СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Природные комплексы Северного Кавказа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у учащихся умение составлять описание природы географического объекта

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Природные комплексы Северного Кавказа"»

Предмет

география

Класс 8 А


УМК

Рабочие программы. ФГОС География 5-9 классы к УМК «Классическая линия»/ И. И. Баринова, В. П. Дронов,

И. В. Душина, В. И. Сиротин. –М. : Дрофа, 2017

Тема урока:

Природные комп­лексы Северного Кавказа

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся умения составлять описание природы географического объекта.

Развивающая: развитие умений работы с различными источниками информации на уроке, географической культуры, интереса к географическим знаниям, экологического мышления; развитие интеллектуально-познавательных умений через проблемное изложение учебного материала; развитие умений по составлению мини-проектов на уроке.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеристика природных комплексов Северного Кавказа.

Причина разнообразия природных комплексов Северного Кавказа — раз­личие в географическом положении и в высоте над уровнем моря. Особеннос­ти природы Прикубанской равнины. Кубань — житница России. Кавказ­ские Минеральные Воды — крупней­ший курортный район страны. Высо­когорный Дагестан. Творческая работа.Подготовка проектов путешествия по Северному Кавказу.

Личностные: учить обладанию целостного мировоззрения, соответствующего совре­менному уровню развития науки и общественной практики

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Познавательные: учить различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.

Учить устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение ; различать изученные географические объекты, описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов, извлекать информацию о ПК Северного Кавказа при работе с картами атласа, сетью интернет, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Обладание российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству. Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Прикубанская равнина, Ставрополье. Дагестан.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

проектная (творческий мини-проект рекламного проспекта), информационно-коммуникативные технологии: «найди ошибку», видеоряд:  «Мульти-Россия» («Мы живём в России») - цикл социальных анимационных роликов;

активные методы: игровые (ролевая игра: «Турменеджер», «Музей забытых вещей»

Оборудование:

ноутбук, раздаточный материал (шаблон рекламного проспекта)

Образовательные интернет-ресурсы

материал энциклопедии «Википедии», форум Винского (Форум самостоятельных путешественников )http://forum.awd.ru/

цикл социальных анимационных роликов«Мульти-Россия» http://multirussia.ru

сайт «Активный туризм на Юге России» http://budetinteresno.infohttp://budetinteresno.narod.ru/

сайт Русского географического общество https://kino.rgo.ru/category/



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент


Стимулирует к усвоению знаний урока.

Просмотр видео https://kino.rgo.ru/category/ (https://kino.rgo.ru/films/53)


Мы продолжаем путешествие по Северному Кавказу.

Приветствуют учителя.

Выполняют требования учителя.(Л)



Получают эмоциональный настрой, заряд положительных эмоций.

2

Актуализация знаний


Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

- На прошлом уроке мы познакомились с природой Северного Кавказа. Мне на глаза попался дневник туриста несостоявшегося похода, где допущено много ошибок и неточностей.

Работа с деформированным текстом (в группах)–

«чтение дневника несостоявшегося похода»(приложение 1)

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты, особенности природы Кавказского региона, которые связаны с формулировкой проблемы





Создание проблемной ситуации.



- В Северном Кавказе очень разнообразный климат, что привело к образованию многочисленных природно-территориальных комплексов. Так ли это на самом деле?

Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в разные уголки этого красивейшего места России.

Предлагает ряд слайдов уникальных мест (природных уникумов) Северного Кавказа на фоне чтения стихотворения Пушкина «Кавказ подо мною» (Приложение 3)

Атамань, Нарзан, Дербент, Эльбрус, Архыз, Фишт,

Азишская пещера.


Создает проблемную ситуацию.

Сегодня в гости к нам пришел великий поэт, который прибывая на Кавказе в 1820 году, писал своему брату следующие строки:

(выход ученика (А. С.Пушкин))

«Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь гор, ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными. Кавказский край, знойная граница Азии, - любопытен во всех отношениях».

