СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Понятие обыкновенной дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Понятие обыкновенной дроби"»

Предмет: Математика

Тема урока: Понятие обыкновенной дроби.


Урок №


Дата:

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.

  • развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

  • воспитывать коммуникативные умения; способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учения, ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи, самоопределение, формирование позитивной самооценки.

Метапредметные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, самостоятельно и адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить поправки, высказывать своё предположение;

Предметные: знают, что такое «дробь», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; умеют читать, записывать и объяснять значение обыкновенной дроби; знают названия чисел при записи дроби; понимают значение дробной черты в записи дроби;

Оборудование: учебник Виленкин Н. Я. Математика 5 класс, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. (Слайд 1)

На каждом уроке вы, ребята, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Сегодня, согласно словам ученого К.Э. Циолковского, вы откроете то, что известно многим. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики, но и при изучении нового курса, который называется алгебра.

Открываем тетради, записываем число.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Сегодня на уроке нам будут помогать персонажи из мультфильма «Головоломка», а именно это : Радость, Гнев, Брезгливость, Страх и Печаль. Мы с вами зайдем к ним в гости и по пробуем помочь с заданиями для нас. ( Слайд 2 )

Первая станция: Гнев (Слайд 3)

Гнев очень разозлили, и он решил нам перепутать все слова и сделать из них ребус. Отгадав его, мы узнаем тему сегодняшнего урока и успокоим его пыл. (Слайд 4)

Ответ: Обыкновенные дроби. (Слайд 5)

Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи?

  1. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Станция: Печаль (Слайд 6)

Наша печаль совсем опечалилась из-за того, что не понимает, что мы будем делать сегодня с вами на уроке. Давайте поможем печали стать более радостной.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?

-А всегда ли   при делении можно было получить  ответ  в виде натурального числа?

Послушайте сказку о «Числограде и Дроби 1\2» (Слайд 7)


В волшебной стране Числоградии жили-были Дроби. Они были очень разные: большие и маленькие, с целыми и дробными числами в знаменателе, с красивыми и не очень красивыми названиями. Но всех их объединяла одна особенность: они умели делиться.

Однажды в Числоградии объявился злой волшебник Делитель. Он хотел забрать у Дробей их способность делиться, чтобы они стали бесполезными и никому не нужны. Делитель зачаровал всех Дробей, и они забыли, как делиться.

В это время в Числоградии жила маленькая Дробь, которую звали 1/2. Она была очень любопытной и всегда хотела узнавать что-то новое. Когда Делитель зачаровал всех Дробей, 1/2 очень расстроилась. Она понимала, что без способности делиться Дроби не смогут никому помогать.1/2 решила, что нужно спасти своих друзей. Она отправилась в опасное путешествие в поисках волшебного ключа, который мог снять чары Делителя.

Наконец, 1/2 нашла волшебный ключ. Все Дроби снова вспомнили, как делиться, и они стали счастливы. С тех пор Дроби в Числоградии всегда помнили о том, как важно делиться, и они всегда были готовы помочь друг другу и всем, кто нуждался в их помощи.

Что вы поняли исходя из рассказа?

Получилось ли нам развеселить печаль таким рассказом?

  1. Этап открытия новых знаний

Станция: Страх (Слайд 8)

Вот и добрались мы в гости к Страху. Он очень боится, что у нас не получится собрать воедино сферы воспоминаний, так как мы не понимаем еще дроби. Давайте поможем ему собрать сферы и научимся читать и записывать дроби. (Слайд 9)

Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.

Что же такое дробь? Дробь – это число, которое обозначает часть целого. Целое состоит из частей.

Так как сферу разрезали на 6 равных частей, значит ее разделили на 6 долей и каждый получил «одну шестую» долю сферы, или, короче «одну шестую сферы».

Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление.

Так же у дроби есть числитель и знаменатель. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

У вас на партах лежат разрезанные сферы сейчас мы будем с ними работать и пытаться их восстановить. (Слад 10)

Задание: Перед вами лежат сферы воспоминаний. (Проектор не используется)

Разделите сферу на две равные части.

-какую часть от круга составляет одна часть? 1/2

Разделите каждую полученную часть еще пополам.

-какую часть от всего круга, составляет одна часть?

-какую часть от круга составляют две части?

-какую часть от круга составляют три части?

-какую часть от круга составляют 4 части?

Название дроби зависит от того на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части – «треть».

Дробь 1/3 называют «треть».

Если целое разделили на части, то получается 1/4 или по другому говорят- «четверть».

А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть?(Варианты ответов учащихся)

Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая»

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких.

У нас получилось собрать сферы воедино? (Да, получилась целая сфера)

  1. Этап первичной проверки понимания

Станция: Брезгливость (Слайд 11)

Вот мы и на станции Брезгливость. Она у нас вредный персонаж и поэтому ей очень брезгливо читать и записывать наши дроби. Давайте поможем ей побороть эту черту и стать более лояльной по отношении к дробям. Прочитаем ей такое стихотворение:

Дроби - это не пустяк,

Это мир, где числа спят.

Вверх и вниз, по линиям бегут,

Числитель и знаменатель ждут.

Верхний - что нам дано,

Нижний - что разделить должны,

Получим часть от целого,

И станет все понятно.

