Причастный оборот
Урок с использованием технологии РКМЧП
Цели:
1) сформировать у учеников представление о роли причастий и причастных оборотов в художественных произведениях;
2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;
4) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;
Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; рисунки учеников, схема-кластер “Причастие”; карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом; компьютерная презентация.
Эпиграф к уроку:
До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.
Н.Чернышевский
ХОД УРОКА
Сообщение темы урока и цели
Учитель. Мы продолжаем изучение темы “Причастный оборот и знаки препинания при нем”. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: “Роль причастий в поэзии А.С. Пушкина”.
Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с причастными оборотами, но и умение использовать причастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
I. Стадия осмысления
1. Актуализация прежних знаний
Учитель. Составим коллективный портрет причастия (кластер), результаты вывесим на доску
2. Контроль знаний по теме. Составление и заполнение таблицы “Сходство причастий и имен прилагательных”. (У учеников таблица с пропущенными строками, их нужно восстановить, таблица 1 сдается учителю на проверку).
2. Разминка “Веришь ли ты?”
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая – в красный (неверный ответ).
– Верите ли вы, что причастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?
– Верите ли вы, что причастие имеет признаки глагола?
– Верите ли вы, что причастия изменяются по родам, числам и падежам?
– Верите ли вы, что причастный оборот всегда на письме не выделяется запятыми?
II. Стадия осмысления
1. Самостоятельная работа
Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют причастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните таблицу
Таблица 2
Текст | Причастие | Морфологические признаки причастия |
Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор… …………………………. И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. “Евгений Онегин” | | C |
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.” «Евгений Онегин» | | C |
Или, не радуясь возврату Погибших осенью листов, Мы помним горькую утрату, Внимая новый шум лесов; Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет?” «Евгений Онегин» | | C |
“Соберите” эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы. Обоснуйте свой ответ
2. Отчет об исследовательской работе
У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть причастные обороты, определяют их роль в предложении.
3. Игровая пауза
Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит причастие.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежающий воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошенные кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.
4. Творческое задание
Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.
Писатель А.И. Куприн говорил: “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...”.
Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя причастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему “Зима”.
III. Рефлексия
Устная публикация (представление).
Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.
Остальные ученики “опубликуют” свои работы в рукописном журнале.
Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня?
Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!
Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.