Постановка проблемы

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин назвал Кавказ «Кавказским краем, знойной границей Азии, - любопытным во всех отношениях»?

Предлагаю провести исследование по этому вопросу

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Предлагаю вам сегодня заочно побывать в этих местах. Куда же можно отправиться в путешествие?









Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина

«Кавказ подо мною»


















Затрудняются с ответом на вопрос учителя.



Определяют, каких знаний им не хватает, при помощи каких источников можно получить


Целеполагание.

Предлагает сформулировать тему и цель урока, какими средствами можно достигнуть цели.

  • Характеристика природных комплексов Северного Кавказа.

  • Выявление причин разнообразия природных комплексов Северного Кавказа — раз­личие в географическом положении и в высоте над уровнем моря.

Слушают учителя, отвечают на проблемный вопрос, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Планируют свою деятельность под руководством учителя.

Проявляют осознание и ставят учебные цели:

  • изучить ПК Северного Кавказа;

  • дать им характеристику;

  • составить рекомендации туристам по выбору мест посещения.


Открытие нового знания.


Учебные действия по реализации плана:

  1. Продуктивное чтение текста учебника.

Мы увидели, как красива и разнообразна природа региона. В чем же причина разнообразия ПТК Северного Кавказа?

Давайте вспомним из каких компонентов состоит ПТК?


Предлагает найти природные комплексы С. Кавказа при помощи учебника.

Назвать их и показать на карте.

  1. Работа с картой атласа

«Природные комплексы Северного Кавказа»

Показать на карте у доски.


Коллективное выявление причинно-следственных связей.


- Предлагаю еще посмотреть несколько видеороликов, чтобы точнее определиться, куда совершить путешествие.

5. Видеоряд.

Учитель демонстрирует цикл социальных анимационных роликов (по 1 минуте) «Мульти-Россия» («Мы живём в России»): Кубань. Дагестан. Ставрополье. Северная Осетия.

6. Выставляет проблему

- Мы отправляемся дальше по Северному Кавказу. Но прежде чем отправиться куда-то, какие вопросы задает себе путешественник?

- Каких знаний ему не хватает?

При помощи имеющихся знаний о природе делают вывод о причинах разнообразия ПТК (работа с гексами)

  • сложная история геологического развития;

  • сложная циркуляция воздушных масс;

  • раз­личие в географическом положении и в высоте над уровнем моря

Извлекают информацию о ПК Северного Кавказа при работе с картами атласа, текстом учебника, делают анализ и отбор информации, перерабатывают информацию для получения необходимого результата.





Получают положительный заряд и мотивацию к изучению материала.




Предлагают различные вопросы:

  • Куда отправиться в путешествие?

  • Какую одежду взять?

  • Какой путь нужно проделать?

  • Что посмотреть в путешествии?

  • Где взять информацию?

  • Как выбрать турфирму? и пр.

5

Применение новых знаний на практике.

Заочное путешествие в ПТК:

Практическая работа в группах по оформлению мини-проектов возможного путешествия, пользуясь сетью интернет для нахождения нужной информации об уникальных объектах Северного Кавказа.

Предлагаю вам сейчас разработать рекламный проспект возможного путешествия. Для этого у вас на столах лежит макет рекламного проспекта.

Учитель определяет функционально-ролевые интересыучастников занятия, дает инструкции по распределению обязанностей в группе, предлагает выбор ЭОР, нацеливает на результат

- Ваша задача – разработать маршрут и выбрать краткую необходимую информацию так, чтобы туристам именно в вашей фирме захотелось купить тур.

- Информацию берете из сети интернет, на сайте «Википедии», форуме Винского (Форум самостоятельных путешественников), приложение 3.




Презентация проектов детьми.



