(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые студенты! Присаживайтесь. Я рада вас видеть. Давайте посмотрим, кто сегодня отсутствует (отмечаю отсутствующих по журналу). Я надеюсь у всех хорошее настроение и рабочий настрой. Давайте определим ход сегодняшнего урока. Первым этапом нашего занятия будет проверка домашнего задания, затем мы приступим к изучению нового материала, с последующим контролем насколько хорошо вы его усвоили. Программа занятия насыщенная, я попрошу вас быть внимательными! Были ли у вас проблемы при подготовке домашнего задания, возникли какие-то вопросы? (если возникли вопросы, отвечаю). Итак, давайте перейдем к проверке домашнего задания. У вас на столах лежат файлы с материалами, найдите в них Приложение №1 с названием «Исправьте исторические ошибки в тексте». Подпишите работу. (Слайд 2) Для Вас я подготовила текст, в котором намеренно сделала ряд ошибок. Вам необходимо их найти, подчеркнуть и сверху написать правильный вариант. На выполнение задания вам дается 3 минуты. (Слайд 3) Обратите внимание на слайд с правильным вариантом, проверти, как вы справились с заданием. В своем файле найдите Приложение №4 с названием «Лист самооценки». В первый столбец таблицы проставьте себе заработанное количество баллов. (8 ошибок, 8 баллов максимально). (Слайд 4) Также Вашим домашним заданием было составление таблицы «Основные события 1985- 1991 гг.». Я надеюсь, что все выполнили задание. Попрошу сдать домашнюю работу. На следующем уроке, после проверки, вы узнаете свои оценки. | Студенты, приветствуют преподавателя. Менеджер докладывает об отсутствующих. Если возникли вопросы, студенты их задают. Студенты рассматривают дидактические материалы. Студенты выполняют тестовые задания. Студенты проверяют себя, выставляют баллы. Студенты сдают работы. Студенты выполняют просьбу. |
Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, мне бы хотелось представить вашему вниманию притчу. (Слайд 5) Старый мудрый отец учил своих повзрослевших сыновей жить дружно. Для наглядности урока он дал им веник и велел переломить. Дети долго пытались сломать веник, но не смогли. Тогда отец развязал веник и раздал сыновьям по прутику. Они легко переломили отдельные прутья. — Вы — как эти прутья, — сказал отец. — Пока будете жить в единстве и дружбе между собою, вас никто не сломит, а если будете ссориться, то по одному и погибнете. Как вы думаете, о чем эта притча? Какому историческому событию ее можно посвятить? Напоминаю про Приложение 4. За каждый правильный ответ на уроке, ставьте себе 1 балл во второй столбец. Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. Вы все абсолютно правы. (Слайд 6) Тема нашего занятия звучит так: «Распад СССР. Образование СНГ». Запишите тему урока у себя в тетрадях. Скажите, а для чего нам нужно изучать данную тему? Своими ответами вы обозначили цель сегодняшнего занятия (щелчок по слайду): - рассмотреть причины и последствия прекращения существования СССР. (Слайд 7) Эпиграфом к уроку я взяла слова: 1. Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы (Владимир Владимирович Путин) 2. Тогда все хотели смены режима – получилось в итоге, что развалилась страна (Гарри Кимович Каспаров). Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР». (Слайд 8) Перед изучением нового материала, мы поставим перед собой проблемный вопрос, на который ответим в конце урока «Распад СССР-закономерность или случайность?». | Студенты слушают преподавателя. Студенты предлагают свои варианты. Студенты записывают тему урока. Студенты отвечают на вопрос. |
(Слайд 9) Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. Итак, прежде всего, давайте вспомним: Когда образовался СССР? Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны? Какие идеи были положены в основу этих проектов? Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)? Из курса обществознания вспомните значение терминов «федерация» и «конфедерация». Какому из них соответствовал, на ваш взгляд, СССР до 1985 г.? СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Исходя из этого можно выделить объективные причины распада государства. (Слайд 10) Объективные причины - Начало национальных движений, приведших к вооружённым конфликтам. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным. - Право наций на самоопределение. СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов. - Военно-экономическая причина (Афганистан). Никто не думал, что это на десять лет. Советское руководство полагало, что это будет маленькая и победоносная война. А на деле Афганистан советскую экономику добил. Советская экономика работала на оборонку. При формировании бюджета первое слово было за генералами. Остальные отрасли получали то, что оставалось после генералов. В итоге, с обороной все было неплохо. Даже хорошо. По числу ракет и прочего разрушительного оружия мы превзошли США. Но, так или иначе СССР нес колоссальные убытки, а ракеты сами по себе денег не приносили. - Кризис КПСС. Советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; - Не самые удачные реформы. Горбачев и думать не думал, что получится то, что получилось. Он хотел что-то по типу современного Китая, а в итоге сорвал стоп-кран. По сути, с момента начала перестройки он уже не контролировал процесс. - Развал экономики, инфляция и снижение роста производства - тяжелый экономический кризис. Это привело к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. - Региональные элиты. Когда Союз затрещал, очень многие видные коммунисты из республик задумались над тем, что ведь это очень хороший шанс стать президентами независимых государств. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. В то же время эти факторы необязательно могли привести к распаду Советского Союза, а лишь изменили бы его форму, при этом из состава СССР, скорее всего, вышли бы несколько республик. Решающий удар по СССР нанесли конкретные факторы острой политической борьбы в 1990-1991, непримиримое соперничество «демократов» во главе с Б.Н. Ельциным, пришедших к власти в РСФСР, и союзного центра во главе с М.С. Горбачевым. Противоборство двух центров власти на территории центральных регионов СССР привело к резкому ослаблению всей системы Советского Союза. Давайте вспомним, какую роль в истории сыграли данные политики. (Слайд 11) Политический портрет М. Горбачева (Сухинин Александр с докладом). Благодарю за доклад. (Слайд 12) Политический портрет Б. Ельцина (Дорофеев Артем). Благодарю за доклад. (Слайд 13) 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%). После проведения референдума М. Горбачев подготовил проект Союзного Договора подписание которого должно было состоятся 20 августа 1991 года. Почему договор не был подписан? (Слайд 14) Августовский путч (Козлов Александр) Из всего вышесказанного можно выделить субъективный фактор распада СССР (Слайд 15) Говоря о субъективном факторе и о борьбе Горбачева с Ельциным, исследователи обычно обращают внимание на «силу» Ельцина и «слабость» Горбачева. Однако Горбачев был не «слаб» вообще – иначе он не сделал бы такую карьеру. Горбачев был сильнее Ельцина в аппаратной борьбе, что показали события не только в 1985-1988 гг., но даже в совершенно безнадежной ситуации после Августовского путча (1991). Его аппаратная сила вызывала опасения у противников до самого конца существования СССР. Но в условиях революции эта сила оборачивалась слабостью — Горбачев оказался вне неформальных движений. Ельцин же был способен на смелые радикальные шаги, которые вызывали массовую поддержку. Горбачев предпочитал «уговаривание», раздражая уговариваемых «округлыми», компромиссными речами, а Ельцин предлагал решительные действия, мобилизуя на свою сторону протестные группы населения. ГКЧП и последовавший за ним контрпереворот сделал Ельцина хозяином центральной части СССР, но цель взятия власти была достигнута ценой «парада независимостей» республик в конце августа 1991. (Слайд 16) 8 декабря в Беловежской пуще Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук подписали договор о создании Союза Независимых Государств и ликвидации СССР. (Слайд 17) Найдите в своих материалах Приложение 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. На выполнение 5 минут. (Слайд 18) Проверьте себя. (Слайд 19) 25 декабря 1991 года М.С. Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация». (Слайд 20-21) Изучив материал урока вернемся к вопросу, который мы поставили «Распад СССР-закономерность или случайность?». (Слайд 22) Что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР? Найдите в материалах Приложение 3. Выполните тест. На выполнение 3 минуты. (Слайд 23) Проверьте правильность выполнения. Проставьте баллы в Приложение 4. | 22 декабря 1922г. План "автономизации" И. В. Сталина и союз равноправных республик В.И. Ленина. - Сталинский проект предусматривал, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР и стать автономиями. При этом они не могли бы в будущем стать независимыми государствами. - Ленинский проект предполагал создание нового союзного государства, при этом союз должен был быть добровольным, то есть образующие его республики в будущем могли бы покинуть его. - Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922. Федерация — государство, состоящее из образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Конфедерация — постоянный союз государств, сохраняющих независимое существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам. СССР все таки формально был федерацией, фактически унитарным государством, но со временем мог обрести реальную федеративность Студенты записывают причины в конспект Студенты работают вместе с преподавателем. Идет беседа по образу жизни монгол. Слушают доклад. Слушают доклад. Предпринята попытка государственного переворота. Слушают доклад - крушения СССР как коммунистического государства было неизбежно; - крушения СССР это нелепое стечение обстоятельств (ГКЧП, роль Ельцина в политических событиях, Беловежские решения, разработанные в Москве). возможные ответы: приобрели – суверенитет, свободу, возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли – статус сверхдержавы, территории, стабильность и др. |