Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Ипатово Ставропольского края
Разработка урока по географии
6 класс
по теме «Пояса освещенности »
Автор: учитель географии,
высшая квалификационная категория
Платонова Галина Николаевна
г. Ипатово, 2021
Тема урока « Пояса освещенности»
Цели урока: сформировать знания учащихся о поясах освещенности; как связан уровень освещенности поверхности Земли и элементы градусной сетки.
Задачи урока:
-
Познакомить обучающихся с понятиями «тропики» и «полярные круги».
-
Выяснить, почему тропики и полярные круги имеют определенное градусное значение географической широты.
-
Сформировать представление о поясах освещенности.
-
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Оборудование: Физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, поисковый метод, практические задания на закрепление знаний.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальная работа , в парах.
УЭ – 0 Цель: Организационный момент.
УЭ – 1 Цель: Проверка знаний
-
Актуализация знаний
Давайте вспомним.
-
В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
-
Какие районы земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие - наименьшее?
-
Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещенности Земли, есть в календаре?
-
Какие последствия имеет суточное вращение? (имеем день и ночь).
-
Каково следствие вращения Земли вокруг Солнца?
-
Почему происходит смена сезонов года?
-
Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
-
Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
-
Что бы изменилось, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты? (день и ночь были бы равны, по 12 ч в каждое время суток. Прекратилась бы смена сезонов года. Температура бы не менялась в течение года.
-
Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом.
-
Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.
-
Работа по карточкам (определение географических координат)
-
Постановка цели и задач урока. Одинаков ли угол падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам? Как он изменяется?
Учащиеся выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя
Выделение существенной информации из слов учителя
Взаимодействуют с учителем.
УЭ -2 Цель: Первичное усвоение новых знаний. Выяснить, что такое тропики и полярные круги.
Смотрим видео: «Полярная ночь и полярный день)
Решаем проблему?
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?
Зенит* – это наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.
На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? Или где на Земле сейчас зенит?
Затем учитель меняет на Южный тропик. Показываем по карте.
-
Вызвать ученика, что бы он поставил глобус в летнее положение для северного полушария. Затем, чтобы показал суточное вращение в этом же положении Земли.
-
Для начала найдем "особые" линии на карте.
Учащиеся читают текст учебника стр.24 -25. Систематизируют материал. Делают схему (логический конспект) |
Тропики | Полярный день | Полярная ночь |
определение | определение | определение |
Вывод | Вывод | Вывод |
22 июня в день летнего солнцестояния, Северное полушарие получает больше всего солнечных лучей падающих на поверхность Земли под наибольшими углами.
В этот день на Северный тропик лучи в полдень падают под прямым углом.
? Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном полюсе и на южном? (Северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток.)
Значит, это - какие явления? – Полярный день и полярная ночь.
Полярная ночь* - период времени, когда Солнце определённое количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних суток на полярном круге до 178,5 суток на Северном полюсе.
Полярный круг* - параллель, отстоящая от экватора на 66º33´. Есть два полярных круга.
В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная день и полярная ночь.
УЭ -3 Цель: Пояса освещенности Земли.
Работа с текстом учебника стр.26 -27. |
Вывод: Количества тепла и света зависит от угла падения солнечных лучей и продолжительности освещения, а это зависит от того, где находится, т.е. от географической широты. Пояса освещённости иногда называют тепловыми, но это не правильно. |
-
Северный полярный пояс вечного мороза t
-
Северный холодный t
-
Северный Умеренный t июля =20º, t янв= 20º;
-
Тропический пояс t средняя = 20º (жаркий)
-
Южный умеренный t 10º, t
-
Южный холодный t летом = от 0º до 10º.
-
Южный полярный пояс вечного мороза t
Вывод: самые жаркие районы планеты лежат в тропическом поясе освещенности. А самые холодные районы Земли расположены в двух полярных поясах – северном и южном. |
Между тропиками и полярными кругамирасполагаются |
УЭ – 4 Цель: Первичное закрепление
Что имел в виду А.С. Пушкин, написав эти строки?
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответить на вопросы:
1. В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света? Наименьшее количество
Компетенция обучающихся в области первичных сведений о материке.
Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами.
Развитие логического мышления.
Развитие регуляции учебной деятельности
Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения.
УЭ -5 Цель: Практические задания на закрепление теоретических знаний:
-
«Составление схемы «пояса освещенности Земли» стр. 26 – 27
-
Работа с контурной картой
На контурной карте полушарий:
1) обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги;
2) Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов;
3) Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах жаркого теплового пояса, а чёрным цветом - расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим - в холодном тепловом поясе;
4) Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом - самый холодный.
УЭ – 6 Цель: Закрепление.
-
Где на Земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)
-
Можно ли где-нибудь в северном полушарии видеть в полдень Солнце на севере? (Да, между экватором и северным тропиком).
-
Когда на Земле день равен ночи? Где в это время Солнце находится в зените? ( В дни равноденствий. Солнце в зените в это время над экватором).
-
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
-
Умение обсуждать содержание урока.
-
Формулируют собственное мнение и позицию
-
Проводят контроль и самоконтроль.
-
Умение слушать в соответствии с целевой установкой
УЭ – 7 Цель: Рефлексия
- О чем мы говорили на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- В каком поясе освещенности вам хотелось бы жить?
- Что вызвало трудности на уроке?
Рефлексируют.
Умение делать выводы
Взаимодействуют с учителем
Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.
Саморегуляция