СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ТРКМ

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Причастный оборот"»

Причастный оборот

Урок с использованием технологии РКМЧП

Цели:

1) сформировать у учеников представление о роли причастий и причастных оборотов в художественных произведениях;

2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;

4) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; рисунки учеников, схема-кластер “Причастие”; карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом; компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Н.Чернышевский

ХОД УРОКА

Сообщение темы урока и цели

Учитель. Мы продолжаем изучение темы “Причастный оборот и знаки препинания при нем”. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: “Роль причастий в поэзии А.С. Пушкина”.

Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с причастными оборотами, но и умение использовать причастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

I. Стадия осмысления

1. Актуализация прежних знаний

Учитель. Составим коллективный портрет причастия (кластер), результаты вывесим на доску

2. Контроль знаний по теме. Составление и заполнение таблицы “Сходство причастий и имен прилагательных”. (У учеников таблица с пропущенными строками, их нужно восстановить, таблица 1 сдается учителю на проверку).

2. Разминка “Веришь ли ты?”

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая – в красный (неверный ответ).

– Верите ли вы, что причастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные? 

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? 

– Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? 

– Верите ли вы, что причастие имеет признаки глагола? 

– Верите ли вы, что причастия изменяются по родам, числам и падежам?

– Верите ли вы, что причастный оборот всегда на письме не выделяется запятыми? 

II. Стадия осмысления

1. Самостоятельная работа

Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют причастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните таблицу

Таблица 2

Текст

Причастие

Морфологические признаки причастия

Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор…
………………………….
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Евгений Онегин”


C

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

«Евгений Онегин»



C

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

«Евгений Онегин»

 


C

“Соберите” эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы. Обоснуйте свой ответ 

2. Отчет об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть причастные обороты, определяют их роль в предложении.

3. Игровая пауза

Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит причастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежающий воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошенные кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.

4. Творческое задание

Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.

Писатель А.И. Куприн говорил: “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...”.

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя причастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему “Зима”.

III. Рефлексия

Устная публикация (представление).

Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.

Остальные ученики “опубликуют” свои работы в рукописном журнале.

Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня?

Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!

Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!