Игра: «Музей забытых вещей» (Приложение 4)

Но, прежде чем отправиться в природные комплексы, давайте зайдем в музей забытых вещей. Здесь собраны вещи мастеров здешних мест. Отгадайте по этим экспонатам, чем занимались эти люди. Постарайтесь найти связь между предметом, занятием, причиной занятия


Планируют свою деятельность под руководством учителя, работают в соответствии с поставленной задачей:

  • изучить природные условия природных комплексов Северного Кавказа;

  • определить объект сбора информации – достопримечательности и уникальные природные объекты Кавказа;

  • проанализировать предложенные источники информации;

  • выбрать формы представления результата – публичную презентацию своей рекламы.



Извлекают информацию об уникумах и ПК Северного Кавказа,работают с картами атласа, сетью интернет,делают анализ и отбор информации, добывают новые знания из источников ЭОР, работают с интернетом, выбирают и перерабатывают информацию для рекламы путешествия.

Ученики выступают в роли турменеджеров, консультантов, рекламодателей.



Рассматривают предметы, анализируют, сопоставляют, делают вывод о возможном занятии местного населения, находят связь между предметом, занятием, причиной занятия.

Формулируют вывод: Богаты эти края. Люди умело используют природные ресурсы.


6

Рефлексия

Оценивание проектов.

Выбор лучших проектов




Определение: достигнуты ли цели?

  • Какова была цель урока?

  • Какова была цель проекта?

  • Какая группа «турфирма» по-вашему соберет больше туристов?

  • Почему?

Рефлексия настроения:


Туристы – отважные люди,
Для них не бывает преград,
Любые дороги осилят,
Но всё же вернутся назад.
Они одержимы мечтою, 
В душе - к путешествиям страсть.
Желаем больших приключений,
Чтоб жизнь на все сто удалась!


Оценивают работу одноклассников, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми.В ходе представления проекта дают оценку его результатам, выбрав понравившуюся фирму.


Определяют достигнуты ли цели, анализируют работу одноклассников, путем выбора турфирмы и обоснованием своего выбора.


7

Домашнее задание

Задает домашнее задание: параграф 35,доработать еще лучше проект, приложив краткие описания уникальных мест, оформить коллективный проект.

Записывают задание в дневник

Проверяют друг у друга.(К)





Объяснение определений и терминов:

Лакколиты – (несостоявшиеся вулканы).

Фен – (теплый ветер, нисходящий с гор в долины в теплое время года).

Бора – (холодный ветер, спускающийся с вершины гор на низины в холодное время года).

Плавни – (заболоченные участки земли, покрытые камышом).

Горные ледники – (ледник, образованный на вершине гор).

Молодые горы – (пикообразные, с острыми вершинами).

Сход лавин – (движение снега, грязи при резком потеплении, обильном снегопаде, землетрясении).

Горная река – (река, берущая начало в горах).

Высотная поясность – (чередование ПЗ в горах).


Приложение 1.

Деформированный текст.

Путешествие по Кавказу.

На огромном перешейке между Балтийским и Азовскими морями расположились горы большого Кавказа. Северный Кавказ – самая южная часть России, здесь проходит граница с Казахстаном и Турцией. Северный Кавказ – это область, расположенная на границе субтропического и экваториального климата. Кавказ – молодые горы, образованные в байкальскую складчатость. Горы Машук и Бештау - потухшие вулканы, самые высокие точки Кавказа. Наиболее высокая часть всей горной системы – центральный Кавказ. Здесь находится трехглавый Эльбрус – лакколит Казбек – действующий вулкан. Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Основным источником влаги для Северного Кавказа является Каспийское море. Поэтому восточные склоны отличаются большим количеством осадков. На западе региона часты засухи и суховеи. Наиболее крупные реки – Кубань, Терек, Ока, Егорлык, Дон. Богатство Прикубанской низменности – плодородные почвы.

Приложение 2.

Пушкин о Кавказе
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смерено идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам.
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье…

Приложение 3:

Дополнительный материал к уроку

Прикубанская равнина

Прикубанская равнина расположена к северу от Кавказских гор, от по­бережья Азовского моря (в западной части Предкавказья) до подножия Ставропольской возвышенности. Высота над уровнем океана невелика от 0 м (уровень Азова) до 150м у Ставропольской возвышенности.

Прикубанская равнина - это житница России. Здесь на плодородных степных черноземах выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечни­ка, сахарной свеклы, кукурузы.

Среди полей течет река Кубань. Весь этот край называют Кубанью.

Растет на Кубани, в плавнях устья реки Кубань рис. Это самый север­ный район в мире, где выращивается рис.

Территория Прикубанской низменности имеет теплый климат. Летом очень тепло: +22-24°С, иногда бывает очень жарко: температура в тени поднимается до +40°С.

Река Кубань берет начало с одного из 77 ледников, расположенных на склонах Эльбруса. Река в верховье очень бурная, падение в предгорьях Кавказа более 10 м на каждый километр, но затем русло и долина реки расширяется, и река становится спокойной.

Прикубанская равнина - это густо заселенная территория. Здесь множе­ство станиц, где живут кубанские казаки. Испокон веков охраняли они юж­ные рубежи России. А еще на Кубани живут очень голосистые люди. Пес­ню можно услышать в любой станице. Знаменитая Надежда Бабкина - ку­банская казачка. Станицы на Кубани тянутся длинной улицей на 10-15 км вдоль балок и рек. Жили на Кубани в саманах, это дом, построенный из сырцового кирпича (глина с добавкой соломы). Сейчас стоят добротные дома из обожженного крепкого кирпича. По традиции дома белят. Центр Кубани - город Краснодар.

Дагестан

Дагестан - это республика, название которой в переводе означает «страна гор». В состав восточные участки Бокового и Водораздельного хребтов, высшая точка Дагестана, известная г. Базардюзю - 4166 м. Это самая южная гора России.

Климат Дагестана более сухой, чем климат Западного Кавказа. Зима в высокогорье холодная и сухая. Средняя температура января от -1 до -1 ГС. Снежный покров невелик (около 40-50 см), в долинах наметает снега до 1-2 м. Лето очень теплое, но на высоте 3000 м температура среднесуточная держится около 0°С.

В. В. Докучаев писал о Дагестане: «... Еще в 1878 году я был поражен крайней дикостью и недоступностью этого края: когда мне пришлось увидеть тамошние горы, являющиеся в виде острых пиков и чрезвычайно кру­тых гребней, и тамошние долины в форме крайне узких и глубоких уще­лий, по которым с адской силой текут горные ручьи и речки, мне невольно представился вопрос, где же здесь образоваться и накопиться почвам... Можно сказать - это один бесконечный лабиринт горных цепей, пиков, скал и ущелий. Единственными и то чрезвычайно редкими исключениями являются перевальные седловины...»

Одним из наиболее живописных мест Дагестана является Гупиб - быв­шая крепость Шамиля. Аул Гупиб пристроился почти на самом верху гран­диозной стены - горы Гупиб. Доступ к нему возможен только по узкой дороге, вьющейся по отвесному скалистому склону. Еще выше находится Верхний Гупиб, где при взятии Гупибской крепости был пленен Шамиль. Сулак - самая крупная река Дагестана, она принимает несколько притоков, их называют - Койсу. Сулак в верховье - бурный поток. Второй рекой Да­гестана является река Самур, которая берет начало с ледников Кавказского хребта и впадает в Каспий.

Дагестан имеет разнообразную природу, это объясняется высотной по­ясностью, которая проявляется в горах Дагестана. Как пастбища использу­ются высокогорные субальпийские и альпийские луга.

Высокогорье богато животными. Здесь сохранился дагестанский тур -очень редкое копытное животное. В лесах обитают бурые медведи, олени, серны (у верхней границы леса), зайцы, куницы.

Дагестан - многонациональная республика. Здесь живет несколько де­сятков этнических групп: аварцы, кумыки, лезгины, лакцы, даргинцы и другие.

Живет население гор в аулах. Дома в аулах размещаются по склону в 5-6 этажей, один над другим. Крыши плоские и часто крыша нижнего дома является двориком для жителей верхнего. Известен Дагестан своими ору­жейниками села Кубачи, которые изготовляют кинжалы с чеканкой и ин­крустацией на рукоятке, украшенные ножны. Известен и кустарный про­мысел, которым занимаются горцы Дагестана - производство шерстяных изделий - войлоки, бурки, паласы, ковры славятся по всему Кавказу.

Кавказские минеральные воды

Кавказские минеральные воды - это курортный район, в состав которой входят известные всей России города-курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста. Прибывают сюда люди лечиться и от­дыхать.

Лечебным свойством обладают минеральные источники, их здесь сотни. Вода в источниках разная: одна содержит сероводород и годится для ванн: другая - щелочная годится для приема внутрь.

В Пятигорске десятки разных минеральных источников, здесь лечат разные болезни: остеохондрозы и заболевания внутренних органов. Но не­желательно ехать в Пятигорск больными с сердечно-сосудистыми заболе­ваниями: здесь очень большие перепады атмосферного давления. Около

Пятигорска находится гора-лакколит Машук. Гора печально известная все­му миру - здесь, у подножья горы, был убит великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В Пятигорске, где жил тогда Михаил Юрьевич Лер­монтов, сохранился домик Лермонтова - здесь музей поэта.

В Кисловодске чаще всего ясная безоблачная погода и нет перепадов атмосферного давления, поэтому этот курорт предназначен для лечения сердца и сосудов. А в Ессентуках и Железноводске минеральной водой ле­чат желудочно-кишечный тракт.

Впервые лечебница в районе Кавказских Минеральных вод была открыта в Пятигорске в 1830 г. Но упоминания о целебных источниках известны [с древних времен. Арабский путешественник Ибн-Баттута в XIV веке упо-[минал в дневниках о Пятигорском курорте.

Нарзан

Нарзан - по-кабардински, нарт-санно- питье богатырей (Нартов). Гор­цы считали, что нарзан возвращает умирающим жизнь, а стареющим - мо­лодость. Они сложили о нарзане множество легенд. В одной из легенд го­ворится: «Там, где снежные горы Кавказа отделяют степи от теплых стран, там, где на холмистых степях Кабарды пасутся табуны коней, есть необык­новенный колодец. Если смерть приближается к тебе, а ты хочешь жить, то стоит тебе окунуться в этот колодец, и ты будешь жить долго, долго. Если раны твои от пули или от шашки болят, окунись только в этот колодец, и боль исчезнет. Если хочешь стать разумным, напейся этой воды...»

Благодаря нарзану известен Кисловодск. Город находится на высоте 820 м над уровнем моря и защищен от ветров со всех сторон невысокими склонами гор. Климат здесь ровный, без резких колебаний. Нарзанными ваннами лечат сердечных и нервных больных.



Приложение 4

Экскурсия в музей забытых вещей

В Северном Кавказе очень разнообразный климат, что привело к образованию многочисленных природно-территориальных комплексов. Так ли это на самом деле? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в разные уголки этого красивейшего места России.

Но, прежде чем отправиться в природные комплексы, давайте зайдем в музей забытых вещей. Здесь собраны вещи мастеров здешних мест. Отгадайте по этим экспонатам, чем занимались эти люди. Постарайтесь найти связь между предметом, занятием, причиной занятия

деревянная резная шкатулка

резьба по дереву

каменная статуэтка

резьба по камню

серебряный браслет

изготовление металлических изделий

коврик

ковроткачество

вышитое полотенце

вышивание

минеральные воды «Нарзан», «Ессентуки»

лечебная вода

вино

виноделие

сухофрукты, грецкий орех, халва

садоводство

чай

выращивание

рис

выращивание

подсолнечное масло

выращивание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!