтеза органических веществ?

  • Свет
  • Вода
  • Углекислый газ
  • Хлоропласты

Что образуется во время фотосинтеза?

  • Углеводы(крахмал)
  • кислород
Каким органам принадлежит главная роль в питании?

Каким органам принадлежит главная роль в питании?

Значение фотосинтеза стр.63 учебника

Значение фотосинтеза стр.63 учебника

Закрепление

Закрепление

  • « При почвенном питании растения с помощью ... поглощают ... и... которые, по ... тканям поступают в листья.
  • Понятия : корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1.§ 10 стр. 62-63
  • 2.На выбор : сообщение о растениях-паразитах, растениях-хищниках
  • 3. Кроссворд со словом «фотосинтез»
Спасибо  за урок 

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя