Просмотр содержимого документа
«Урок № 35. Проблемы и герои в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого. 8 класс.»
Урок по теме: «Проблемы и герои в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого».
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Содержание урока
I. Краткий рассказ о писателе
1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого?
— Какие произведения писателя вы уже читали?
— Какие проблемы поднимает писатель в рассказе «Кавказский пленник»? Как этот рассказ связан с биографией писателя?
— В чём своеобразие повести Толстого «Детство»? Докажите, что это автобиографическое произведение.
— Какие литературные места России связаны с именем Толстого?
Прокомментируйте эти связи.
2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого
(военная биография писателя, автобиографические страницы произведений Толстого, взгляды писателя на историю России), его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.
II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»:
ТАБЛИЦА Тезисы статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» |
Вопрос | Тезис |
В каких областях деятельности оставил свой след Толстой? | |
Какие произведения писателя запечатлели события истории России? | |
Свидетелем какого исторического перелома в России был Толстой? | |
Какие существенные изменения в русском обществе произошли после 1861 года? | |
Почему писатель мечтал о соединении людей в общую семью? | |
Что писатель выдвигает в качестве основы взаимоотношений людей? | |
Какой путь совершенствования человека предлагает писатель? | |
Почему Толстой не соглашался с доводом, что сначала надо изменить общественные отношения, а потом приступать к личному самосовершенствованию? | |
Почему Толстой считал, что человек должен постоянно стремиться стать лучше? | |
III. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?
Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?
V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа
Групповая работа:
Группа 1.
Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».
Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?
Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?
Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?
С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.
Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».
Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.
Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?
Группа 2.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».
Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?
Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.
С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?
Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.
Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?
Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.
Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?
Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?
Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?
Группа 3.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».
Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».
Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?
Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?
Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?
Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.
Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?
Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?
Группа 4.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.
Предположите, почему татарин совершил побег.
Почему автор подчёркивает национальность солдата?
Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?
Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?
Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?
С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.
Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?
Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?
VI. Обобщающая беседа:
Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?
Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?
Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?
Был ли полковник дурным, злым человеком?
От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Докажите, что Толстой — писатель-психолог.
VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».
Составление цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Две России в рассказе» |
«Россия полковника» | Мысли и чувства Ивана Васильевича | «Россия солдата» |
«Вечера и балы», «бал был чудесный…», «ласковая, радостная улыбка» | Всё дело «не в среде», «всё дело в случае», нельзя «для личного совершенствования» «прежде изменить условия, среди которых живут люди» | «Татарина гоняют за побег», «сморщенное от страдания лицо», «пёстрое, мокрое, красное, неестественное… тело человека» |
«Надо всё по закону» | «Я обнимал… весь мир своей любовью» | «Братцы, помилосердуйте» |
«Твёрдым шагом», «гневный голос», «делая вид, что он не знает меня» | «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке», «доходящая до тошноты тоска» | «Бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» |
«Подать свежих шпицрутенов» | «Он что-то такое знает, чего я не знаю» | «Братцы не милосердовали» |
Выводы |
Россия полковника — страна самодержавия и крепостничества; он поступает с солдатом по закону. Нравственный конфликт с Иваном Васильевичем ведёт к разобщённости дворян | Иван Васильевич видит двуличие полковника, который добр на балу и жесток после бала. Рассказчик принадлежит к сословию дворян, но сочувствует бедным и униженным. Изменить общество может только нравственное самосовершенствование человека, ведущее к единению дворянства и народа на основе гуманизма | Россия солдата — это страна бесправных и униженных людей, особенно из национальных окраин. Наиболее жестоки порядки в армии. Антигуманные законы заставляют солдат жестоко наказывать своего товарища, что ведёт к разобщённости людей и в низших сословиях |
VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:
— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»
Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.
— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «...весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить...»
9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.
— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?
Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?
Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.
— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?
IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».
Итоговые вопросы:
Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.