Дроби - это не проблема,

Это просто форма, схема,

С помощью, которой мы можем

Мир познать и все понять.

Дроби - это не страшилка,

А просто инструмент, как шило.

Так что не бойтесь дробей,

Изучайте их, друзья,

И мир откроет вам свои

Невероятные края! (Слайд 12)

Задание: Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. (Слайд 13)


- Прочитайте дробь, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

Пример:

- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.

  Решение. Фигуру разделили на одинаковые части,





- Сколько таких частей?



- Где нужно записать 5?

- Сколько частей закрасили?

- Где нужно записать 3?

- Значит,   фигуры закрасили в зелёный цвет.

Задание: Прочитайте дробь. (Слайд 14)

1/5; 1/8; 10/11; 13/15; 20/40; 44/55; 2/5; 4/8.

  1. Физкультминутка (Проектор не используется)

**Радость:** (подпрыгивает на месте) Давайте все вместе подпрыгнем, как я, когда я рада!

**Печалька:** (медленно приседает) А теперь давайте присядем, как я, когда мне грустно.

**Гнев:** (топает ногами) Топаем ногами, как я, когда злюсь!

**Брезгливость:** (морщит нос) Морщим носик, как я, когда мне что-то не нравится!

**Страх:** (прижимает руки к груди) Сжимаем руки, как я, когда боюсь!

  1. Этап первичного закрепления

Мы все еще на станции Брезгливость. Она еще не совсем поняла, о чем идет речь, поэтому мы сейчас ей поможем до конца разобраться.

У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе и выпишите себе в тетрадь обыкновенные дроби, которые вы увидели в тексте:

Задание:« Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили. (Проектор не используется)

- Молодцы!


Откройте учебник на странице 14. Посмотрите на №5.44. Ответьте на вопросы. Начертите четверть, половину и три четверти квадрата.

№ 5.44

Квадрат со стороной 8 см разделите на 4 доли. Сколькими способами это можно сделать? Начертите отдельно: а) четверть квадрата; б) половину квадрата; в) три четверти квадрата



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Продвигаясь по станции Брезгливость, мы встречаем не закрашенные фигуры. Давайте поможем Брезгливости восстановить их.

Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.

- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.


Откройте учебник на странице 14. Посмотрите на №5.46. Вам нужно будет выполнить только 1 и 2 задание.


№5.46

1) Какая часть круга закрашена (рис.5.17, в,е,к)?

2) Какая часть квадрата не закрашена (рис. 5.17, б,д,л,м,н)?

Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных заданий.

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.



Итак, ребята, как я вижу мы помогли Брезгливости и себе разобраться в том, как читать и записывать обыкновенные дроби.


  1. Включение в систему знаний и повторение


Станция: Радость (Слайд 16)

Радость решила нас немного проверить и задала нам математический диктант. Давайте-ка напишем его и покажем Радости, что у нас все получилось.

Выполняем математический диктант в тетрадях.(Слайд 17)

Запишите дробь, у которой:

а) числитель равен 3, а знаменатель 15; д)знаменатель 9, числитель в 3 раза меньше

б) знаменатель равен 40, а числитель 8; е) числитель 5, знаменатель в 4 раза больше

в) числитель равен 2, а знаменатель на 3 больше;

г) знаменатель равен 25, а числитель в 5 раза меньше.

Молодцы, ребята! У нас получилось убедить Радость в том, что мы поняли, как записывать дроби!

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Слайд 18)

А сейчас вернемся к цели нашего урока и проанализируем чем же мы помогли героям мультика «Головоломка» на сегодняшнем уроке.

- Что мы планировали?

- Изменим в этой записи будущее время на прошедшее.

- Что мы узнали?

- Что исследовали?

- Чему научились?

- Какое задание для вас оказалось самым интересным, (трудным)?

На столах у вас лежат Сферы воспоминаний: Зеленая –все было понятно; Желтая – есть над чем работать; Красная – было трудно. Подойдите к доске и наклейте ту сферу которую считаете нужной. (Слайд 19)

Сколько у нас сегодня учеников в классе? Посчитайте, сколько желтых сфер. Сколько зеленых? Сколько красных?

Какая часть класса поняла тему урока?

У какой части учащихся остались вопросы?


  1. Информация о домашнем задании (Слайд 20)

Творческое задание на выбор :

  1. Придумайте и нарисуйте рисунок, используя дроби для раскраски каждой части. Напишите пояснение, как вы использовали дроби для создания вашего произведения и какие дроби были использованы.

  2. Напишите короткое повествование или стихотворение, в котором дроби играют важную роль. Используйте дроби для раскрытия сюжета и создания интересных образов.













































Приложение 1

























Приложение 2


Задание: « Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили.

Задание: « Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили.


Задание: « Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили.


Задание: « Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили.


Задание: « Радость и Гнев шли домой , дорога до дома занимала четверть часа. Пройдя треть пути, они встретили Страх и Печаль. По пути домой все зашли в магазин купили журнал и половину сферы воспоминаний. На встречу вышла Брезгливость и принесла еще половину сферы воспоминаний.» Прочитайте текст и дробь, которой заменили.





































Приложение 3















Приложение 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя