Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».
Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»
Место в учебном плане: урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».
Тип урока: комбинированный
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация. видеофрагмент «Внутренние воды», географический словарь.
Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.
Цели и задачи урока:
Личностные:
Воспитание любви и уважения к Отечеству;
Формирование коммуникативной компетентности;
Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
Формирование умения работать индивидуально и в группе;
Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,
Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
Формировать значимость охраны окружающей среды;
Структура урока:
Этап мотивации.Оргмомент
Проверка ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Работа в группах.
Практическая часть.
Проблемное поле
Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание
Ход урока.
Этап мотивации. Оргмомент
II. Проверка ранее изученного материала. Ребята повторяют в парах термины по теме «Реки»
Исток– начало реки.
Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Речная система – главная река с притоками.
Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.
Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.
Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)
- Что определяют по уклону и падению реки?
Ответ учащихся: скорость течения
- Как разделяются реки по режиму питания?
Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное
- Какой режим питания имеют реки, протекающие в Свердловской области?
Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.
- Назовите причину весеннего половодья в Свердловской области?
Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.
-На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?
Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди.
Обучающиеся выполняют тест по вариантам.
Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки), выставляют отметки по критериям
Изучение нового материала. обучающиеся определяют тему урока, отгадав ребусы.
Целеполагание: какую цель урока поставим? Что Вы знаете по данной теме? Напишите свои ассоциации, связанные с данной темой . Обучающиеся рисуют рисунки, пишут слова, связанные с данной темой, затем озвучивают.
Задание по поиску информации. Найдите определение озера в учебнике, энциклопедии, Интернете. Работа с текстом учебника. Проведите классификацию озер.
Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой .
- Давайте вспомним, какие бывают озёра?
Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.
слайд
Озера бывают: пресные, соленые, сточные, бессточные
Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным?
рисунок А рисунок В
Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное
Учитель. Почему вы так считаете?
Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;
рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.
Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?
Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.
Учитель. Найдите на карте озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?
Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское.
IV. Работа в группах.
Учитель. Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы.
Рекомендации по работе в группе 1.
1. Прочитайте внимательно задание.
2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после задания.
4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника
5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
1 группа.
На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.
Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.
В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.
Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.
Вопросы к заданию.
Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);
Какая река берет начало из озера Байкал? (Ангара);
Сформулируйте проблему. (Экологическая проблема: засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).
Пути решения проблемы. (Прекращение необратимых воздействий на экосистему, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем дополнительной очистки выбросов в атмосферу.)
2 задание.
По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.
Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.
Вопросы к заданию.
Какие озера бывают по происхождению? (тектонические, ледниковые, вулканические, моренные);
Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод)
Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? (Количество озёр уменьшается к югу в связи с ростом засушливости климата.
4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.)
Обсуждения в группах, ответы на вопросы.
V. Практическая часть.
Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?
Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.
Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?
Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).
Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?
Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.
Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.
Учитель. Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.
Учитель. Расставьте указанные озера на интерактивной карте.
- От чего зависит питание озер?
Ответ учащихся: от режима питающих их рек.
-Если изменится питание озер, что с ними может произойти?
Ответ учащихся: сначала оно превратится в болото, а затем высохнет.
VI. Проблемное поле
Учитель. Пользуясь учебником, энциклопедией, Интернетом, дайте определение болоту и назовите причины образования болот?
Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.
Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?
Вред болот | Польза болот |
территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве; опасное место для жизни людей. | болото – место обитания птиц; на болотах образуется торф; на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам; на болотах идет очистка воды |
Вывод учащихся: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.
Учитель. Наряду с естественными водоемами имеются и искусственные, созданные человеком. Как называются такие водоемы?
Ответ детей: (пруды, водохранилища)
Учитель. Для чего люди создают водохранилища?
Ответ учащихся: для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
VII. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?
VIII. Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.
.
8