Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ряжская СШ № 2»
Урок «Права человека»,
посвященного 70-летию со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека.
10 класс
Бортникова В.А.,
учитель истории и обществознания.
Ряжск
2018
Цели урока:
Объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
Сформировать уважительное отношение учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны:
Понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;
Уметь характеризовать Декларацию с точки зрения закрепленных в ней прав человека
Иметь представления об истории создания документа;
Уметь охарактеризовать основные этапы развития концепции прав человека
Уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты
Знать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;
Уметь характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве.
Оборудование урока:
Текст Всеобщей декларации прав человека. Певцова Е.А.Право. Основы правовой культуры (10-11 класс) – М.:Русское слово, 2008; листы бумаги , ватман, ручки.
Основные понятия:
Права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщей декларации прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.
Задачи:
организация работы по подготовке учащихся к восприятию основ прав человека;
ознакомление старшеклассников с содержанием Всеобщей Декларации прав человека, с её основными принципами и задачами;
формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека.
Ход урока
Вводная беседа:
«Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть свое, что отличает его от остальных людей.
Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее и есть права человека. Они есть у всех людей. Права человека никто не дает. Человек получает права от рождения, все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
Испокон веков люди пытались обрести свободы и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения, только потому, что он человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека – неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношения к факту самого существования человека. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е., применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Вопрос к учащимся:
О каких принципах прав человек я упомянула?
Старшеклассники отвечают и называют принципы прав человека: права естественны, неотъемлемы, взаимосвязаны, универсальны.
Учитель рассказывает о том, что вскоре после окончания Второй Мировой войны в 1945 году, была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила спец документ, провозглашающий права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольности» для всего человечества, поэтому сегодня декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик ( Ливан), Пенг Чан Чэнг ( Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов ( Советский Союз), лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон ( Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
В работе Комиссии участвовали представители 14 стран – членов ООН. 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация , которая определила базовые права человека(к тому моменту в ООН было 56 стран – участниц).
Этот небольшой по объему документ ( всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самооценки. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека , но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политправ человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в свободных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человека. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушение указанных прав и свобод. С целью повысить эффективность Декларации в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла 2 дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все 3 документа составляет Международный билль о правах. Для государств – участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения.
Тем не менее Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на нее можно ссылаться при защите своих прав и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации День прав человека.
Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции):
- Конвенция о правах ребенка,
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Мини-беседа по вопросу:
Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств.
При ответах на поставленные вопросы старшеклассники пользуются следующей формулой:
Говорят о своей позиции (Я считаю, что …);
Объясняют ее (Потому что…);
Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами…);
Делают выводы (Таким образом, мой вывод….).
Вопрос:
Какие ваши права на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?
Обсуждение таблицы-схемы:
На доске (или листе ватмана) находится схема «Права и свобода личности» (личные права, социально-экономические права, политические права и свободы).
Учитель поясняет, что на схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.
Вопросы и задания
Что вы знаете об указанных правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знания. Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и не отчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «НЕ». (Например, «Не» каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?).
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?
Дискуссия : «Защита прав человека»
Учащиеся получают задание: определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:
Хулиганы отобрали на улице у ребенка мобильный телефон;
Учитель на уроке обозвал ученика;
Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
Неизвестные ограбили квартиру;
Полицейские задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
Вас не приняли на работу без объяснения причины;
В поликлинике отказались оказывать необходимую вам медицинскую помощь;
Вас не включили в избирательный список по выбору депутатов в Государственную думу Российской Федерации.
Дискуссия дает возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и должны быть подготовлены к данной беседе (лучше если учащиеся будут заранее подготовлены к вопросу о защите прав человека и выступление не должно продолжаться более 2х минут). По окончании дискуссии учитель подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.
Подведение итогов урока
Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы: Всеобщая Декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.
Выставление оценок за урок.